Мингазов Л.Х., доктор юридических наук, профессор

НИЖНЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

Р.Р. ЛУТФУЛЛИН

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методическое пособие для подготовки

К государственным экзаменам

(специальность 030501.65 – Юриспруденция)

Нижнекамск – 2006

ББК ____

Л ____

Лутфуллин Р.Р. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие для подготовки к государственным экзаменам. – Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2006. - ___ с.

Рецензенты:

Мингазов Л.Х., доктор юридических наук, профессор,

Мулюков Ш.М., кандидат философских наук, доцент,

Носаненко Г.Ю., кандидат политических наук.

Ответственный редактор Курдюков Г.И., доктор юридических наук, профессор.

Учебно-методическое пособие представляет собой краткое изложение возможных вопросов государственного экзамена по дисциплине «Теория государства и права». Оно подготовлено в соответствии с требованиями государственного образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция. Используя данное пособие при подготовке к сдаче государственного экзамена, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях.

Предлагаемое Вашему вниманию учебно-методическое пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний по теории государства и права.

Перечень примерных вопросов к государственному экзамену

по дисциплине «Теория государства и права»

Предмет и метод теории государства и права.

Функции теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе юридических наук.

4. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

5. Причины и формы происхождения государства и права.

Основные теории происхождения государства.

Понятие и сущность государства.

8. Понятие и содержание функций государства. Динамика функций государства.

Исторические типы государства.

Государство и право переходного типа.

Форма государственного правления.

12. Форма государственного устройства.

Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим.

14. Непосредственная и представительская демократия.

15. Правовое государство.

Гражданское общество.

17. Личность, право, государство. Правовой статус личности.

18. Государство и религия.

Государство и политические партии.

Механизм государства: понятие и виды (классификация) органов государства.

21. Теория и практика разделения властей.

22. Политическая система общества: понятие и структура.

23. Место и роль государства в политической системе общества.

24. Виды общественно-политических систем.

Признаки и определение права.

26. Основные концепции правопонимания.

27. Функции права и его принципы.

28. Исторические типы права.

29. Право в системе социальных норм.

30. Право и мораль.

Право и закон.

32. Понятие, признаки, структура нормы права.

33. Виды норм права.

34. Формы (источники) права.

35. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

36. Систематизация законодательства.

Система права: понятие, структура.

38. Основные отрасли российского права.

39. Понятие, признаки, структура, виды правовых отношений.

40. Юридические факты.

41. Правовое регулирование.

42. Использование, исполнение, соблюдение и применение права.

Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

44. Характеристика основных правовых систем современности.

45. Толкование норм права: понятие, признаки, виды.

Понятие, структура и виды правосознания.

Понятие, функции правовой культуры.

Правомерное поведение: понятие, виды.

49. Понятие правонарушения, его признаки, состав и виды.

Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.

51. Поощрения в праве.

Правопорядок: понятие, принципы, виды.

53. Законность: понятие, принципы, гарантии.

54. Социально-правовое отклонение: понятие, признаки, структура, виды.

Вопросы 6. Основные теории происхождения государства

Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами нескольких самостоятельных культурных цивилизаций. Данными государствами являлись: Древний Египет, Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, Древние Афины, Спарта, Древний Рим и др. В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:

- возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

- данный процесс происходил несколько тысячелетий тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

- влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) накладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрение, так и на авторов теорий о происхождении государства, т.к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);

- нельзя игнорировать субъективный фактор – личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.

К основным теориям происхождения (возникновения) государства принято относить: классовую, теологическую, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, ирригационную, волюнтаристскую, патримониальную теории, теорию насилия.

1) Марксистско-ленинская (материалистическая, экономическая, классовая) (авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов): «государство есть продукт классовых противоречий». Государство возникает в силу, прежде всего экономических причин: общественное разделение труда привело к росту производительности труда; появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей; появилась частная собственность; социальная и имущественная дифференциация общества; возникают классы имущим и неимущим, между которыми есть непримиримые противоречия. Отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих и защиты интересов имущих. То есть суть теории в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с их исчезновением. Положительное в теории: экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами – классов и др. Недостатки теории: ее односторонность, отсутствие учета психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов общественного развития; рассмотрение государства только лишь как аппарата господства одних (экономически сильных) классов над другими.

