Кто считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей
а) Т. Гоббс
б) Д. Локк
в) Жан-Жак Руссо;
г) Шарль Монтескье.
7. Кто из лидеров Реформации считал, что идеальное государство - это «Христианский союз и братство»:
а) Кальвин
б) Ян Гус
в) Т.Мюнцер
г) Лютер
д) М. Падуанский
8. Кто из лидеров Реформации считал, что «Мятеж – подобен большому пожару»:
а) Лютер
б) Т. Мюнцер
в) Спиноза
г) Я.Гус
д) Кальвин
9.Кто утверждал, что лучше убить, чем грозить, грозя — создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно?:
а) Макиавелли
б) М. Падуанский
в) Иоанн Златоуст
г) Г. Гроций
д) Ж. Боден
10. Кто в 16 веке разработал вопросы войны и мира, назначение должностных лиц, проблемы суды и помилования, он являлся сторонником монархической власти с элементами аристократии и демократии?:
а) М. Падуанский
б) Ж. Боден
в) Фома Аквинский
г) Г. Гроций
д) Спиноза
11.Кто считал, что в « каждой республике бывает два противоположных направления: одно – народное, другое – высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы»:
а) Макиавелли
б) Ж. Боден
в) Фома Аквинский
г) Г. Гроций
д) Спиноза
12. Кому принадлежат слова: «Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о народе… Подобные люди вредны во всякой республике»:
а) Макиавелли
б) Лютер
в) Т.Мюнцер
г) Спиноза
д) Я.Гус
13. Кто в Новое время придавал законодательству и праву наибольшее значение. Он утверждал, что «Благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет»?:
а) Ж. Боден
б) Фома Аквинский
в) Г. Гроций
г) Спиноза
д) Макиавелли
14. Кто из политических деятелей Нового времени считал, что «религия – могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию»:
а) Ж. Боден
б) Макиавелли
в) Т.Мюнцер
г) Спиноза
д) Я.Гус
15. Кто считал, что «народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя:
а) Фома Аквинский
б) Макиавелли
в) Г. Гроций
г) Спиноза
д) Руссо
16. Кто считал, что, человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими?:
а) Ж. Боден
б) Ч. Беккариа
в) Т.Гоббс
г) Б. Спиноза
д) Н. Макиавелли
17. Назовите древнеримского юриста, автора знаменитого изречения: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу»?:
а) Марциан
б) Цицерон
в) Гай
г) Юлиан
18. Кто считал, что государство, игнорирующее право, является погибшим?:
а) Платон
б) Аристотель
в) Сократ
г) Августин
19. Кто впервые в политико-юридической литературе ввел понятие «политическая монархия», при которой власть государя зависит от закона?:
а) Фома Аквинский
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
20. Кто из мыслителей сказал, что «суверен издает законы, но не создает право». Право «несет с собой справедливость, а закон – приказ»?:
а) Полибий
б) Боден
в) Макиавелли
г) Цицерон
21. Какую оценку Ю. Крижанич дал русским законам?:
а) они соответствуют естественному праву
б) российские законы чрезвычайно жестокие
в) российские законы гуманны
г) законы России более гуманны, чем законы Турции
22. Кто из русских мыслителей XVII–XVIII вв. предлагал составить «Книгу законов России», которая должна стать предметом всенародного обсуждения?:
а) В. Татищев;
б) М. Щербатов;
в) И. Посошков;
г) Ф. Прокопович.
23. Идея государства, построенного не по божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям разума, была сформулирована:
а) в ренессансных утопиях
б) в раннехристианских ересях
в) в ведической традиции
г) в Конституции СССР 1936 года
24. Автором теории «Москва — третий Рим» был:
а) Иван IV (Грозный);
б) Максим Грек;
в) Нил Сорский;
г) монах Филофей.
25. В известной переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским преобладали политико-правовые аргументы:
а) веры;
б) централизма и местничества;
в) божьего суда;
г) упреков и обид.
26.Родоначальники патриархальной теории происхождения государства:
а) Гоббс и Спиноза
б) Платон, Михайловский
в) Гроций, Руссо
г) Конфуций, Аристотель
д) Нил Сорский, Филофей
27. Главный идеолог «нестяжателей» ?:
а) Н. Сорский
б) Иван IV (Грозный)
в) Максим Грек
г) монах Филофей
д) В.Мономах
28. Кто говорил (16 в.), что право церкви обеспечивается имуществом «Церковь должна быть богатой»:
а) М. Падуанский
б) Филофей
в) Пересветов
г) Н. Сорский
д) И. Волоцкий
29. В каком историческом памятнике 15-16 вв. говорится о мировом предназначении Русского государства, о том, что оно - центр христианства:
а)«Повесть временных лет»
б) «Задонщина»
в) «Москва-третий Рим»
г) «Русская Правда»
д) «0 Законе и Благодати»
30. Какой деятель позднего Рима написал сочинение «Град Божий»?:
а) М. Падуанский
б)Августин Блаженный
в) Филофей
г) Пересветов
д) Н. Сорский
Тема№5 Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)
Занятие 1.
