Выдержки из темы выпускной квалификационной работы

Выдержки из темы выпускной квалификационной работы

Особенности юридических процедур создания

Российской Республики в 1917 году и их последствия

Студента Кувшинова Владимира Захаровича.

Одними из важнейших вопросов общества являются вопросы гражданства, национальной безопасности и собственности.

Под обществом понимается совокупность группы людей, которые отличаются друг от друга тем, что:

- угрюмо молчат, понимая многое, но разумно избегая активных действий по вмешательству в устранение причин;

- трусливо и преступно молчат, зная, в силу своего интеллекта и образованности, о близком к истине состоянии природы и общества на конкретный исторический момент;

- тупо молчат, недовольные обстоятельствами состояния природы и общества, но не понимающие истинных причин.

Немногочисленная элита общества, которая стоит особняком от всех групп населения, обычно на распутье в выборе перспектив…

Потеря территорий значительно ослабила коренные народы Руси. Вопросы о том, кому это выгодно, и кто давал команды на осуществление ослабления Руси, требуют отдельного изучения и анализа.

Правовые оценки создания Российской Республики и их значение с точки зрения юриспруденции, под влиянием политиков замалчивались, что повлияло на правосознание народа и дало возможность определенным кругам и лицам манипулировать правосознанием. Последствием этих манипуляций явился правовой нигилизм, как в действиях правящих структур, так и среди доверившихся им народных масс. Все обещания о счастливой жизни, которые давались народу с 1917 года, не сбылись. Такие страны как Китай, Индия и Россия имели на тот момент население приблизительно равное - по 150 миллионов человек в каждой из стран. Население Индии и Китая за последний век увеличилось примерно в 10 раз, в то время как в России численность населения замерла. Гибель и рождаемость - один из факторов счастливой жизни в обще цивилизационном понимании. Россия ответила за все беды цивилизации гибелью миллионов аборигенов.

Последствием манипуляции с информацией явилось формирование у них доверительного правосознания, консерватизма в правосознании, размытия нравственных понятий зла и добра как одних из основных ценностей цивилизации. Ложь во многих случаях подменяет собой Правду. Это признают, как великие (например, «великий американец» Президент США Джеральд Форд), так и весьма значимые в своих странах личности.

Д. Форду принадлежит высказывание: «Только Правда спасёт цивилизацию».

Правовые характеристики системы государственного

Современные перспективы совершенствования

Управления государством

Автор, оценивая труд Чистякова О.И. «Конституция СССР 1924 года», вынужден не согласиться с ним в том, что создаваемые на территории Российской Империи в границах РСФСР образования (так называемые республики) можно называть государствами, поскольку эти образования никак не отвечают требованиям понятия государств[2].

Прежде всего, народам России не донесли до осознания информацию о том, что они стали наследниками Императора со всеми его правами.

Искусственно названные тогда республиками образования не могут обладать качествами государства и не могут иметь суверенитет в составе Российской Республики. Т.е. все заявления о суверенитете республик, несмотря даже на включение этого понятия в Конституцию, носили популистский характер, и не несут юридических последствий. Украинская Советская Республика, Белорусская Советская Республика, Закавказская Советская Республика, образованные на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, не приобрели от нее права на территорию. Она (РСФСР) и не могла им таких прав предоставить, поскольку Монарх своей воли по данному вопросу не высказал.

В любом из вышеописанных случаев, на государство правопреемника ложатся международные обязательства государства предшественника, поэтому до разрешения этих вопросов нет возможности вообще рассматривать Украинскую, Белорусскую, Закавказскую Советские республики в качестве государств, да еще и суверенных. По аналогии Польша и Аляска не могут быть признаны государствами, поскольку не разрешен вопрос оплаты долгов Российской Империи, и не оплачены долги по налогам Монарху за весь период.

Автор предлагает рассматривать Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (законного правопреемника Российской республики) в качестве учредителя всех союзных республик и самого СССР.

Договор об образовании СССР приобрел свое значение в результате утверждения его текста учредителем – РСФСР путем закрепления его в тексте Конституции СССР 1924г.

В 2010 году автор из достоверного источника получил сведения о том, что Государственный Архив России не имеет договора об образовании СССР. Все попытки с 2006 по 2016г.г. получить доступ к архивным материалам в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и ознакомиться с текстом Декларации и Договора об образовании СССР, оказались безрезультатны. В установленном законом судебном порядке, автор намерен реализовать свое конституционное право на доступ к указанной информации.

