История возникновения и распространения женскихжурналов
Первые журналы для женщин появились во Франции в XVIII веке, их появление было тесно связано с гендерной политикой и социальной ситуацией в западных странах. В России появление женских журналов связано с политикой просветительства Екатерины II. В Петербурге родилась и продолжала энергично развиваться отечественная журналистика. Первый российский журнал для женщин был основан в 1795 году Николаем Новиковым. В нём публиковались литературные материалы, а в качестве модного приложения в нём печатались «модные картинки». Открытие данного журнала было основано на просветительской политике Екатерины Великой, которая затрагивала все слои населения.
В тематике женских журналов преобладала интонация мужского восхищения и преклонения перед слабым полом. Подобное распределение мужского и женского не могло долго сохраняться в контексте растущей эмансипации. Женщина обретает голос, получает право говорить о своем личном опыте и своей повседневной жизни без посредничества мужчин. Около трети женских журналов (порядка двадцати), выходивших в свет в России на протяжении XIX столетия, издавались или редактировались женщинами. В следующем столетии эта практика превратилась в норму и сыграла решающую роль в формировании «глянцевого» стандарта женского и женственного».
Возникновение женских журналов в Советской России обусловлено влиянием гендерной политики государства. Женщины рассматриваются как важный ресурс производства. С одной стороны, их включение в общественное производство мыслится как непременное условие построения нового коммунистического общества. С другой стороны, подчеркивается их материнская и супружеская роль. Изменения гендерной идеологии и политики нашли свое отражение в советских СМИ. Начальный период гендерной политики - 1920-е – 30е годы - отмечен возрождением «женской прессы»: в 1922г. выходит журнал «Крестьянка», в 1923г. возобновляется издание журнала «Работница», наряду с ними возникает большое количество местных газет, адресованных женской аудитории. Новые тенденции в общественно-политической жизни страны заметно изменили положение женщины, способствовали проявлению её скрытых деловых и творческих способностей. Женские издания стали развиваться, благодаря общественно-политической активности женщин в СССР. За период 1929-1945 гг. советский женский общественно-политический журнал достиг массового распространения, что подтверждает рост тиражей прессы. Политика правительства по отношению к женщинам-домохозяйкам, движение общественниц способствовали открытию общественно-политического журнала для домохозяек «Общественница» (1936-1941). Его основной целью стало привлечение аудитории к производственному и общественному труду. В издание вошли разделы политического воспитания, общественной деятельности, истории, писем, литературы, кроме того, были открыты разделы домоводства, моды, рукоделия, педагогики, медицины, кулинарии и «Детская страничка». По этим данным можно сделать вывод, что советская женская печать была полностью подчинена политическому диктату, что отразилось на содержании и тематике публикуемых материалов. Преобладающими тенденциями советской женской прессы на данном этапе стали: цели, отражающие основные идеи экономических компаний, в частности, содействующие подъему промышленного и колхозного строительства, индустриализации и коллективизации, наглядно демонстрирующие участие в них женского населения. Особо популярными были материалы, пропагандирующие успехи советского строительства, определенные профессии и отрасли труда, отражающие итоги соцсоревнований, способствующие политическому воспитанию. В женских журналах советского периода отражались социальные проблемы общества в целом в контексте женского вопроса, уравнивание женских и мужских идеалов привело к тому, что женские журналы утратили феминистическую тематику материалов, а контекст всех публикаций был подчинён общеполитическим планам советского правительства.
Период гласности 90-х годов ХХ века ознаменовался выходом на российскую арену мировых гигантов женской прессы. Социальное, экономическое и политическое развитие страны в эти годы привело к формированию качественно новых журналов на рынке женской прессы. Основной целью изданий было оказание помощи женщине и ее семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Внутриструктурное деление, несмотря на количество изданий, схоже и проистекает из тематического разграничения. Наилучших результатов в оформлении удалось достичь изданиям, выпускаемым зарубежными кампаниями, либо крупными отечественными издательскими фирмами, что позволило им изначально рассчитывать на высокие тиражи продукции. Пресса обращается преимущественно к женщине-жене, матери, хозяйке, деловой женщине.
Практически каждый год международные издательские дома такие, как CondeNast, Arnold, PrizeGroup, IndependentMedia открывали русские версии популярных на Западе изданий. Детища этих издательских домов («Cosmopolitan», «Она/She», «L’Officiel», «Vogue») до сих пор составляют достойную конкуренцию на российском издательском рынке в своём сегменте.
Переход экономики на рыночные отношения, социальное расслоение населения, свободный обмен опытом с западными государствами способствовали изменению менталитета советских работниц, крестьянок, общественных деятельниц и выдвижению новых женских идеалов: воспитательницы детей, спутницы жизни, хозяйки, деловой женщины. Началась идеологизация личной и внутрисемейной сторон жизни женщины, что привело к популяризации стандарта внешнего вида, семейных функций, образа жизни. Одновременно наблюдается ослабление внимания периодики к духовному миру читателя.
Проследив историю глянцевых женских журналов, можно сделать вывод, что издательский мир довольно долго создавал наиболее популярную модель журналов для женщин. Сейчас на российском рынке огромное количество изданий для женской аудитории, каждое имеет собственное «лицо» и предлагает своим читательницам набор материалов на определённые темы. На современном этапе развития женской прессы России сформировались определённые типы изданий, которые наиболее широко распространены среди российской аудитории.