Роль государства в экономике. Современное государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определенных категорий
Современное государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определенных категорий населения, за компенсацию положительных или отрицательных внешних эффектов и т.д. Для этого государство должно регулировать рыночный механизм, проводя экономическую политику.
Цели экономической политики:
§ обеспечение экономического роста;
§ обеспечение эффективности экономики;
§ борьба с безработицей.
Экономические функции государства:
§ стабилизация экономики;
§ защита прав собственности;
§ регулирование денежного обращения;
§ производство общественных благ;
§ компенсация внешних эффектов (внешние эффекты - это отрицательные или положительные последствия производства для третьих лиц);
§ поддержка фундаментальной науки.
Механизмы регулирования рыночной экономики:
1. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
2. Налоговая (фискальная) политика.
3. Правовые методы.
4. Госсубсидии.
5. Госзаказ.
1. Денежно-кредитная политика реализуется через:
§ регулирование учетной ставки (ставки банковского процента - процента, под который Центробанк дает кредиты коммерческим банкам);
§ регулирование нормы резервирования (нормы средств, которые банки не выдают в качестве кредитов, а сохраняют как резерв);
§ определение объема денежной массы.
2. Налоговая политика воздействует на экономику через установление таможенных пошлин, льгот для определенных типов экономических субъектов, прогрессивных или регрессивных налогов (см. п. 2.13).
3. Правовое регулирование - принятие антимонопольных законов, законов, защищающих права собственника, законов в поддержку малого бизнеса и др.
4. Госсубсидии - предоставление государством денежных средств предприятиям на возмездной или безвозмездной основе.
5. Госзаказ - государство размещает на предприятии заказ, поддерживая его производство.
Налоги
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Налогу подлежит любой доход, за исключением:
§ стипендий, пенсий и других социальных выплат;
§ страховых компенсаций;
§ выигрышей в государственные лотереи.
Функции налогов:
§ Фискальная: формирование финансовых средств государства - бюджета, внебюджетных фондов.
§ Регулирующая: инструмент экономической политики государства.
§ Распределительная: государство перераспределяет результаты производства между сферами хозяйства и различными группами населения.
§ Учётная: по полученным за определённый период налогам государство может судить о доходах населения, а также контролировать поступления в бюджет.
Принципы налогообложения:
1) принцип обязательности: каждый обязан платить налоги в установленном размере и в установленные сроки;
2) принцип безвозмездности: почти все налоги невозвратны;
3) принцип точности и определённости: сроки и размер налогов устанавливаются законодательно;
4) принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня доходов;
5) принцип законности: обязанность платить налоги установлена законом, сокрытие доходов и избежание налогов - уголовно наказуемо.
Виды налогов:
§ а) прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Оплачиваются непосредственно собственником (налог па доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, земельный налог и т.п.).
§ б) косвенные налоги - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Эти налоги отчисляются предприятием, продающим товары или услуги, но оплачиваются их потребителем: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Виды налогов в системе налогообложения:
§ а) прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога;
§ б) Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается по мере роста объекта налога;
§ в) пропорциональный налог - налог, ставка которого не зависит от роста объекта налога.
Налоги взимаются на различных уровнях:
§ федеральные (НДФЛ, НДС),
§ субъектов федерации (транспортный налог),
§ муниципальные (земельный налог).
Эти налоги поступают в бюджет соответствующего уровня. Существуют также налоговые льготы, налоговые кредиты и отсрочка.
Государственный бюджет
Государственный бюджет - это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его доходов и расходов и имеющий силу закона; а также это все денежные средства, имеющиеся в наличии у государства.
Бюджет разрабатывается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.
Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной.
Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, займов, доходов от госсобственности и эмиссии денег.
Расходная часть бюджета - затраты, которые осуществляет государство для выполнения своих экономических, социальных и политико-административных функций.
Соотношение доходной и расходной части - сальдо государственного бюджета.
Бюджетный профицит - положительное сальдо. Бюджетный дефицит - отрицательное сальдо. Сбалансированный бюджет - доходная часть бюджета равна расходной. Дефицит приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран).
Внутренний долг делится на рыночный (проценты по гособлигациям) и нерыночный (задолженность бюджетным организациям). По срокам погашения долг делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Реструктуризация государственного долга - изменение сроков, суммы и процентов выплаты долга.
Помимо бюджета государство формирует внебюджетные фонды:
§ пенсионный фонд,
§ фонд медицинского страхования,
§ фонд страхования по безработице.
Эти фонды формируются за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями.
Бюджетная политика - разработка стратегии управления доходной и расходной статьями госбюджета.
Мировая экономика
§ совокупность национальных экономик, связанных международными экономическими отношениями.
Структуру мировой экономики составляют развитые страны («первый эшелон»), развивающиеся страны («второй эшелон», в том числе Российская Федерация), страны с переходной экономикой («третий эшелон»). На долю первых стран приходится 14% государств, на долю вторых - 71%, на долю третьих - 15%.
К международным экономическим отношениям относят:
§ международное разделение труда;
§ международное движение товаров и услуг;
§ международное движение рабочей силы и капитала.
Международное разделение труда - специализация стран на производстве определенного типа товаров. Она определяется: природными условиями, степенью научно-технического прогресса, традициями и культурой производства.
Международная торговля определяется экспортом (вывоз товаров и услуг), импортом (ввоз товаров и услуг), сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).
Государства стремятся регулировать международную торговлю посредством осуществления мер:
1) протекционизма (защиты отечественных производителей):
§ тарифные методы - импортные и экспортные тарифы, таможенные союзы;
§ нетарифные методы - установление квот (норма сбыта какого-либо товара), установление специфических стандартов, эмбарго (полный запрет на торговлю с определенной страной);
2) фритредерства (от англ. free trade - свободная торговля) - отсутствие каких-либо ограничений во внешней торговле;
3) умеренной торговой политики - совмещение протекционизма и фритредерства.