Вопрос 41. Правовое регулирование
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения: это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Правовое воздействие не следует отождествлять с правовым регулированием. Первое – понятие более широкое. Комаров С.А. справедливо отмечает, что под правовым регулированием общественных отношений мы понимаем лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения – воздействия при помощи специфических правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации).
Предметом правового регулирования выступает та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений: 1) властеотношения; 2) отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка; 3) отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями. Кроме того, существуют и иные подходы к выделению групп общественных отношений в составе предмета правового регулирования. Например, ряд авторов выделяют всего две группы данных отношений: 1) властные отношения (или – вертикальные) и 2) горизонтальные (отношения равных сторон). Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Каждая отрасль имеет свой специфичный, особый предмет правового регулирования.
Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.
При правовом регулировании наиболее распространены императивный (директивный) и диспозитивный (предоставляющий выбор) методы. Метод правового регулирования – это способы воздействия норм отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования; метод непосредственно определяется предметом правового регулирования. В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения. Этот метод чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например, в конституционном, административном, уголовном, финансовом праве). Это метод власти и подчинения. Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения; применяется обычно в частно-правовой сфере (например, в отрасли гражданского права). Также при правовом регулировании возможно сочетание указанных методов.
Выделяются три основных способа правового регулирования:
1. дозволение (управомочивание) (наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования);
2. обязывание (предписание исполнить определенные действия (например, должнику исполнить свои обязательства перед кредитором);
3. запрет (возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом – дарить, продавать и т.д.)).
Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина противоправной информации (например, информации о противоправности тех или иных деяний), применение мер принуждения.
Основными типами правового регулирования являются:
1. общедозволительный (его смысл: разрешено все, что не запрещено законом; применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом));
2. запретительный (его смысл: запрещено все, что не разрешено законом; применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган может осуществлять только то, что прямо разрешено государством, т.е. действовать исключительно в рамках своих полномочий)).
Выделяются следующие стадии правового регулирования:
1. возведение государственной воли в закон (при возведении воли государства в закон: определяется круг участников правоотношения; устанавливается (указывается) их статус; определяются возможные права и обязанности участников правоотношения; указываются возможные варианты их поведения; данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в установленном порядке);
2. индивидуализация прав и обязанностей (на этой стадии: наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные нормой права – юридические факты; нормы права начинают действовать в конкретной ситуации; возникают правоотношения; участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности);
3. реализация права (на этой стадии правовая норма начинает «работать» – использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации). Ряд авторов выделяют и четвертую стадию правового регулирования – стадию применения права (которая считается факультативной и имеет место, если права и обязанности субъектов не смогли реализоваться беспрепятственно).
Механизм правового регулирования – это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, упорядоченность общественных отношений (или: механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права) (или: это – совокупность средств правового воздействия на общественные отношения).
Средствами правового регулирования являются: 1) норма права (она выступает в качестве первичного элемента правового регулирования); 2) нормативно-правовой акт; 3) акты официального толкования; 4) правоотношения; 5) акты реализации права (это действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм); 6) акты применения права; 7) правосознание; 8) режим законности.
Эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от: 1) правильного толкования норм права и 2) уровня правосознания субъектов правового регулирования.