Задачи внешней политики США в стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: Формулирование национальны» интересов CUIA. Характер угроз национальным интересам США
Администрацией президента Б. Клинтона в 1994, 1995 и 1996 годах было разработано три документа под одним и тем же названием – «Стратегия вовлеченности в международные дела и распространения демократии в мире». Они были ориентированы на обеспечение безопасности и процветания страны за счет поддержания статуса США в качестве главной мировой державы, утверждение активного лидерства страны за рубежом как необходимого фактора повышения безопасности, оживление американской экономики и открытие для нее новых рынков. Долгосрочную же цель Вашингтон видел в построении нового мирового порядка во главе с Соединенными Штатами и ведущими державами, принадлежащими к западной демократии, с постепенным присоединением к нему многих других стран, разделяющих принципы рыночной экономики и западные ценности. При этом главные задачи, определенные в этих документах, сводятся к:
· взаимно дополняющим друг друга положениям об усилении безопасности с опорой на боеготовые ВC;
· способствовании оживлению экономики американского государства и содействовании укреплению демократии за рубежом.
Для реализации провозглашенной цели в Стратегии определены три категории национальных интересов:
· обеспечение жизненно важных интересов, связанных с выживанием нации; защита территории США и её союзников; обеспечение безопасности граждан и их благополучия, элементов инфраструктуры (энергетика, банковская система, телекоммуникации, транспорт, службы жизнеобеспечения и спасения);
· предотвращение на глобальном и региональном уровнях ущерба окружающей среде и кризисов, способных вызвать потоки беженцев;
· преодоление последствий стихийных бедствий, техногенных и гуманитарных катастроф, защита окружающей среды.
Цели и задачи Стратегии определены на основании анализа следующих основных вызовов и угроз интересам США:
· стремление некоторых государств к применению силы и агрессивных действий, угрожающих суверенитету США и соседних государств, их экономической стабильности и доступу международного сообщества к природным ресурсам;
· терроризм (в т.ч. против компьютерных сетей), наркобизнес, международная преступность, нелегальная торговля оружием и людьми;
· распространение оружия массового поражения и технологий, которые могут попасть в «страны-изгои» и к террористам; распространение эпидемий и экологических бедствий;
· деятельность иностранных разведок, прежде всего агентурной и радиоэлектронной;
· несанкционированное использование глобальных компьютерных информационных сетей;
· загрязнение окружающей среды и региональных экосистем.
Кроме того, в документах отмечалось существование вызовов национальным интересам США со стороны неопределенности преобразований в РФ и сохранения репрессивного режима в Китае. В связи с этим национальную политику в отношении России предписывалось проводить с целью «поддержки демократии и личных свобод в стране», создания предпосылок для дальнейшего сокращения ядерных вооружений, выполнения соглашений по конверсии оборонной промышленности РФ, привлечения России к решению вопросов европейской безопасности.
Таким образом, под формальным предлогом «трансформации существовавших с Россией отношений в сфере безопасности в сферу дипломатического и экономического партнерства» предполагалось создать условия, в которых РФ утратила бы способность играть существенную роль в решении вопросов глобальной и региональной безопасности. Для достижения этих целей в политической сфере намечалось проведение превентивной дипломатии посредством поддержки демократии, оказания экономической помощи, сохранения военного присутствия за рубежом, расширения контактов по военной линии, участия в переговорах по региональным проблемам.
В экономической области достижение национальных целей планировалось обеспечить путем конкурентоспособности американских товаров и содействия их экспорту, доступу на иностранные рынки, укрепления макроэкономической координации в рамках большой семерки, обеспечения энергетической безопасности, а также стабильного развития других государств в интересах усиления их потребности в импорте американских товаров и услуг. В целом в документах отмечалось, что успешное функционирование экономики зависит от энергичной дипломатической деятельности, пропаганды ценностей США за рубежом и способности содержать мощные ВС.
