Требования к выбору мировой цены
Определение мировой цены
МИРОВЫЕ ЦЕНЫ - цены, по которым осуществляются крупные экспортно-импортные сделки. В основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам основных факторов производства (труд, капитал, природные и материальные ресурсы) на создание данного вида товаров. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире. Таким образом, под мировыми ценами понимаются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара.
Специфика мировой цены
Цены товаров, обращающихся на сложившихся мировых рынках, характеризуются рядом особенностей, во-первых, тем, что мировая цена отклоняется от внутренних цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой ведущими странами-экспортерами. Внутренние цены основываются на национальной стоимости и отражают затраты национальных производителей. Как правило мировая цена ниже внутренней. Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Таким образом, внутренняя цена в большинстве случаев не предопределяет окончательно уровня мировой цены. переход от внутренних цен к мировым состоит, как правило, из целой цепочки доплат, наслаивающихся при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы) или "отслаивающихся" при экспорте от внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и другие льготы, субсидии).
Второй особенностью мировых цен является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой. Вот почему при абсолютном значении цены необходимо подробно указать следующие реквизиты: качественные характеристики или происхождение товара, условия поставки, сроки поставки, упаковка. В целом множественность мировых цен связана с действием значительного количества факторов. К ним относят: наличие значительного количества мировых (региональных) товарных рынков; ценовая политика экспортеров импортеров; различные условия поставки; различие в валютных курсах и др.
Например, информацией о том, что цена тонны соевых бобов составляет 200 долл., невозможно воспользоваться при совершении сделки купли-продажи. На фоне множественности цен каждый абсолютный показатель необходимо прокомментировать: 200 долл., за тонну соевых бобов: американских с содержанием белка 44%; СИФ; с поставкой через 3 месяца. Цена на соевые бобы другого качества и происхождения, например аргентинские с содержанием белка 38%, с иными условиями (ФОБ) и сроками (чем они отдаленнее, тем цена, как правило, ниже) поставки будет выше или ниже.
Третьей особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре (экономическая ситуация складывающаяся на рынке) товарных рынков. Так, на подвижные биржевые товары цены в течение дня колеблются иногда в пределах 100% и более.
Требования к выбору мировой цены
Цены не любой внешнеторговой операции могут считаться мировыми. Принимая во внимание специфические признаки мировых цен, можно выделить основные требования к выбору мировой цены и организации ценовой работы. Обычными требованиями к мировой цене выступают доступность ее для любого продавца и покупателя, а также представительность.
При этом предполагается регулярность осуществления операций по таким ценам, платеж в свободно конвертируемой валюте, свободный торгово-политический режим на рынке, где производится сделка. Сделка должна иметь характер обычной торговой операции, при которой продавец и покупатель не связаны другими обязательствами и отношениями – то есть имеется в виду не товарообменная сделка и не поставка по внутрифирменным каналам между материнской компанией и ее филиалом. Цены именно таких сделок складываются в условиях высокой конкурентной борьбы, отражая таким образом, истинную стоимость товара на рынке, они как правило доступны для регистрации и публикации.
Требование представительности цены предполагает, что по ней или близко к ней, осуществляется заметная часть мирового оборота. Как правило это условие не такое важное как первое. Нередко за мировую цену принимают цену не самого крупного рынка, если по другим критериям – типичности для других участников торговли, доступности и оперативности – она в большей мере отвечает понятию мировой цены. В наибольшей степени понятию мировой цены отвечают биржевые котировки и цены аукционных сделок. Необходимо учитывать, что количественный размер оборота, то есть объем закупок по рассматриваемой цене, имеет решающее значение для ее представительности не при всех условиях. В некоторых случаях представительной может считаться цена, действующая на рынке, уступающем по объему торговли другому рынку, если по остальным критериям, в частности доступности, она в большей степени отвечает понятию мировой цены.
Стоит также отметить, что представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и в свободно конвертируемой валюте. Свободный торгово-политический режим означает, что участники международной сделки не должны быть связаны какой-либо системой взаимных зачетов, т. е. не должны быть членами торговых политических альянсов, подразделениями одной компании, участниками сделки ссуды-займа.
Во избежание методических ошибок и разночтений информация о мировых ценах должна быть доступной и методически понятной.
Требования, которым должны удовлетворять экспортные или импортные цены для признания этих цен в качестве мировых:
· Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар.
· Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, и осуществляются расчёты. При этом валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа.
· На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), имеющие существенную долю в общем мировом объёме данной продукции и постоянно воспроизводящие (сохраняющие) своё ведущее положение на данных товарных рынках.
· Это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно совершающихся сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнёры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).
· Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство или потребление и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).
· На уровень мировых цен оказывают влияние валюта платежа, формы и методы расчётов, характер и условия поставки, и многие другие факторы.
Торговые сделки, совершаемые на этих условиях, можно рассматривать как обычные по следующим причинам:
• они типичны для мировой торговой практики и распространяются на значительную часть мирового товарооборота;
• цена формируется при сравнительно высокой конкуренции, выравнивание цен осуществляется в большей степени, чем по операциям, которые носят специальный характер.
К категории специальных относятся сделки на условиях товарного кредита, когда в результате участия правительства процентная ставка, сроки платежа не соответствуют обычным торговым условиям, принятым на мировом рынке. Кроме того, специальными считаются сделки, платежи по которым производятся за счет займа, предоставленного правительством экспортирующей страны, а также сделки, оплаченные неконвертируемой валютой, внутрифирменные сделки.
Таким образом, мировые базисные цены - это цены важнейших экспортеров или импортеров, или цены основных центров мировой торговли, относящиеся к обычным, крупным, регулярным, раздельным операциям, осуществляемых в условиях открытого торгово-политического режима с платежом в свободно конвертируемой валюте.
Виды мировых цен
По всем товарам, являющимся объектами мировой торговли, имеется несколько видов цен, что дает возможность осуществлять взаимную проверку ценовой информации с целью повышения надежности и объективности конкурентных материалов.
Среди публикуемых и полученных по специальным каналам цен выделяют следующие их виды: справочные; цены прейскурантов, каталогов, проспектов; торгов; аукционов; посреднических рынков; бирж; фактических сделок.
Мировые цены, используемые для обоснования контрактных внешнеторговых цен классифицируются на две группы: публикуемые и расчетные. К публикуемым мировым ценам относятся:
- Справочные цены:
- Экспортеров
- Импортеров
- Цены прейскурантов, каталогов;
- Биржевые котировки;
- Цены международных аукционов;
- Цены международных торгов;
- Цены фактических внешнеторговых сделок;
- Цены предложения экспортеров.
Краткая характеристика конкретных видов публикуемых цен.