2) Естественно–правовая (договорная) теория (авторы: Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев): государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Так как не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать ему право на жизнь, честь, достоинство и собственность (в этих условиях каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к войне всех против всех; в результате этой войны неорганизованное общество могло уничтожить само себя), то люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека (таким образом, был создан институт (в лице государства) согласования интересов между людьми, совместной жизни, взаимной защиты). Если же права человека нарушаются, то народ обретает право на революцию. Таким образом, государство является порождением разумной воли людей, народа, человеческим учреждением и даже изобретением. Недостатки теории: механическое представление о природе возникновения государства: государство – искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради обеспечения лучшего порядка и свободы. Кроме того, следует отметить идеалистичность данной теории: общественный договор - это скорее идеал, чем реальная действительность; ни одно государство не возникло таким путем; сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга; по данной теории общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы – классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. Положительное в теории: были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними – идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; был сделан шаг к созданию гражданского общества; фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу; государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; согласно этой теории государство и народ имеют взаимные обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности, государство же регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности; в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей (то есть народ имеет право на восстание, право поменять власть, если она перестала выражать интересы народа).

3) Органическая теория (она была выдвинута во второй половине 19 в. английским философом и социологом Спенсером, а также – Вормсом и Прейсом). Согласно этой теории, государство возникает и развивается подобно биологическому организму, оно произведение сил природы, оно подобно человеческому организму: люди образуют государство как клетки живой организм; государственные институты подобны частям организма (правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, рабочие и крестьяне (производители) – рукам и т.д.); между государствами, как в живой среде, идет конкуренция (естественный отбор как в природе, где выживают сильнейшие). Отсюда, все неясное в строении и деятельности государства можно объяснить по аналогии с анатомией и физиологией. Государство будет существовать пока существуют люди. Если организм здоров (государство), то и его клетки (люди) функционируют нормально. Недостатки: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным. Положительное: восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.

4) Теория насилия (Шан Ян (4 в. до н.э, китайский политик), Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский): государство возникает в результате насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Насилие могло быть и внутренним: насилие одних членов общества над другими внутри одного государства. Недостатком теории является: насилие (при его важной роли, роли ускорения процесса образования государства), является не единственным фактором, который лежал в основе возникновения государства.

5) Психологическая теория (польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий (1867-1931 гг.), а также – З. Фрейд и Г. Тард): государство возникает в силу особых свойств психики человека: потребность индивида жить в коллективе, его стремление к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни; желание индивида повелевать и подчиняться; желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросать ему вызов – сопротивляться власти, совершать преступления и т.д. – и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества – вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергетике, которой они влияли на остальных членов рода. Недостатки теории: она не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство – социальные, экономические, политические и др.

6) Теологическая теория (она господствовала в средние века; в настоящее время она официально распространена в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.). Основатели теории: Аврелий Августин (Блаженный) (4-5 в. до н.э.), Фома Аквинский (13 в.) – христианские философы и богословы)): государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, государственные институты вечны, незыблемы, святы, их возникновение (и упразднение) не зависит от воли человека. Теологическая теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше; признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель бога на земле, монархи – представители папы и через него бога в своих государствах); полностью во всем подчиняться власти – церковной и земной, то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный богом порядок). Достоинства теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостаток: теория основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.

7) Патриархальная теория (Аристотель, Филмер, Михайловский): государство возникает по модели семьи (то есть государство – это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть главы государства (царя, короля, императора) является продолжением отцовской власти в семье: монарх – отец всего народа, благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы, король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи), власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема, подданные обязаны чтить короля, подчиняться ему, как члены семьи отцу. Достоинства теории: способствует сплочению общества, уважению государственной власти. Недостатки: прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Это неверно, так как в семье – действиетельные родственные связи, подданные государства родственниками не являются; монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, монарх не является родственником подавляющего большинства населения; власть отца неформальна и непосредственная, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.