На первом Съезде СССР в 1922г., были приняты решения о принятии текстов проектов Декларации и Договора об образовании СССР.

Позднее Проекты Договора и Декларации вошли в Конституцию СССР 1924 года, принятой на второй сессии ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года, и в окончательной редакции приняты II съездом Советов СССР 31 января 1924 года.

Вторая Конституция СССР утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936г.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и Союз Советских Социалистических Республик расположены на одной территории, образованы в рамках единого пути определения развития, под управлением единой управляющей фирмы (партии большевиков).

Учредителем СССР стала Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, а СССР стал правопреемником Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в условиях продолжения её существования. Подобной ситуации до настоящего времени не дана оценка, поскольку аналогии в истории не обнаружено.

Автор предлагает своё видение данной ситуации. Поскольку учредителем СССР стала Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (как и пятнадцати советских республик), то взаимоотношения Российской Социалистической Федеративной Советской Республики с советскими, автономными советскими республиками и СССР следует рассматривать в рамках доверительного управления (траста). Автор отмечает, что СССР обладает всеми признаками государства: основные - территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, государственный Суверенитет; дополнительные - единый государственный язык, единая транспортная система, единая денежная единица, единая информационная система.

Государственные органы СССР и его союзных республик выполнили миссию Временного правительства. Воля народа на государственное определение установлена иным путем:

- защита народом именно этого пути развития государства в Великой Отечественной войне и в ней (19141-1945г.г.);

- принятие народом СССР Конституции СССР в 1977г.

Народ любил и поддерживал царя. Смута, позже преподнесенная как революционная активность народных масс, была связана с распускаемыми «княжеской фрондой» слухами о готовящемся дворцовом перевороте.

Царь отрекся от власти под давлением родственников, буржуазных кругов и церкви. Именно это и лишает оставшихся родственников царя наследственных на власть, престол собственность и права участия в Учредительном собрании по законам наследственного права, морали, совести и этики.

Народ продолжает быть Монархом по юридическому факту божественного волеизъявления Николая II через Великого Князя Михаила.

В силу всего вышеизложенного ничтожны Беловежские соглашения, Декларации независимости республик, конституции новых республик с новым наименованием. Это уже отражено в Постановлении Государственной Думы от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР».

Автор не склонен рассматривать введение частной собственности в России как преступление, если частная собственность приобреталась за счет средств частного лица.

В советский период истории России народ значительно капитализировал общенародную собственность за счет героического труда, собственных научных и технических достижений благодаря марксистско-ленинскому учению. Присвоение накопленного советским народом капитала частными лицами, действующими через корпорации и фирмы, произошло в силу низкой юридической подготовки, низкого самосознания и управленческой незрелости «Монарха».

Обсуждение перспектив развития современного управления государством не может быть рассмотрено в отрыве от событий конца ХХ века.

Закон СССР от 01.12.1988 № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», стал первым законом на пути вмешательства в общественный публичный договор (волю Монарха), поэтому именно на этот закон следует обратить особое внимание.

Закон о внесении изменений в договор принял Президиум Верховного Совета СССР в нарушение требований общественного публичного договора (Конституции СССР), что, по сути, приводит к ничтожности внесенных изменений. Опыт ведения дел в судах в качестве правозащитника, дал автору настоящей работы опыт и знание о том, что в современном обществе ничтожные акты зачастую применяются в нарушение законодательства.

Внесенные изменения в Конституцию СССР касались государственного устройства СССР и власти. Закон СССР N 1360-I от 14 марта 1990 года "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" лишал КПСС руководящей роли, отнимал общенародную собственность Монарха и вводил пост Президента СССР. Все вносимые изменения в Конституцию СССР привели к изменению государственного строя СССР, были внесены с нарушением законодательства и без учета мнения граждан СССР.

Поскольку Конституция СССР 1977 года отвечает всем требованиям общественного договора, то каждый гражданин в этом договоре является стороной и участником этого договора.

Лица, принимавшие изменения в Конституцию СССР, имели право вносить изменения в этот договор исключительно в отношении себя.

Абсурдная ситуация произошла с момента принятия этого закона. Депутаты, проголосовавшие за отмену общественной народной собственности в качестве основы государственной собственности, тем самым прекратили свое собственное право совладельцев на эту народную собственность. При таких обстоятельствах любые решения по поводу государственной собственности они могли принимать уже исключительно по надлежаще оформленной доверенности от собственника.