Дайте ответы на вопросы:
1.Что понимается под политической и что под гражданской свободой в концепции Ш. Монтескье? Какова взаимосвязь между гражданской и политической свободой? Как концепция разделения властей, разработанная Монтескье, связана с поиском равновесия внутренних сил общества?
2.Какие реальные проблемы теории народного представительства (и представительной демократии в целом) вскрыл Ж.-Ж. Руссо своей критикой? В чем проявляется столь характерный для всех мыслителей этой эпохи механицизм мышления в учении Руссо?
3.Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) во многом отразила господствовавший механистический подход, характерный для эпохи. Попробуйте обосновать этот тезис.
Укажите правильные ответы:
1.Этот французский мыслитель в 18 веке утверждал, что общество, как и вселенная, подвержено бурным переменам...Это быстрая смена веществ, сталкивающихся друг с другом и исчезающих... а в обществе - социальные « сословия пожирают друг друга» («Племянник Рамо»):
а) Дидро
б) Вольтер
в) Монтескье
г) Ламетри
д) Руссо
2.Кто в Новое время придавал законодательству и праву наибольшее значение. Он утверждал, что «Благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет»?:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в)М.Падуанский
г) Гоббс
д) Спиноза
3.Этот мыслитель 18 века объяснял, почему человек потом, проживая в обществе, становится плохим, хотя от природы он добр и честен . Виновными в этом, как он считал, являются : частная собственность, социальные порядки, религия?:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Дидро
г) Руссо
д) Гольбах
4.Кто обосновал разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную?:
а) Локк
б) Вольтер
в) Монтескье
г) Макиавелли
д) Платон
5.Этот мыслитель 18 века в работе «О духе законов» он обосновал социально-этическую концепцию географического детерминизма и функциональной роли религии:
а) Руссо
б )Дидро
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Гольбах
6. Кто в 18 веке сформулировал принцип закономерности общественно-политического развития народов... Он под свободой понимал «право делать все, что дозволено законом»:
а) Г.Гроций
б) Макиавелли
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Спиноза
7. Кто в 18 веке выделил следующие виды права: естественное, божественное, каноническое, международное, общегражданское, частное гражданское, семейное, право завоевания и др.?:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в) Д. Локк
г) Т. Гоббс
д) Б. Спиноза
8. Кто считается родоначальником французского Просвещения и современной политик» - правовой теории? ... Он же выступал за всеобщее избирательное право:
а) Г.Гроций
б) Макиавелли
в) Монтескье
г) Локк
д) Спиноза
9.Этот великий французский философ - просветитель был атеистом. Он считал - «Церковь - главный тормоз на пути прогресса и просвещения...» «Раздавите гадину'» ( призыв к революционерам):
а) Руссо
б) Дидро
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Гольбах
10. Кто из французских мыслителей считал, что « если бы Бога не было, то его следовало бы придумать... для народа Бог необходим как вознаграждение наказание...»:
а) Руссо
б) Дидро
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Гольбах
11. Этот французский философ 18 века утверждал, что существуют « три ступени происхождения неравенства: имущественное неравенство, порождено частной собственностью, политическое неравенство, порождено появлением государства и социальное неравенство, порождено деспотизмом власти:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Дидро
г) Руссо
д) Гольбах
12. В работе «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» этот мыслитель утверждал, что «Общество портит человека, который от природы - добр, честен...»:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Дидро
г) Руссо
д) Гольбах
13. Кто из французских просветителей был воинствующим атеистом, в своей работе «Разоблаченное христианство» он писал: «Богу нет места во Вселенной, он не создавал Природу... Философия должна заниматься уничтожением религиозных заблуждений»:
а) Руссо
б) Гольбах
в) Ламетри
г) Д. Дидро
д) Р. Декарт
14. В Конституции какого государства впервые были закреплены основные принципы правового государства:
а)Франции
б) Англии
в) США
г) Нидерландов
д) Российской Федерации
15.В какой стране впервые закреплено в Конституции и осуществлено реально разделение властей:
а) Англии
б) Италии
в) Франции
г) США
д) Японии
16. Кто впервые обосновал принцип разделения властей?:
а) Локк, Монтескье
б) Локк, Маркс
в) Макиавелли, Монтескье
г) Гоббс, Локк
д) Платон, Аристотель
17. В основе закона, по мнению Монтескье (Франция, XVIII в.), лежит?:
а) общее мнение людей
б) разумность
в) правда
г) воля
18. Кому из мыслителей Франции XVIII в. принадлежит изречение: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»?:
а) Вольтер
б) Руссо
в) Монтескье
г) Марат
19. Что считал Монтескье (Франция, XVIII в.) основополагающим принципом законодательства?:
а) надлежащая логика закона
б) абстрактный характер закона
в) единство формы и содержания закона
г) умеренность законодательства
20. Какие требования Монтескье (Франция, XVIII в.) предъявлял к закону?:
а) закон должен соответствовать правовой политике государства
б) закон должен быть логичен и абстрактен
в) закон должен отвечать требованиям естественного права
г) закон должен быть сжатым, простым, полезным, чистым и понятным гражданам
21. Чьи идеи (18 в.) – «о равенстве перед уголовным законом; нет преступления и нет наказания без указания о том в законе; соответствие тяжести наказания тяжести преступления» стали классическим направлением в уголовно – правовой науке:
а) Вольтер
б) Бекариа
в) Ламетри
г) Руссо
д) Гольбах
22.Последовательность законов, сформулированных Ш. Монтескье, предшествующих человеческим законам:
а) стремление добывать себе пищу
б) просьба, обращенная одним человеком к другому
в) мир среди людей
г)желание жить в обществе
Занятие 2.