8) Волюнтаристская теория (Мейтленд-Джонс): возникновение государства связано с деятельностью той или иной сильной личности. «Нормандскую теорию» возникновения Киевской Руси также можно рассматривать как ответвление волюнтаристской теории. Достоинства: обращается внимание на роль личности в истории; действительно, при определенном уровне развития общества отдельные личности (например, Тезей, Солон, Клисфен в Древних Афинах; Сервий Туллий в Древнем Риме) могут ускорить процесс ломки родоплеменных отношений и ускорить тем самым возникновение государства. Недостатки: возникновение государства происходит только на определенной стадии зрелости общества, это процесс, обусловленный объективными причинами; если общество не достигло должного уровня своего развития, то никакая личность, какой бы она сильной не была, не сможет создать государство.

9) Ирригационная теория: государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Необходима была мобилизация всего населения. Данная теория лишь отчасти объясняет причины возникновения государств в странах Древнего Востока.

10) Патримониальная теория (Галлер): государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом в свое время обосновывался феодальный сюзеренитет.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

Орган государства является основным элементом механизма государства. Государственный орган – это отдельное звено механизма государства, имеющий внутреннюю структуру и наделенный государством властными полномочиями в целях осуществления функций государства.

Признаки государственного органа:

- наделен государством властными полномочиями для реализации функций государства;

- входит в единую систему государственных органов;

- имеет внутреннюю структуру;

- устанавливает внутриорганизационные нормы;

- имеет собственную компетенцию;

- осуществляет свою деятельность на определенной территории;

- образуется в установленном законом порядке.

Реализация властных полномочий государственного органа осуществляется главным образом путем издания юридических актов, обязательных для тех, кому они адресованы, применения мер убеждения и принуждения, контроля за исполнением изданных органом актов.

Виды государственных органов:

1. по источнику формирования: первичные (они создаются без участия других государственных органов, как правило, они избираются: Государственная Дума, Президент РФ, Законодательный орган субъекта РФ) и производные (они формируются другими государственными органами (например, Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой РФ; Верховный Суд РФ – Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры РФ формируются при участии законодательных (представительных) органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации по представлению Президента РФ));

2. по территориальному охвату: федеральные (они осуществляют свою деятельность на всей территории федерации (например, Президент РФ, федеральное министерство, Государственная Дума и т.д.)) и органы субъектов федерации (они ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации (например, глава субъекта федерации, администрация субъекта, представительный (законодательный) орган субъекта федерации)). Органы местного самоуправления в систему органов государственной власти РФ не входят (ст. 12 Конституции РФ);

3. по характеру компетенции: общей компетенции (решают широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (Президент РФ, Правительство РФ)) и специальной компетенции (ограничивают свою компетентность определенной сферой (например, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел));

4. по порядку реализации полномочий: единоличные (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) и коллегиальные (Федеральное Собрание, Конгресс, Парламент);

5. о принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

Вопрос 30. Право и мораль

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Как уже отмечалось, нормы морали (нравственности) – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующим:

1. по происхождению: нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;

2. по форме выражения: нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях);

3. по способу охраны от нарушений: нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения;

4. по степени детализации: нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. То есть, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно должны учитываться нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе правоприменения компетентными государственными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства. Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования.

Вопрос 31. Право и закон

Проблема соотношения права и закона имеет многовековую историю. Ее суть сводится к тому, что существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. То есть здесь мы видим столкновение двух подходов:

1. государство является единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право;

2. право как регулятор общественных отношений считается, по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях.

Каков же критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других – к разряду неправовых? Что делает одни законы правовыми, а другие - неправовыми?

На эти вопросы удовлетворительный ответ не найден до сих пор. Учеными – юристами и философами предлагались различные основания – критерии для разграничения права и закона, правовых законов и неправовых законов. Но споры продолжаются. Еще в конце XIX – начале XX вв. в отечественной и зарубежной литературе в качестве критерия предлагалась «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа (правовыми следовало считать только такие законы и иные нормативно-правовые акты, которые адекватно отражают эту волю, все же остальные – неправовые). В более поздний период (вплоть до настоящего времени) выдвигаются другие критерии – это такие, как справедливость, добро, гуманность, зло и др. Право при этом определяется не иначе как «нормативно закрепленная справедливость». Иногда в тех же целях используется и категория «правовой идеал».