На должность председателя Верховного Совета 14 марта 1990г. выбран А.И. Лукьянов. Согласно конституционного законодательства того времени (уже ничтожного в силу вышеприведенных причин) Съездом должен был руководить Председатель Верховного Совета СССР. Автор не может ответить на вопрос «кто должен был подписать этот закон?», если право на внесение изменений в Конституцию на тот момент принадлежало съезду.

Автор указывает только на то, что закон подписал Председатель Верховного Совета СССР М. Горбачев, в то время как сам М.С. Горбачев уже был выбран Президентом, а председателем ВС СССР выбран А.И. Лукьянов. Автор оставляет на совести юристов вопрос законности введения поста президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР в силу юридической ничтожности.

Рассмотрим иные особенности этого закона. Закон содержит две части. Первая часть вносит изменения в Конституцию СССР — глава о президенте, который избирается всенародно. Вторая часть говорит об исключении, которое позволяет избрать первого Президента не общенародным голосованием, как то предусмотрено статьями Конституции, а Съездом.

Статья IV Закона: «Настоящий Закон ввести в действие с момента его принятия».

В Конституцию СССР вносится норма об избрании Президента СССР всенародно.

А закон, который всегда подчинен Конституции, по правилам самой Конституции и по правилам об иерархии норм права, остается положение о том, что первый Президент в порядке исключения избирается Съездом, что вступает в противоречие с Конституцией. Возникла правовая коллизия, в которой закон противоречил Конституции СССР.

Никакого Президента СССР, избранного Съездом, никогда не было юридически, и все действия с его избранием антиконституционны даже по текстам базисного законодательства того времени. Никакой закон не может противоречить Конституции.

Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая, якобы, была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР, почему-то подписанная Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным, ничтожна в силу отсутствия соглашения с народом.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика учреждена Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой в качестве управляющей фирмы на основе траста. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, созданная в 1937 году, осуществляла доверительное управление собственностью и имуществом Российской Республики на территории значительной меньшей, чем территория Российской Республики.

Статья 77 Конституции РСФСР 1978 года: «Суверенные права РСФСР в соответствии с Конституцией СССР охраняются Союзом ССР» в совокупности со статьёй 81: «Суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР» и статьёй 75 Конституции СССР 1977 года (в редакции 1981 года): «Территория Союза Советских Социалистических Республик едина и включает территории союзных республик. Суверенитет СССР распространяется на всю его территорию.» означает, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика обладает суверенитетом Советского Союза, который не следует путать с личным республиканским суверенитетом.

Закон РСФСР от 27.10.1989 «об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) РСФСР» в нарушение статьи 185 Конституции РСФСР 1978г. принят Президиумом Верховного Совета, что приводит к ничтожности этого закона.

Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098-1 "О Президенте РСФСР" 24 апреля 1991 года N 1098-1 вводит пост Президента в качестве высшего должностного лица в СССР. Подписан закон Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Действовавшая на тот момент Конституция РСФСР 1978г. в редакции 15 декабря 1990г., не содержала сведений о Президенте РСФСР.

Закон РСФСР от 24 мая 1991г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" ввел в действие пост Президента РСФСР. Согласно внесенных в Конституцию РСФСР изменений, Президентом РСФСР мог быть избран только гражданин РСФСР. Согласно закона СССР о гражданстве, граждане союзных республик автоматически были гражданами СССР, но это не означало, что гражданин СССР обязательно является гражданином какой-либо из республик. Порядок определения гражданства РСФСР законодательством республик не был предусмотрен.

Ст. 1 Закона РСФСР N 1096-I от 24 апреля 1991 г. «О выборах президента» определено, что граждане РСФСР выступали в качестве единственных лиц, которые имели право принимать участие в выборах Президента РСФСР. Президентом РСФСР мог быть только гражданин РСФСР. На момент избрания Президента РСФСР большинство граждан СССР не сочли необходимым подтвердить гражданство РСФСР, что лишало их право голосования.

В последнем абзаце статьи 1 закона указано, что: «Нарушение требований настоящей статьи влечет за собой признание выборов Президента РСФСР недействительными».

Вывод о законности вступления в деятельность Президента РСФСР автор на себя не берет, поскольку он до выборов президента подтвердил свое желание состоять в гражданстве РСФСР. Ему известны еще несколько (в том числе и Б.Н. Ельцин), которые также успели (до выборов Президента РФСР 12 июня 1991г.) подтвердить свое гражданство РСФСР.