Дайте ответы на вопросы:
1.Известно, что черновик текста Декларации независимости 4 июля 1776 г. (США), хранящийся в библиотеке Конгресса, содержит сделанное рукой Т. Джефферсона исправление. Автор вычеркнул «право на собственность» из перечня неотчуждаемых прав и вписал «право на стремление к счастью». Как бы вы прокомментировали этот факт?
2.Сильная федеральная связь в США есть во многом плод конституционных усилий Гамильтона. В чем состоит опасность «произвольных* решений законодательной власти, которую видел А. Гамильтон?
3.Какие особенности американского подхода к проблеме равенства и путей его достижения выделял А. де Токвиль как наиболее существенные?
Укажите правильные ответы:
1. Кого считают родоначальником классической науки уголовного права? Он протестовал против пыток и смертной казни. «Смертная казнь - это война общества с гражданином»:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в) Д. Локк
г) Ч. Ломброзо
д) Ч. Бекариа
2.В работе «О преступлениях и наказаниях» (1764) он утверждал, что свобода гражданина в его « праве делать все, что не противоречит законам..., но сами власти должны в первую очередь строжайше соблюдать законы», без этого не может быть «законное общество», т. е. правовое государство:
а) Ч. Бекариа
б) Макиавелли
в) Д. Локк
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
3. В работе «О преступлениях и наказаниях» этот правовед говорил о равенстве всех перед уголовным законом, «ибо нет преступления и нет наказания без указания о том в законе, соответствие тяжести наказания тяжести преступления»... эти положения стали классическими в уголовно - правовой науке:
а) Д. Локк
б) Макиавелли
в) Ч. Бекариа
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
4. Кто является автором Декларации независимости США и выдвинул принцип конституционного ограничения государственной власти? Его идеал - демократическая республика фермеров:
а) Андерсон
б) Пейн
в) Падуанский
г) Гамильтон
д)Джефферсон
5.Кто в 1776 г., критикуя несовершенство государственного строя Англии, предложил свое название государства, которое должны образовать колонисты это название «США»:
а) Андерсон
б) Пейн
в) М. Падуанский
г) Гамильтон
д) Джеферсон
6. Кто утверждал, что причины преступности лежат в социальных условиях:
а) Д. Локк
б) Макиавелли
в) Ч. Бекариа
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
7. Назовите автора следующего утверждения: «Свобода гражданина в его праве делать все, что не противоречит законам…, но сами власти должны в первую очередь строжайше соблюдать законы, без этого не может быть «законное общество», т. е. правовое государство»:
а) Ч. Бекариа
б) Н.Макиавелли
в) Д. Локк
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
8.Кто из французских мыслителей считал, что основой нравственности является естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие:
а) Андерсон
б) Пейн
в) Ж. Руссо
г) Ч. Бекариа
д) Ч.Ломброзо
9. Кто из французских мыслителей связывал происхождение общественного неравенства с появлением частной собственности,…а очередной виток неравенства он связывал с возникновением государства:
а) Андерсон
б) Пейн
в) Ж. Руссо
г) Ч. Бекариа
д) Ч.Ломброзо
10. Кто из мыслителей России (XVIII в.) утверждал, что закон может быть справедлив и нравственен, если он соответствует определенному виду права?:
а) М. Щербатов
б) С. Десницкий
в) Я. Козельский
г) В. Татищев
д) М.Сперанский
11. Кто из мыслителей конца XVIII – начала XIX вв. ввел в научный оборот понятие «правовое государство»?:
а) Кант
б) Гегель
в) Г. Гуго
г) Г. Пухта
д) Ч. Бекариа
12. Представители исторической школы права (Германия, конец XVIII–начало XIX вв.) утверждали, что право возникает:
а) с помощью божественных сил;
б) естественным путем;
в) спонтанно, через стихийное образование правовых норм;
г) вследствие законодательной деятельности государства или по договору.