Государственно-правовой статус Республики Башкортостан

Процесс создания новой государственности в Башкортостане начался 11 октября 1990 г. с принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан. В целом конституционный процесс в республике можно разделить на два этапа. Первый – с октября 1990 г. по декабрь 1993 г., который прошел под знаком выработки стратегического курса на углубление государственности Башкортостана. В это время Башкортостан освобождается от регионального наследия советского периода. 31 марта 1992 г. делегация Башкортостана подписала в Москве Федеративный договор и Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан. В Приложении к Договору зафиксировано право республики иметь самостоятельную систему законодательства, судебную систему. Земля, недра, природные богатства на территории Башкортостана объявляются собственностью многонационального народа республики, и вопросы владения, пользования и распоряжения этим достоянием должны регулироваться законодательством Республики Башкортостан.

В ходе второго этапа – с 24 декабря 1993 г. по настоящее время − решаются проблемы конституционного обустройства Башкортостана. Главным достижением этого этапа явилось заключение Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 г. о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В Договоре закреплены полномочия Республики Башкортостан самостоятельно решать ряд проблем, связанных с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, международной и внешнеэкономической деятельностью. Значение Договора таково, что с ноября 2000 г. по декабрь 2002 г. он был включен в текст Конституции Республики Башкортостан.

Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство. Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации. Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия.

Сегодня в Башкортостане впервые создано реальное государственное образование в составе обновленной России. До этого создание автономной государственности только провозглашалось, ограничиваясь наличием определенной государственной символики, по сути дела повторявшей, как и Конституция Башкирской АССР, соответствующую символику и Конституцию РСФСР, и служившей лишь декоративными символами подлинного государства. Существующие формально органы государственного управления республики были жестко подчинены центральным органам, являясь разновидностью областной автономии, народ республики фактически не имел возможности выбора путей своего развития.

На основе новой Конституции впервые в республике путем всенародных свободных альтернативных выборов гласно и демократически сформированы органы государственной власти, реализован принцип их разделения.

Республика Башкортостан является равноправным субъектом Российской Федерации. Уже в первых статьях Конституции заложены исходные нормы о статусе Республики. «Республика Башкортостан, – закреплено в самом начале первой статьи, – является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики»[3]. В Республике Башкортостан действует конституционная система власти народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти органы местного самоуправления.

Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РБ осуществляют Государственное Собрание РБ, Президент РБ, Правительство РБ, местные органы государственной власти (до 2006 г.), суды Республики Башкортостан. В республике признается и гарантируется местное самоуправление. Политическая система РБ основана на принципе идеологического многообразия и предполагает многопартийность и светскость. Все политические партии, религиозные и общественные организации, действующие в рамках закона, могут свободно осуществлять свои функции.

Республика может участвовать в деятельности международных организаций, заключать договоры и соглашения с административно-территориальными образованиями иностранных государств, с субъектами иностранных федеративных государств, с органами государственной власти иностранных государств.

Территория РБ включает в себя 54 района, 8 городов республиканского подчинения (Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Уфа), 12 городов районного значения (Баймак, Белебей, Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбай, Мелеуз, Туймазы, Учалы, Янаул), а также закрытое административно-территориальное образование – г. Межгорье.

Высшим и единственным постоянно действующим законодательным органом государственной власти РБ является Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. Госсобрание избирается на 5 лет и состоит из 120 (сейчас 110) депутатов, часть из которых действует на постоянной профессиональной основе.

Конституция Республики Башкортостан закрепила принципиально новый институт власти в республике – институт Президента. В ст. 82 Конституцией установлено, что Президент Республики Башкортостан является главой Республики Башкортостан, ее высшим должностным лицом.

Согласно конституционным нормам Президент Республики Башкортостан избирался непосредственно ее гражданами на пять лет. В этом смысле он был единственным всенародно избранным должностным лицом республики. Однако с 2005 г. порядок формирования руководителей субъектов РФ изменился. Теперь руководителя субъекта РФ избирает законодательный орган субъекта РФ из числа кандидатур, предложенных Президентом РФ, поэтому в 2010 году новый Президент РБ был выбран не населением, а депутатами Госсобрания РБ.

Президент РБ формирует Совет Республики – консультативный орган при Президенте РБ, создает администрацию Президента РБ, формирует Правительство РБ, руководит его деятельностью. Он же образует и ликвидирует министерства и государственные комитеты РБ, с согласия Государственного Собрания назначает Премьер-министра Правительства Республики.

Правительство – постоянно действующий высший исполнительный орган РБ, который возглавляет Президент. Правительство координирует деятельность как отраслевых, так и территориальных органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Республиканские органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и другие органы осуществляют отраслевое и межотраслевое управление. Местные органы государственной власти функционировали как органы государственного управления общей компетенции в административно-территориальных единицах РБ. В настоящее время они заменены органами местного самоуправления.

Судебная власть в РБ представлена Конституционным Судом РБ, федеральными судами и мировыми судьями.

В первые годы существования РБ возник ряд проблем в конституционном определении статуса РБ, что было вызвано слабостью федерального центра, амбициями региональной элиты и отсутствием практики налаживания межгосударственных отношений в рамках федерации. В конечном счете Государственное Собрание Республики Башкортостан внесло серьезные поправки в Конституцию РБ (в ноябре 2000 г., в декабре 2002 г., в июне 2006 г.) направленные на ликвидацию определенных расхождений с Конституцией РФ, в том числе в области государственного устройства РБ.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1) Определите место и роль Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

2) В чем историческое значение Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий?

3) Как определяется статус республики в Конституции РБ?

4) Конституция РБ об органах государственной власти.

5) Опишите административно-территориальное устройство РБ.

6) Какие проблемы в конституционном определении статуса РБ Вы могли бы назвать?


Наши рекомендации