Планируется оказывать помощь иностранным государствам, развивать свободный рынок, сдерживать преступность, гуманитарные катастрофы, рост народонаселения, распространение заболеваний, защищать окружающую среду и содействовать устойчивому развитию стран.
При этом в стратегиях стало уделяться значительно больше внимания роли и месту вооруженных сил в обеспечении безопасности США, регламентации их применения по защите национальных интересов. Так, в соответствии с данными документами на ВС возлагались следующие задачи: сдерживание и разгром агрессоров в двух крупных региональных конфликтах, обеспечение необходимого присутствия на заморских территориях, противодействие распространению и защита от ОМП, участие в многосторонних миротворческих операциях, поддержка усилий по борьбе с терроризмом и иных действий в интересах обеспечения национальной безопасности.
Военное присутствие в стратегиях предписывалось осуществлять в следующих формах: содержание группировок войск на постоянной основе и заблаговременное складирование ВВТ на удаленных театрах; временное развертывание группировок, проведение совместных учений и поддержание контактов в военной области. Применяться ВС, как указывалось в документах, должны были «решительно, в том числе в одностороннем порядке, для защиты жизненно важных интересов». При этом подчеркивалось, что сначала необходимо было ответить на следующие вопросы: поставлены ли ясные и достижимые цели; какова степень риска; каковы могут быть потери военнослужащих и финансовые расходы; есть ли уверенность в том, что действия получат одобрение американского народа; определены ли временные рамки или этапы операции, которые дадут возможность оценить степень ее успеха либо неудачи, и разработан ли в обязательном порядке план прекращения военного участия в конфликте. Кроме того, использование ВС предполагало выполнение ряда требований. Во-первых, при направлении вооруженных сил за рубеж предписывалось ставить перед ними четкую и ясную задачу. Во-вторых, стремиться насколько возможно использовать помощь союзников или действовать в рамках международных организаций.
Борьбу с основной угрозой интересам национальной безопасности США на тот период - распространением ОМП и средств его доставки, предполагалось вести путем разработки мер по борьбе с этой угрозой, поддержания достаточного стратегического ядерного потенциала, а также выполнения соглашений по ограничению СНВ. В политике противодействия достаточно новой угрозе национальной безопасности - международному терроризму - предлагалось не идти на уступки террористам и продолжить оказывать давление на государства, поощряющие терроризм. Изменились подходы к стратегии борьбы с тесно связанной с международным терроризмом наркомафией - от пресечения транзита к совместной деятельности с другими странами по созданию соответствующих сил и средств, уничтожению преступных групп и пресечению поставок, а также перехвата наркотиков в местах их производства.
Следующая группа документов включает стратегии, разработанные администрацией Б. Клинтона в 1997, 1998, 1999 и 2000 годах и объединенные названием «Стратегия национальной безопасности США в следующем столетии». Являясь закономерным продолжением предыдущих документов, нацеленных на окончательное закрепление лидирующих позиций страны в глобальном масштабе и регионах, данные стратегии отражали стремление американской администрации определиться с угрозами, возможностями и инструментами выполнения «возложенной на Соединенные Штаты миссии в борьбе за мир, процветание, универсальные ценности демократии и свободы в XXI веке». Адаптированные к реальности новой глобальной эры, эти документы, тем не менее, преследовали практически те же цели, что и три предыдущих: укрепление безопасности США, повышение экономического процветания и содействие распространению демократии за рубежом.
Таким образом, в конце 90-х годов стратегическими приоритетами американской администрации являлись следующие:
· помощь в создании мирной, неразделенной и демократической Европы;
· стимулирование процесса формирования сильного и стабильного общества в зоне Тихого океана;
· продолжение выполнения Соединенными Штатами роли лидера в глобальном масштабе;
· усиление сотрудничества с другими странами в противодействии новым, транснациональным угрозам безопасности для преодоления которых недостаточно принятия односторонних мер.