Эволюция взглядов администрации США на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия

Взгляды американской администрации на военно-политическую ситуацию в мире и роль ядерного оружия отображены, главным образом, в обзорах ядерной политики США (Nuclear Posture Review), а также в других документах Белого дома и департамента обороны США.

В первые годы после распада Советского Союза и завершения холодной войны была начата работа по пересмотру системы ядерного планирования. В 1994 году президент Билл Клинтон одобрил первую версию Nuclear Posture Review. В ней говорилось о снижении роли ядерного оружия, но признавалось его значение для "сдерживания и устрашения" и допускалось применение для защиты страны и союзников. Политика ядерного сдерживания была разделена на три уровня.

Первый уровень – продолжение традиционной политики ядерного сдерживания России. Было зафиксировано, что российские стратегические ядерные силы (СЯС) остаются приоритетной угрозой для национальной безопасности США. Вскоре министр обороны США Уильям Перри провозгласил переход в отношениях с Россией к доктрине «взаимно гарантированной безопасности». При условии, что российское руководство соглашалось действовать в соответствии с набором «демократических ценностей», администрация Уильяма Клинтона была готова продолжать переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. Американские СЯС сохраняли при этом высокие контрсиловые возможности.

    Второй уровень – сдерживание КНР. В 1989–1994 годов американские аналитики пришли к выводу, что КНР может стать «новой сверхдержавой» и потому потенциально опасна для США. Тревожные настроения усилились в середине 1990-х годов, когда Китай показал готовность применить силу против Тайваня. Появились публикации о переходе Пекина к экспансии с целью установления контроля над Южно-Китайским морем, Непалом, Вьетнамом и пограничными районами с Индией. Гипотетическое американо-китайское столкновение виделось в Вашингтоне как подготовленное вмешательство США в конфликт Пекина с кем-либо из его соседей.

    Третий уровень – применение концепции сдерживания к региональным державам. Возможность использования силы против нарушителей режима нераспространения была зафиксирована в президентской директиве еще в 1993 году. «Обзор ядерной политики США» 1994 года рассматривал предотвращение распространения ОМУ как одну из приоритетных задач ядерной стратегии США. В 1995 году была издана директива президента США, которая включила в понятие «контрраспространение»: борьбу за предотвращение попадания ОМУ в руки террористических групп. В 1997 году была издана президентская директива, которая допускала возможность нанесения разоружающих ударов по местам хранения и производства ОМУ.

В 2002 году при Джордже Буше-младшем была обнародована вторая версия Nuclear Posture Review. Документ закреплял возможность применения ядерных сил против неядерных государств, назывались конкретные ситуации для удара и потенциально опасные страны.

В новом издании ядерной стратегии впервые в развернутом виде сформулирована концепция следующего этапа военного обеспечения национальной безопасности США — переход к новой триаде:

1. Наступательная составляющая – компоненты «старой» ядерной триады (МБР – межконтинентальные баллистические ракеты, БРПЛ – баллистические ракеты подводных лодок, ТБ – тяжелые бомбардировщики);

2. Компоненты активной и пассивной обороны, необходимой для более эффективного урегулирования кризисных ситуаций (одни лишь наступательные меры неэффективны);

3. Гибкая оборонительная инфраструктура, включающая ПРО, развитую оборонную промышленную инфраструктуру, а также модернизированные средства управления.

Новая стратегия смело стирает грань между применением обычного и ядерного оружия против вероятных противников. Считается, что только наступательные ядерные силы не в состоянии сдержать агрессию в XXI веке, что подтверждают события 11 сентября 2001 года. При этом активная и пассивная оборона также не будет совершенной, если не сочетать её с ограниченными ударами. Оборона сможет создать новые возможности для активных действий в урегулировании кризисных ситуаций, сдерживании угроз и проведении военных операций.

В 2010 году Барак Обама выпустил третью версию Nuclear Posture Review. Несмотря на то что в 2009 году, выступая в Праге, Обама назвал главным приоритетом своей администрации полное уничтожение ядерного оружия во всем мире, новая стратегия подчеркивает необходимость сохранения на неопределенно долгий срок американской традиционной "ядерной триады" (МБР, БРПЛ, ТБ). Но в отличие от стратегии, принятой администрацией президента Джорджа Буша в 2002 году, новая доктрина вообще не предполагает участия Соединенных Штатов в крупномасштабном ядерном конфликте. Впервые угрозы со стороны неядерных государств предполагается отражать только с помощью обычных вооружений, даже если речь идет о применении ими химического, бактериологического или кибероружия.

Новая стратегия отдельно оговаривает, что США рассматривают ядерное оружие исключительно как инструмент сдерживания. Тем не менее Вашингтон оставляет за собой право первым применить ядерное оружие. Такое решение может быть принято, если "уровень разработки химического или бактериологического оружия" может быть признан опасным для безопасности Соединенных Штатов. Обязательство о неприменении ядерного оружия против неядерных государств будет распространяться только на те страны, которые выполняют международные соглашения о нераспространении оружия массового поражения.

Вопреки ожиданиям сразу нескольких европейских стран, новая доктрина не предполагает вывода с их территории тактического ядерного оружия. Более 200 американских боезарядов до сих пор находятся в Бельгии, Турции, Италии, Германии и Нидерландах.

В целом можно выделить 5 основных целей ядерной политики США после 2010 года:

1. Предотвращение распространения ЯО и ядерноготерроризма;

2. Снижение роли ЯО в обеспечении национальной безопасности США;

3. Поддержание сдерживания и стратегической стабильности при сокращении ядерных арсеналов;

4. Усиление регионального сдерживания и уверение партнеров и союзников в поддержке со стороны США;

5. Поддержание безопасного и эффективного ядерного арсенала.

Таким образом, за четверть века после завершения холодной войны в ядерной политике США наметилась эволюция в сторону снижения роли ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности, а также в проведении эффективной внешней политики на региональном и глобальном уровнях. Руководство США не рассматривает возможность крупного военного конфликта с применением ядерного оружия, однако не исключает возможность его применения первыми при наличии серьезной угрозы безопасности США и его союзников со стороны государств и негосударственных структур, нарушающих международные обязательства в области нераспространения ОМУ. Ядерное оружие в современной политике США остается ключевым инструментом сдерживания, но никак не оружием, на которое возлагаются последние надежды руководства страны.


Наши рекомендации