Хропанюк В.Н. считает, что правовой закон характеризуется следующими признаками: 1) правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей; 2) правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости (то есть требования закона в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства); 3) правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за –пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных); 4) правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права (то есть законодатель не создает содержания права, он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества); 5) правовой закон – антипод произволу (реальная жизнь правового закона возможна только в условиях правового государства).

Нерсесянц В.С. естественноправовой вариант различения и соотношения права и закона усматривает в конституционной концепции правопонимания, согласно которой исходное правовое начало представлено в правах и свободах человека. По его мнению, конституционные положения о правах и свободах человека являются наиболее важным и в конечном счете единственным настоящим критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодательства (законов и других источников «позитивного права»), правового типа организации и деятельности различных государственных властей и государства в целом. Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения этой статьи опосредуют правовой характер принимаемых законов. А статья 55 Конституции РФ устанавливает своего рода запрет на издание неправовых законов, провозглашая, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

В связи с этим представляется, что главный критерий закона, претендующего называться правовым, - это его соответствие интересам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, содействие реализации жизненно важных интересов и потребностей личности, адекватное отражение ценностного потенциала действующей демократической Конституции. В вопросе о соотношении права и правового закона само право должно рассматриваться не в формально-нормативном смысле, не как творение государства, а как общесоциальная, общечеловеческая ценность, как основа нормального функционирования гражданского общества и правового государства. Вне такого измерения права, его соотношение с законом утрачивает всякую значимость, поскольку правовой закон здесь не подразумевается. Правовой закон должен рассматриваться в качестве необходимой социальной ценности и отвечать требованиям права как общесоциальной (общечеловеческой) ценности, что и обусловливает естественное соотношение между ними, закладывает надежные основы для эффективного упорядочения и развития важнейших сторон общественной жизни.

Вопрос 33. Виды норм права

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определе­ние места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.

Наиболее общими основаниями классификации является их деление по сле­дующим признакам:

1. по отраслевой принадлежности, то есть по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по ин­ститутам и отраслям права. В соответствии с этими объективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семей­ного права и т.д.;

2. по юридической силе, то есть по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более де­тальная классификация.

3. по степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-прин­ципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают соци­альное содержание всех норм права данной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно ре­гулировать отношения, специально не урегулированные конкрет­ными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения анало­гии права. В отличие от норм-принципов общие нормы — это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основа­ния его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств, слу­жит как бы их общей частью. Общей нормой является ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступле­ния. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конститу­ционным нормам;

4. по характеру (или составу) предписываемых правил поведе­ния (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязыва­ющими (предписывают совершение содержащихся в норме дей­ствий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются косвенным указанием на правило поведения). Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Пер­вые две группы — специфически регулятивные в позитивном смыс­ле. В административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же — управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчер­пывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве — си­стеме запрещающих норм необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой оборо­не и крайней необходимости — управомочивающие. Специфика запрещающих норм состоит в том, что они фор­мулируются как полудиспозиции, т.е. прямо не устанавливают правил позитивного поведения, что характерно для обязывающих, и управомочивающих норм. Они указывают лишь на запрещае­мые действия, которые нельзя совершать, и тем самым — дикту­ют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет пря­мо выраженных диспозиций. Статьи уголовного кодекса, содер­жащие уголовно наказуемые деяния, представляют собой гипотезы, которые слились с диспозициями. В административном праве доминируют обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном и ряде других ре­гулятивных отраслей — управомочивающие, в уголовном — запре­щающие. Большинство норм уголовно-исполнительного законода­тельства — обязывающие, однако, немало и запрещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы. Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различ­ным основаниям. Так, например, запреты подразделяют: по сфе­рам общественной жизни — социально-экономические, политичес­кие, личные; по функциональному назначению — запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правового мате­риала — информативные и элементарные; по степени определен­ности — абсолютные и относительные и т.д.;

5. по степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они «поощряют» такую деятель­ность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать (например, женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста). Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т.е. предос­тавление различных материальных, духовных благ. Поощрительные нормы — это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматри­ваются и за обычное исполнение обязанностей;

6. по способам установления правил поведения нормы права делятся на категорические и диапозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволе­ние; вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее переда­чи, если иное не предусмотрено законом или договором;

7. по техническим приемам установления правила поведения нор­мы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные — непосредственно содержат описание правила пов<

Наши рекомендации