Реорганизация судебной системы

Первым законодательным актом, упразднившим дореволюционные органы правосудия и положившим начало созданию новой судебной системы, был Декрет Совнаркома «О суде» №1 (ноябрь 1917 г.):

- вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, избираемых соответствующими Советами;

- в компетенцию местных судов входили гражданские дела с ценой иска до трех тыс. руб., уголовные дела с наказанием до 2-х лет тюрьмы.

- обвинителем или защитником мог выступить любой гражданин, пользующийся политическими правами;

- предварительное следствие велось судьей единолично;

- кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей.

Дальнейшее развитие общая судебная система получила в Декрете ВЦИК и СНК «О суде» №2 (февраль 1918 г.). Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышающих подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, избираемые городскими и уездными Советами. Состав окружных судов: трое судей и либо 4 (по гражданским делам), либо 12 (по уголовным делам) народных заседателей. Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались коллегии правозаступников с функциями и обвинения, и защиты.

Практика осуществления правосудия показала необходимость повышения авторитета народных судов, упрощения их организации, расширения компетенции. Декрет СНК «О суде» №3 (июль 1918 г.) разрешил местным судам рассматривать гражданские дела с ценой иска до 10 тыс. руб. и уголовные дела с максимальным сроком наказания 5 лет тюрьмы. Но действительно крупным шагом в совершенствовании судебной системы стало Положение ВЦИК «О народном суде РСФСР» (ноябрь 1918 г.), которое установило повсеместно единую форму суда: районный суд в составе одного судьи и двух или шести заседателей. Такой суд рассматривал все уголовные дела и гражданские дела за исключением политических, руководствуясь только декретами Советской власти, а в случае их отсутствия – социалистическим правосознанием.

Новое Положение ВЦИК о народном суде (1920 г.) изменило порядок организации защиты и обвинения, а также ведения следствия. Вместо следственных комиссий вводился институт народных следователей. Функции защиты и обвинения возлагались на соответствующих специалистов, списки которых (как и следователей) утверждались местными исполкомами.

Итак, существо происходивших в судебной системе перемен можно охарактеризовать как упразднение независимости судов, сближение судебной и исполнительной власти, снижение роли профессиональных критериев при отборе судей, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов. При этом формально сохранялись некоторые демократические принципы (гласность, коллегиальность, состязательность, отделение предварительного следствия от судебного процесса).

До начала 20-х годов параллельно с народными судами в крупных городах действовали чрезвычайные судебные органы – революционные трибуналы; в их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, саботажем, мародерством. Состав ревтрибунала (председатель и заседатели, избиравшиеся местным Советом из числа ответственных политических работников) в ходе гражданской войны сократился с семи до трех человек. С мая 1918 г. работал Революционный трибунал при ВЦИК РСФСР, с 1919 г. в ведение ревтрибуналов перешли дела, расследованные ВЧК. Судебный процесс в системе ревтрибуналов имел свои особенности:

- ускоренное судопроизводство (в течение 48 часов после окончания следствия);

- свобода в выборе мер наказания, что означало частое применение высшей меры;

- ярко выраженные социальные критерии при определении наказаний.

С началом НЭПа система ревтрибуналов формально была упразднена. Однако сохранились военные трибуналы в действующей армии и военно-транспортные трибуналы в некоторых крупных городах.

Чрезвычайные органы власти и управления

Периода Гражданской войны

Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны. В этих условиях важную роль в управлении страной играли чрезвычайные органы власти, характерной чертой деятельности которых было единство военных, политических и хозяйственных функций.

Для решения задачи продовольственного обеспечения армии и городов с июля 1918 г. в деревне под руководством местных большевистских организаций создавались комитеты бедноты (комбеды). В задачи комбедов входили учет и распределение продовольствия, принудительное изъятие хлебных излишков, роспуск контрреволюционных местных Советов и подготовка новых выборов, помощь в комплектовании Красной Армии, культурно-просветительная работа. Комбеды просуществовали до конца 1918 г.

Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами Советской власти на местах были революционные комитеты (ревкомы). Они создавались в тылу противника, в прифронтовой полосе и на территории, освобожденной от «белых». В первом случае ревкомы действовали подпольно и занимались диверсионной работой, революционной агитацией и пропагандой, подготовкой восстаний и т.п. Ревкомы прифронтовой полосы действовали в контакте с Советами, выполняя функции обороны и поддержания порядка. Ревкомы освобожденных территорий подменяли Советы и готовили условия для возобновления деятельности советского аппарата. По подсчетам исследователей в 1918-1921 гг. в России насчитывалось более 30 тыс. ревкомов – от республиканского до сельского уровня. В основном ревкомы исчерпали себя и были ликвидированы до середины 20-х гг.

Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и в центре. Огромную роль в упрочении советской власти сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая была создана при Совнаркоме 15 декабря 1917 г. К середине 1918 г. действовало 40 губернских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполкомами Советов. Свою работу ВЧК координировала с НКВД и Наркоматом юстиции; представители этих ведомств входили в ее состав. В аппарате ВЧК были отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др. В течение 1918 г. создаются транспортные ЧК на железнодорожных и водных магистралях, особые отделы в армии и на флоте, пограничные части ЧК. С осени 1918 г. (Постановление СНК «О красном терроре») органы ЧК стали широко применять судебные репрессии вплоть до расстрела. Такая практика продолжалась вплоть до 1920 г. Таким образом, был творчески использован опыт царского режима по созданию политической полиции параллельно с полицией уголовной. С началом НЭПа ВЧК была формально упразднена, фактически - реорганизована в Главное политическоеуправление (ГПУ) при НКВД.

К чрезвычайным органам управления можно также отнести Реввоенсовет Республики (РВСР) и Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО). РВСР под председательством наркома военных дел Л. Д. Троцкого был создан 2 сентября 1918 г. для непосредственного руководства армией и флотом, а также всеми учреждениями и военного и морского ведомства. Требования РВСР все учреждения, организации и граждане должны были исполнять в первую очередь. Во главе фронтов и армий находились соответствующие реввоенсоветы. РВСР быстро оброс многочисленным громоздким аппаратом: к 1921 г. в его структурах было занято около 20 тыс. человек.

В ноябре 1918 г. ВЦИК и СНК учредили Совет рабочей и крестьянской обороны во главе с В.И. Лениным. В состав Совета входили представители ВЦИК, РВСР, наркоматов путей сообщения, продовольствия и др.

Совету обороны представлялась «вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны», он был наделен верховной властью как в гражданской, так и в военной сферах. Органами Совета обороны являлись уполномоченные, направляемые на различные участки фронта и тыла. Уполномоченные Совета обороны наделялись чрезвычайными правами, в том числе правом отстранять от должности и предавать виновных суду ревтрибунала.

Чрезвычайные полномочия в условиях гражданской войны получили народные комиссариаты продовольствия, путей сообщения, военных дел (в том числе право на применение репрессий и использование вооруженной силы).

Создание подобной чрезвычайной системы противоречило Конституции РСФСР 1918 г., требовавшей, чтобы «изменение и дополнение основных начал конституции осуществлялось исключительно Всероссийским съездом Советов». Однако обстановка военного времени обусловила создание неконституционных органов власти в центре и на местах. В годы войны изменился порядок работы съездов и ВЦИК: вместо двух раз съезды, начиная с 1919 г., собираются один раз в год; ВЦИК с 1919 г. переходит на сессионный порядок работы, постоянно действующим органом ВЦИК стал его Президиум. Таким образом, властные полномочия постепенно переходят от более представительных структур к более узким.

С другой стороны, в условиях гражданской войны и разрухи развертывается процесс сращивания партийного и государственного аппарата. В ленинской работе «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918 г.) речь идет не о диктатуре пролетариата, а фактически о диктатуре партии, использующей Советы как один из рычагов государственного управления. В практику входят совместные постановления советских и партийных органов. Левоэсеровский мятеж 6-7 июля 1918 г. был использован большевиками для того, чтобы запретить партию эсеров и удалить ее представителей из Советов всех уровней. Это означало конец двухпартийной системы в стране.

Итак, государственность в 1917-1920 гг. не являлась диктатурой пролетариата. Это был режим диктатуры одной партии, постепенно устранявшей конкурентов. В то же время рождалась сильная министерская (наркомовская) власть, контролирующая рычаги оперативного управления. Две эти силы постепенно отодвигали конституционную власть в лице Советов. Третьим центром власти, существовавшим в силу экстремальных обстоятельств, были чрезвычайные органы.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы законодательного оформления советской государственной системы.

2. Перечислите высшие государственные органы РСФСР по Конституции 1918 г. Назовите их полномочия

3. Расскажите об организации Советской власти на местах.

4. Какие изменения претерпела судебная система в послеоктябрьский период?

5. Сформулируйте главные принципы управления экономикой в 1917-1920 годах.

6. Была ли необходимость в создании чрезвычайных органов Советской власти, какова их роль в государственном управлении в послеоктябрьский период?


Наши рекомендации