Форма проведения: Конференция
Правовая основа социального государства
Ведущий. На данной конференции мы рассмотрим правовую основу социального государства. В современном мире давно нет ни правового государства в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической литературе как социально-правовое государство.
Социально-правовое государство возникает в середине XX в. в результате длительного – более полувекового – процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство. Образовавшееся в результате подобной трансформации новое
государство, став социальным, не перестает быть правовым. Но даже если допустить существование чисто социального государства, то и оно вопреки утверждениям многих весьма авторитетных отечественных правоведов, не утрачивает своего правового характера, если, конечно, под правом не понимать исключительно частное право.
Сегодня каждое правовое государство является социальным, а социальное – правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство. Разделить их можно только в абстракции. Говоря о социальном государстве, в реальности мы имеем в виду
социально-правовое государство. Точно также, как, говоря о правовом государстве, мы в современных условиях подразумеваем, что оно одновременно является и социально-правовым.
Поэтому вполне правомерно в современной юридической литературе утверждается, что «правовое государство» и «социальное государство» - не просто стали неразрывны, но нередко используются как синонимы. Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом
закрепления за ним социальных функций. Социальные характер и функции государства не просто приобрели прочные правовые основания, но стали ведущими для государства, в свою очередь трансформируя правовую основу государства. К этому можно было бы только добавить, что неразрывная связь между понятиями правовое и социальное государства терминологически очень удачно передается как раз понятием социально-правовое государство. К началу XXIв. статус социально правового государства имеют практически все не только западные государства, но и
постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, включая Россию, хотя сам статус по разным причинам далеко не всегда достаточно четко фиксируется в их конституциях.
Сегодня налицо достаточно высокий уровень теоретического осмысления социально-правового государства как в отечественной, так и зарубежной литературе. Правда, и в той и в другой преобладают работы, посвященные либо правовому, либо социальному аспекту государства,
взятых в отдельности. Гораздо меньше трудов о социально-правовом государстве как таковом, то есть о государстве, представляющем собой живое единство этих двух начал, их органический синтез, дающий жизнь фактически новой разновидности современной правовой государственности – социально-правовому государству.
Вместе с тем многие основополагающие вопросы теории социально-правового государства остаются нерешенными. Не определены аналитические подходы к его изучению, нечетко зафиксированы предметные границы исследований, предварительный характер имеют обобщающие выводы. Не существует, наконец, общепринятого представления о причинах
возникновения этого государства, его объективных основах, главных этапах развития, сущности, специфических функциях, механизмах и принципах их реализации, главные закономерности эволюции, исторических перспективах и т.д. Не ставя перед собой задачу развернутого анализа каждого из указанных аспектов, остановимся лишь на некоторых из них, наиболее, на наш взгляд существенных.
Ведущий:Концепция и практика социально-правового государства стала развиваться в ХХ веке на базе теории правового государства. Поэтому необходимо сначала разобраться в сущности правового государства. По проблеме Историко-правового аспекта развития концепции правового государстваслово предоставляется докладчику №1 ___________________________
Докладчик №1. Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правовые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.
Первые представления о правовом государстве как об определенном
государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона,
стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование
теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности,
оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт
демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на
демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э.
древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.
Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ,
Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более
совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы
последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна
лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое
взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало
гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как
для граждан, так и для самого государства.
Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового
сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том,
что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей,
связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»
Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном
мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были
сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и
возникновения нового социально-политического строя.
В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают
проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой
организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей,
соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил.
Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения
новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и
в частных, и в публично-политических отношениях.
В этот период идеи правовой государственности с позиции историзма
изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.
Боден же определяет государство как правовое управление многими
семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению,
состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового
государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей
индивидуальную свободу посредством права.
Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г.
Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П.
Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами
связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека,
народного суверенитета, разделения властей.
Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди
неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое
покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение
налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить
злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и
исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных
законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола,
по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в
гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого
общества».
Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения с
правительством, и право на восстание для восстановления попранной свободы.
Однако восстание не должно быть актом меньшинства.
С именем Монтескье связано детальное обоснование принципа разделения властей
и идеи правления законов, а не людей. Согласно Монтескье, главная цель
государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе, и
разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если
кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.
Понимание права у Монтескье направлено против абсолютистских юридических
доктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать систему светских правовых
взглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалы
Просвещения.
На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было
поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила
Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства,
сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой
«объединение множества людей, подчиненных правовым законам»
Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли
государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является
абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или
орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что
ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического
императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать
подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к
существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он
рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно
руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан.
Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная
власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной.
Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.
Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное
направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке
теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого
направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер
(1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.),
Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).
Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот
Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической
литературе в первой трети XIX в.
Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в.
также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во
мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так
же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права процветает
национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие
народу «умственные и нравственные силы».
Ведущий:О развитии идей правового государства в России расскажет докладчик №2.
Докладчик №2.В России идеи правового государства стали разрабатываться гораздо позже. Русская юридическая мысль в вопросе о правовом государстве базировалась на
трудах иностранных правоведов. В русской политико-правовой мысли тема правового
государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского,
А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.
В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в
работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М.
Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена,
Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других.
Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма.
Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать
государственный строй Российской империи в соответствии с образцами
европейского пути развития.
Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский
характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право,
парламент, правовое государство и режим законности.
Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй половины XIX в.
является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной широтой научных интересов, и его
работы в области права не потеряли своего теоретического и практического
значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета
государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за
парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область
свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой
личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и
нравственность, — это формальное начало. Его содержание дается экономическими
отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда
ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаимодействие, в
котором, однако, право является господствующим началом, ибо оно устанавливает
обязательные формы.
Другой видный представитель либерального правоведения и социологической
школы права С.А. Муромцев понимал под правом правовой порядок, который
рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему
существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной
защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное
отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения от случайного
произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор правопорядка,
поскольку они направляют действия органов и лиц, которые держат в своих руках
юридическую защиту отношений: административных властей, суда, субъектов
гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она
действует рядом и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают
влияние на образование правового порядка.
В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен
подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные
черты. По мнению этого известного ученого, государство путем своих законов
связывает и обязывает ими не только подчиненных ему индивидов, но вместе с
тем, посредственно или непосредственно, и самое себя. Закон налагает известные
обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в
то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя
гражданам соответственные права. «Государство, в лице своей правительственной
власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин»,
- считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях конституционного государственного строя.
Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной.
В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране
произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право,
обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.
Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт
построения и функционирования правовой государственности в современных
демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль
наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.
Общая теория правового государства эволюционирует со времен эллинов. Она
успела обогатится ценным теоретическим багажом. Сама же теория претворяется в
жизнь. Многие положения этой теории стали составными частями законодательства
«развитых» стран. Основное внимание в этой концепции отводится человеку как
абсолютной ценности. Исходя из этого постулата и строится данное государство.