При таких обстоятельствах выборы Президента РСФСР состоялись, так как на выборы пришли избиратели из числа граждан РСФСР, однако Б.Н. Ельцин, как Президент РСФСР, не приобрел права подписания документов в отношении иных граждан, в том числе граждан СССР, которые никак не выразили своего желания подтверждать гражданство РСФСР.

Закон о гражданстве РСФСР № 1948-1 был принят только 28 ноября 1991 года. Закон практически не вступал в противоречие с законом о гражданстве СССР за исключением статьи 13: «Гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР».

Подобное требование гражданина Российской Советской Федеративной Социалистической Республики к гражданам СССР, даже если это и Президент РСФСР, незаконно. Более того, Б.Н. Ельцин, как гражданин и Президент РСФСР не обладал полномочиями на вынесение решений в отношении граждан СССР. Ситуация усугубляется тем, что ранее им была подписана Декларация независимости РСФСР, которая лишала его прав на вмешательства в дела СССР.

Дальнейшие события развивались стремительно. От МВФ, Парижского Клуба, США, Евросоюза поступали денежные суммы под видом инвестиций и кредитов, необходимости в которых у СССР и союзных республик не было, и которые международное законодательство объявляет коррупцией (подкупом должностных лиц СССР).

Президенты СССР и РСФСР 23 декабря 1991 года получают от Европейского Союза предложение, которое иначе чем офертой назвать сложно. Акцептируется их предложение тем, что 24 декабря 1991 года Е.Б. Ельцин перед ООН принимает все долги СССР, непосредственно перед этим взятые под проценты, на некую «Российскую Федерацию». А 25 декабря 1991 года в католическое рождество оба Президента делают западным странам большой реверанс. Президент СССР покидает пост президента, а президент РСФСР подписывает закон N 2094-I "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика".

В первых строках закона об изменении наименования сказано, что: «Верховный Совет РСФСР постановляет:…»

Выдержки из темы выпускной квалификационной работы - student2.ru

Закон подписывает президент Российской Федерации, которого никто не избирал (автор напоминает, что 12 июня 1991 года он голосовал за избрание гражданина РСФСР Б.Н. Ельцина президентом РСФСР). Данный закон фактически вносит изменение в Конституцию РСФСР, но статьей 185 Конституции РСФСР 1978 года (в редакции от 1 ноября 1991 года) сказано: «Изменение Конституции РСФСР производится решением Съезда народных депутатов РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РСФСР». Закон принимался (или вообще не принимался) неполномочным органом?

Внесенные в Конституцию РСФСР изменения в части переименования государства были внесены в Конституцию только 21 апреля 1992 года (за пределами разумного процессуального срока). Депутаты СССР, еще обладавшие на тот момент полномочиями, никогда не рассматривали вопрос о внесении изменений в Конституцию СССР, касающихся изменений наименований советских республик.

Закон о гражданстве РСФСР был опубликован в Российской газете 6 февраля 1992 года после переименования РСФСР в Российскую Федерацию. Постановление Верховного Совета РСФСР №2240-1 от 23 января 1992 года с учетом замечаний Президента Российской Федерации внесло в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" редакционные изменения, связанные с прекращением существования СССР (как указано в Российской Газете). Действие закона распространялось на законодательство СССР, что не допустимо, а, следовательно, ничтожно.

В опубликованном тексте закона содержалось наименование республики «РСФСР» без разъяснения, какую РСФСР имеет в виду закон. С учетом того, что Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика была учредителем СССР, то этот закон, возможно, устанавливает её гражданство у граждан СССР (мнение автора).

Только 17 июня 1993г., спустя полтора года с момента переименования РСФСР, Законом №5206-1 было внесено изменение в закон о гражданстве РСФСР, касающееся переименования государства.

Действия в обход закона с противоправной целью являются намерением причинить вред другим лицам (гражданам СССР), а значит злоупотребление правом, т.к. закон о гражданстве Российской Федерации с 17 июня 1993г. окончательно лишал граждан СССР права на выбор.

Граждане СССР в результате изменения базового законодательства СССР лишались власти, собственности, избирательных прав. Единственным разумным выходом в создавшейся ситуации автор считает самоопределение граждан СССР в гражданстве Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР) на основании закона о гражданстве РСФСР 1991 года в первой редакции. Последующие редакции закона РСФСР от 1991 года не могут распространять свое действие ни на кого, поскольку изменения Конституции РСФСР, в том числе о переименовании, ничтожны.

