Организационно-правовые мероприятия в области защиты населения от ЧС

Наряду со структурными преобразованиями системы в области защиты населения и территорий от ЧС, с созданием соответствующих организационных структур на каждом уровне, с международным сотрудничеством, государство подготавливает нормативно – правовую основу функционирования систем. В Российской Федерации, нужно отметить, что организационно-правовая база сформировались на сегодняшний день и весьма «продуктивно» действует, защищая население от ЧС различного характера.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Перечень мероприятий проводится заблаговременно с анализом возможных угроз, планируется специализированно. Содержание и сроки осуществления мероприятий по защите населения определяются с помощью прогнозов будущих опасностей с учетом экономического потенциала.

Среди комплекса мероприятий важное место занимает подготовка населения в области защиты от ЧС различного происхождения. Она осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Обучение осуществляется на основании положений федеральных законов.

В рамках системы обучения проходят подготовку различные слои населения: учащиеся и студенты, работающее и неработающее население, личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, руководящий состав и работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Обучение осуществляется в учебных заведениях МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, на курсах ГО муниципальных образований, в учебно-консультационных пунктах, образовательных учреждениях организаций.

Не маловажное значение в организации защиты населения от ЧС имеет инженерная, радиационная, химическая и медико-биологическая защита населения и территорий в условиях ЧС[15].

Инженерная защита представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно в оперативном порядке и направленных на защиту населения, предотвращение (смягчение последствий) поражающих воздействий ЧС путем укрытия населения в защитных сооружениях (укрытиях), проводится возведение инженерных сооружений (дамб, плотин и т.д.) и проведение других защитно-технических мероприятий.

Радиационная защита — это комплекс мер, которые позволяют ослабить или полностью исключить воздействие излучения на население и работников радиационно опасных объектах.

Для защиты от облучения используются защитные сооружения, оснащенные фильтрами-поглотителями радионуклидов. Безусловно, обязанностью органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления является отслеживание состояния данных сооружений, а в случае необходимости – обновление или ремонт.

Химическая защита - мероприятия, направленные на исключение или ослабление воздействия химически опасных веществ на население и работников химически опасных объектов.

Как показала практика, существует весьма актуальная проблема - своевременность обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания. Поэтому в некоторых субъектах РФ существует такая практика - заблаговременная выдача противогазов населению для постоянного хранения на дому.

Медико-биологическая защита — это некоторое количество лечебных мероприятий, направленных на оказание помощи пострадавшим в ЧС, в том числе, профилактика возможных инфекционных заболеваний и возникновения эпидемий. Медико-биологическая защита населения в ЧС производится с привлечением как сил и средств экстренной медицинской помощи, так и формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологического надзора.

Так или иначе, при возникновении или угрозе возникновения ЧС появляется необходимость эвакуации населения. В зависимости от характера ЧС объявляется либо общая эвакуация, предполагающая вывод из зоны ЧС всех категорий населения, либо частичная, при которой осуществляется вывод нетрудоспособного и незанятого на производстве населения.

Для осуществления эвакуации заблаговременно создаются эвакуационные органы: эвакуационные комиссии (их задача – планирование эвакуации, организация и контроль подготовки и проведения эвакуации), эвакоприемные комиссии - разработка планов и непосредственная организация приема, размещения и обеспечения населения, сборные эвакуационные пункты, приемные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации и т.д.

Транспортное обеспечение возлагается на транспортные органы и объекты экономики, располагающие транспортными средствами.

Финансовое обеспечение мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС регламентировано соответствующим Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». На всех уровнях в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» создаются обязательные резервы финансовых и материальных ресурсов, которые, несомненно, послужат дополнительными средствами для ликвидации ЧС.

Объем материальных резервов материальных определяется в зависимости от видов и масштабов ЧС, размера вероятного ущерба, возможного объема работ по ликвидации; территориальной, экономической, природной и иной специфики объекта.

Итак, из всего вышесказанного следует, что:

- защита населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе единой государственной политики предупреждения и ликвидации ЧС. Более того, в функционировании РСЧС «встроен» дополнительный очень важный принцип — обеспечение беспрерывной постоянной готовности сил и средств, органов управления на всех уровнях, эффективная и своевременная ликвидация последствий ЧС.

- на сегодняшний день в российском государстве, во-первых, сформировалось, единая правовая нормативная база, которая определяет правовую сторону данной сферы, а во-вторых, установилась структура организации определенно действующей системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, от которой зависит как оперативность и своевременность специальных соответствующих мероприятий, так и эффективность в целом.

Наши рекомендации