АСЕАН как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в АТР

Характеристика проблем безопасности в регионе:

• проблемы Корейского полуострова;

• проблемы денуклеарзации и ракетной программы КНДР;

• проблемы объединения;

• комплекс территориальных споров: остров Сэнкаку с шельфом в Восточно-Китайском море (Япония/Китай); Курильская гряда - Итуруп, Шикотан, Хабомаи, Кунашир (Россия/Япония); Парасельские острова в Южно-китайском море (Китай/Вьетнам); Острова Спратли (КНР, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней)

• касательно островов Спратли в 2002 г. КНР и АСЕАН подписали Декларацию о правилах поведения сторон в Южно-Китайском море (свобода судоходства, самоограничение против эскалации, развитие мер доверия, спасательные операции, охрана среды)

• угроза терроризма и вооруженных конфликтов;

• террористические транснац. организации («Джамаа Исламия», «Абу Сайяф»)

• проблема исламистских группировок в Индонезии, проблема мусульман в Тайланде (Паттани), на Филлипинах (проблема моро)

• морской терроризм и пиратство в Малаккском проливе;

• Незаконный оборот наркотиков;

АСЕАН - единственная организация в Большой Восточной Азии, предоставляющая форум, где как малые и средние страны, так и мировые державы могут наравне обсуждать и находить пути решения проблем в сфере безопасности, в том числе и вопросы противодействия нетрадиционным вызовам и угрозам. АСЕАН является авторитетной и влиятельной организацией в АТР, активно способствующей интеграционным процессам, борьбе с терроризмом и новыми вызовами в регионе. На ее базе создана важная сеть партнерских отношений и диалога как внутри АТР, так и с ведущими внерегиональными странами и организациями.

Краткая история: Организация было основана в 1967 г. с целью политического сплочения стран вокруг США, сведения на «нет» коммунистической угрозы, поощрить рыночные отношения и экономическое сотрудничество. С течением времени спектр обсуждаемых вопросов и целей организации расширился; ширился круг партнеров по диалогу, АСЕАН взаимодейсвует с другими государствами в рамках Азиатско-Европейского саммита, АТЭС и Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994 г.). Последний стал единственной на сегодня организацией в АТР, занимающейся вопросами безопасности.

Асеановский Региональный Форум (АРФ): Решение о создании АРФ принято на 26 совещании МИД стран АСЕАН в 1993 г., первый саммит состоялся в Бангкоке в 1994 г. Изначально членами АРФ были 18 государств: 8 стран- членов АСЕАН (включая Лаос и Вьетнам, которые стали членами АСЕАН в 1995 году) и 10 партнеров по диалогу и секторальных партнеров. На данный момент в АРФ входят уже 27 государств. Главенствующая роль и право председательствовать на ежегодных сессиях отданы АСЕАН со всеобщего согласия стран-членов АРФ. АРФ стал первым многосторонним диалоговым форумом по безопасности, охватывающим весь регион. На второй встрече АРФ был принят документ, в котором излагались три стадии развития сотрудничества:

· укрепление доверия,

· превентивная дипломатия

· выработка подходов к разрешению конфликтов.

На сегодняшний день АРФ является центральной структурой многостороннего сотрудничества в сфере безопасности.

Летом 2002 года в Брунее страны АСЕАН и США подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Согласно принятой концепции "АСЕАН 2020" в 2015 сформировано Сообщество безопасности АСЕАН (СБА). Это не оборонный союз, а форма сотрудничества государств, чья национальная безопасность тесно связана с безопасностью других стран региона.

АРФ не выполняет военно-политических функций и является, скорее, площадкой конструктивного диалога по проблемам безопасности. Задачами АРФ являются проведение консультаций по политическим вопросам и вопросам безопаности, укрепление мер доверия и превентивной дипломатии в АТР.

Деятельность АРФ осуществляется по двум направлениям:

1) взаимодействие по правительственной линии и мероприятиями на офиц.уровне

2) сотрудничество и обмен мнениями на уровне экспертов стран-членов АРФ.

Пока АРФ неэффективен в решении наиболее сложных проблем безопасности таких, как денуклеаризация Корейского полуострова, нераспространение ядерного оружия, превентивная дипломатия в отношении конфликтов в Кашмире и в Тайваньском проливе. АРФ оказался более действенным в решении таких проблем, как борьба с терроризмом и нетрадиционными транснациональными угрозами безопасности.

Повышенную актуальность в деятельности форума приобретают вопросы обеспечения морской безопасности, особенно в контексте усиления пиратской активности в регионе.


Наши рекомендации