Впервые в истории человечества в марте 1917г. возникли предпосылки появления нового способа управления государством – народной Монархии.

В рамках процедуры выявления граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и введения их в наследственные права Российской Империи у подданных Российской Империи появляется возможность определить круг лиц, имеющих право участия в Учредительном Собрании, на котором наконец-таки будет определен, совершенно новый в истории человечества путь развития – «Империи народной Монархии».

Все попытки современных и более ранних идеологов пропагандировать демократическую республику ни в одном уголке земного шара не увенчался успехом. Не имущие слои народа не имеют интереса и права голоса в принятии решений распоряжения капиталами, а потому не могут существенно влиять на основной сектор государства – экономику.

Иная ситуация, отличная от всего, что мы видим сегодня, сложилась на территории России.

Народ является наследником, а значит и владельцем собственности царя, который он в советский период истории капитализировал. Доставшимся народу наследством он имеет все основания распоряжаться сам, или через нанятого им управляющего. Единственный путь развития России автор видит через путь становления представителей народа (совладельцев собственности) в статусе со-монархов, проведения Учредительного Собрания, и провозглашения нового способа управления народными со-монархами Империей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предтечей всех исторических событий, породивших советскую власть, стал опыт создания Советов в городе Иваново-Вознесенске в 1905 году с их лозунгом: «К свободе! Через Право, Честь и Труд!»[3]. Этот лозунг пришел на смену призывам французской революции: «Свобода, равенство, братство!», который за столетие существования на тот момент не продвинул массы к свободе. Силы, разрушавшие Российскую Империю, использовали гениальные находки мыслителей того времени, взяв себе на вооружение отдельные части этого лозунга. Большевики, победив в 1917г. в борьбе за власть, из всех многочисленных обещаний, данных доверчивому народу, реально использовали лишь один элемент лозунга – «труд» (имеются в виду колоссальные трудовые подвиги народа, включая и принудительный труд). Такой элемент как «Право» был задействован псевдолозунгом, учитывая огромное количество нарушений этого права на пути к свободе. В отрыве от двух составляющих элементов «Право» и «Труд», такой элемент как «Честь» - мёртв. Только триединство всех элементов заслуживает внимания Монарха.

Полностью с этой работой можно ознакомиться на сайте http://souzknr.ru/

ЗАКОН

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие всенародного голосования (референдума СССР)

В СССР народ осуществляет государственную власть как через Советы народных депутатов, так и непосредственно, в том числе путем референдума.

В настоящем Законе референдум понимается как способ принятия гражданами СССР всенародным голосованием законов СССР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни.

Статья 2. Принципы проведения референдума СССР

Референдум СССР проводится на основе следующих принципов:

участие в референдуме является свободным;

голосование является добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права;

граждане СССР участвуют в голосовании непосредственно и лично по месту своего проживания;

каждый участник референдума обладает одним голосом.

При проведении референдума обеспечиваются гласность, в том числе при подсчете голосов, участие общественности.

Статья 3. Право на участие в референдуме СССР

В референдуме СССР участвуют граждане СССР, достигшие 18 лет и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан СССР на участие в референдуме является недопустимым и наказывается по закону.

В референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум СССР

На референдум СССР выносятся предложения по вопросам, отнесенным Союзным Договором и Конституцией СССР к ведению Союза ССР.

Предметом референдума могут быть:

1) принятие нового закона СССР;

2) изменение либо отмена закона СССР или его отдельных положений;

3) принятие решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов;

4) выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находящимся в ведении Союза ССР.

Референдум СССР проводится на всей территории СССР.

В необходимых случаях референдум СССР может проводиться на отдельной территории.

На референдум СССР не выносятся вопросы: о границах Союза ССР, границах республик; об изменении статуса и территориальной целостности республик, автономных областей и автономных округов; обеспечении обороны и безопасности государства; о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также вопросы, касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Союза ССР.

Итоги референдума

21 марта 1991 года Верховный Совет СССР рассмотрел предварительные результаты референдума. Он отметил, что за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн человек, то есть 76 % голосовавших, а, следовательно, «судьба народов страны неразделима, что только совместными усилиями они могут успешно решать вопросы экономического, социального и культурного развития»[48].

