Форма проведения: Конференция

Правовая основа социального государства

Ведущий. На данной конференции мы рассмотрим правовую основу социального государства. В современном мире давно нет ни правового государства в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической литературе как социально-правовое государство.

Социально-правовое государство возникает в середине XX в. в результате длительного – более полувекового – процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство. Образовавшееся в результате подобной трансформации новое

государство, став социальным, не перестает быть правовым. Но даже если допустить существование чисто социального государства, то и оно вопреки утверждениям многих весьма авторитетных отечественных правоведов, не утрачивает своего правового характера, если, конечно, под правом не понимать исключительно частное право.

Сегодня каждое правовое государство является социальным, а социальное – правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство. Разделить их можно только в абстракции. Говоря о социальном государстве, в реальности мы имеем в виду

социально-правовое государство. Точно также, как, говоря о правовом государстве, мы в современных условиях подразумеваем, что оно одновременно является и социально-правовым.

Поэтому вполне правомерно в современной юридической литературе утверждается, что «правовое государство» и «социальное государство» - не просто стали неразрывны, но нередко используются как синонимы. Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом

закрепления за ним социальных функций. Социальные характер и функции государства не просто приобрели прочные правовые основания, но стали ведущими для государства, в свою очередь трансформируя правовую основу государства. К этому можно было бы только добавить, что неразрывная связь между понятиями правовое и социальное государства терминологически очень удачно передается как раз понятием социально-правовое государство. К началу XXIв. статус социально правового государства имеют практически все не только западные государства, но и

постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, включая Россию, хотя сам статус по разным причинам далеко не всегда достаточно четко фиксируется в их конституциях.

Сегодня налицо достаточно высокий уровень теоретического осмысления социально-правового государства как в отечественной, так и зарубежной литературе. Правда, и в той и в другой преобладают работы, посвященные либо правовому, либо социальному аспекту государства,

взятых в отдельности. Гораздо меньше трудов о социально-правовом государстве как таковом, то есть о государстве, представляющем собой живое единство этих двух начал, их органический синтез, дающий жизнь фактически новой разновидности современной правовой государственности – социально-правовому государству.

Вместе с тем многие основополагающие вопросы теории социально-правового государства остаются нерешенными. Не определены аналитические подходы к его изучению, нечетко зафиксированы предметные границы исследований, предварительный характер имеют обобщающие выводы. Не существует, наконец, общепринятого представления о причинах

возникновения этого государства, его объективных основах, главных этапах развития, сущности, специфических функциях, механизмах и принципах их реализации, главные закономерности эволюции, исторических перспективах и т.д. Не ставя перед собой задачу развернутого анализа каждого из указанных аспектов, остановимся лишь на некоторых из них, наиболее, на наш взгляд существенных.

Ведущий:Концепция и практика социально-правового государства стала развиваться в ХХ веке на базе теории правового государства. Поэтому необходимо сначала разобраться в сущности правового государства. По проблеме Историко-правового аспекта развития концепции правового государстваслово предоставляется докладчику №1 ___________________________

Докладчик №1. Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правовые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Первые представления о правовом государстве как об определенном

государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона,

стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование

теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности,

оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт

демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на

демократиче­ских началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э.

древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Главное на­правление поиска таких мыслителей античности, как Сократ,

Демо­крит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более

совер­шенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы

последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна

лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое

взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало

гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как

для граждан, так и для самого государства.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового

сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том,

что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих лю­дей,

связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интере­сов»

Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном

мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были

сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и

воз­никновения нового социально-политического строя.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают

проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой

организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей,

соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил.

Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения

новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и

в частных, и в публично-политических отношениях.

В этот период идеи правовой государственности с позиции историзма

изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими

семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению,

состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового

государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея пра­вовой организации

государственной жизни, исключающей монополи­зацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей

индивидуальную сво­боду посредством права.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г.

Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П.

Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами

связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека,

народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах госу­дарственной власти, Д.Локк, например, среди

неотчужда­емых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое

покушение на право собственности (лишение части собственности, по­вышение

налогов) рассматривается Локком как проявление деспотиз­ма. Чтобы не допустить

злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и

исполнительную власть и подчинить за­конодателей действию ими же созданных

законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола,

по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в

гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого

общества».

Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения с

правительством, и право на восстание для восстановле­ния попранной свободы.

Однако восстание не должно быть актом мень­шинства.

С именем Монтескье связано детальное обоснование принципа раз­деления властей

и идеи правления законов, а не людей. Согласно Мон­тескье, главная цель

государства — примирять противоречия, возни­кающие между людьми в обществе, и

разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если

кто-то не пожелает под­чиняться правопорядку.

Понимание права у Монтескье направлено против абсолютистских юридических

доктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать сис­тему светских правовых

взглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалы

Просвещения.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государст­ва было

поднято в теории родоначальника классической немецкой филосо­фии Иммануила

Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства,

сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно пред­ставляет собой

«объединение множества людей, подчиненных правовым за­конам»

Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он ис­пользовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было на­звано верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли

государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является

абсолютной цен­ностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или

ору­дия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что

ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического

императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать

подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к

существованию. Попытки власти регла­ментировать каждый шаг подданных он

рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно

руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Ис­полнительная

власть подчинена законодательной. Судебная власть на­значается исполнительной.

Тем самым должно обеспечиваться равно­весие властей, а не просто их разделение.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное

направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разра­ботке

теории правового государства. К числу наиболее видных представите­лей этого

направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер

(1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.),

Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот

Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической

литературе в первой трети XIX в.

Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в.

также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во

мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так

же подзаконен, как и гражда­нин. Лишь при господстве права процветает

национальное благосо­стояние, торговля и промыслы, развертываются присущие

народу «ум­ственные и нравственные силы».

Ведущий:О развитии идей правового государства в России расскажет докладчик №2.

Докладчик №2.В России идеи правового государства стали разрабатываться гораздо позже. Русская юридическая мысль в вопросе о правовом государстве базировалась на

трудах иностранных правоведов. В русской политико-правовой мысли тема правового

государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского,

А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в

работах видных правоведов и философов предоктябрь­ского периода: Н.М.

Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена,

Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чиче­рина, Н.А. Бердяева и других.

Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма.

Либерализм в России во вто­рой половине XIX в. стремился преобразовать

государственный строй Российской империи в соответствии с образцами

европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский

характер общества, политический плюрализм, все­общее избирательное право,

парламент, правовое государство и режим законности.

Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй по­ловины XIX в.

является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной ши­ротой научных интересов, и его

работы в области права не потеряли своего теоретического и практического

значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета

государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за

парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область

свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой

личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и

нравственность, — это формаль­ное начало. Его содержание дается экономическими

отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда

ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаи­модействие, в

котором, однако, право является господствующим нача­лом, ибо оно устанавливает

обязательные формы.

Другой видный представитель либерального правоведения и соци­ологической

школы права С.А. Муромцев понимал под правом право­вой порядок, который

рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему

существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной

защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное

отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения от случайного

произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор пра­вопорядка,

поскольку они направляют действия органов и лиц, кото­рые держат в своих руках

юридическую защиту отношений: админи­стративных властей, суда, субъектов

гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она

действует рядом и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают

влия­ние на образование правового порядка.

В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен

подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные

черты. По мнению этого известного ученого, государст­во путем своих законов

связывает и обязывает ими не только подчи­ненных ему индивидов, но вместе с

тем, посредственно или непосредст­венно, и самое себя. Закон налагает известные

обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в

то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя

гражданам соответственные права. «Государство, в лице своей прави­тельственной

власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдель­ности, гражданин»,

- считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях конституционного государ­ственного строя.

Советская государственно-правовая наука идею правового государ­ства считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране

произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право,

обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.

Опираясь на научный потенциал про­шлого и настоящего, практический опыт

построения и функциониро­вания правовой государственности в современных

демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль

на­метили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

Общая теория правового государства эволюционирует со времен эллинов. Она

успела обогатится ценным теоретическим багажом. Сама же теория претворяется в

жизнь. Многие положения этой теории стали составными частями законодательства

«развитых» стран. Основное внимание в этой концепции отводится человеку как

абсолютной ценности. Исходя из этого постулата и строится данное государство.

Наши рекомендации