Отдельно отмечалось, что несмотря на то, что органами власти ряда республик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения, Эстония) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР. Такое проявление гражданственности Верховный Совет СССР оценил как «акт мужества и патриотизма»[48].

Верховный Совет СССР постановил:

1. Государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путём референдума в поддержку обновлённого Союза Советских Социалистических Республик, исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР.

2. Рекомендовать Президенту СССР и Совету Федерации, Верховным Советам республик исходя из итогов состоявшегося референдума энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР.

— Постановление ВС СССР от 21 марта 1991 года № 2041-1[48]

Политическая оценка Госдумы РФ[править | править вики-текст]

Пять лет спустя, 15 марта 1996 года, Государственная Дума Российской Федерации, опираясь на ст. 29 Закона СССР от 27 декабря 1990 года «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», в которой говорилось: «решение, принятое путём референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путём нового референдума СССР»[9], приняла постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»[56], в котором отметила, что поскольку другого референдума по вопросу существования СССР не проводилось, результаты этого референдума формально сохраняли юридическую силу. В постановлении, в частности было сказано:[56]:

Должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР.

Поэтому, в тот же день, Государственная Дума России, опираясь «на волю большинства населения страны, выраженную на референдуме СССР 17 марта 1991 года», признала утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР»[57] в своём постановлении «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР“»[58].

В ответ на оба эти постановления депутатов нижней палаты парламента России, члены верхней палаты — Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — обратились к ним с «просьбой вернуться к рассмотрению упомянутых актов и ещё раз тщательно проанализировать возможные последствия их принятия»[59].

Тогда Государственная Дума России признала[60], что принятые 15 марта постановления «носят прежде всего политический характер, дают оценку ситуации, сложившейся после развала Советского Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских народов, их стремлению жить в едином демократическом правовом государстве»[60].

Она также подтвердила[61], что указанные постановления лишь «отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы Российской Федерации и международные обязательства Российской Федерации»[61].

Но ей же было отмечено:

…именно Постановления Государственной Думы способствовали заключению четырёхстороннего Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, и Киргизской Республикой, об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Правомерность инициативы Государственной Думы подтверждена подписанием 2 апреля 1996 года полномасштабного Договора между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия об образовании Сообщества.

— Постановление ГД ФС РФ от 10 апреля 1996 года № 225-II ГД[60]

Следует добавить, что на указанные постановления от 15 марта последовала негативная реакция ряда лидеров стран-членов СНГ (президентов Республики Грузия, Республики Узбекистан, Республики Армения и Республики Молдавия), а также Национального Собрания Азербайджанской Республики[62].


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД

О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР
17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР

Подтверждая стремление народов России к экономической и политической интеграции с народами государств, созданных на территории Союза Советских Социалистических Республик, отвечая на многочисленные обращения субъектов Российской Федерации, учитывая результаты референдума Республики Белоруссия от 14 мая 1995 года, имея целью воссоздание государственного единства народов Союза ССР в любых взаимоприемлемых формах

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Подтвердить для Российской Федерации - России юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 года.

2. Отметить, что должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР, выраженное на референдуме СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, провозгласившую стремление народов России создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

3. Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, и государственным секретарем РСФСР Г.Э. Бурбулисом, и не утвержденное Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР.

4. Исходить из того, что межгосударственные и межправительственные договоры по политическим, экономическим, оборонным и иным вопросам, заключенные в рамках Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, сохраняют свою силу для заключивших их государств до их свободного и добровольного решения о воссоздании единого государства либо до их решения о прекращении действия указанных договоров.

5. Предложить Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по сохранению единого экономического, политического и информационного пространства, развитию и укреплению интеграционных связей государств, созданных на территории Союза ССР.

6. Депутации Государственной Думы в Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств содействовать превращению Межпарламентской Ассамблеи в эффективный инструмент интеграции и сотрудничества государств, созданных на территории Союза ССР.

7. Комитетам Государственной Думы разработать и представить на рассмотрение Совета Государственной Думы комплекс мер по устранению последствий развала Союза ССР, прежде всего в отношении советских граждан, до сих пор не определивших свою государственную принадлежность.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
15 марта 1996 г. № 157-II ГД
http://bestpravo.ru/rossijskoje/rf-zakony/u5v.htm

Реакция Совета Федерации:

Обращение Совета Федерации 19.03.1996 № 95-СФ
«К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Уважаемые депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации!
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, поддерживая Ваше стремление принять

Наши рекомендации