Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский государственный университет»
(ВоГУ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________А.Н.Тритенко
«___»______________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Биологическое образование
Программа академического бакалавриата
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: заочная
Факультет: Естественно-географический
Кафедра всеобщей истории и социально-экономических дисциплин
Вологда
2016 г.
Составитель рабочей программы
декан исторического факультета, д.и. н., доцент ________ Саблин В.А.
(должность, уч.степень, звание) (подпись) (Ф. И. О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин
Протокол заседания № ___от «____»_____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
«___»____________20___г. _________________ Саблин В.А
(подпись) ( Ф.И.О.)
Рабочая программа одобрена методической комиссией
исторического факультета.
(к которому относится кафедра-составитель)
Протокол заседания № ___от «_____»_________________20__ г.
Председатель методической комиссии
«___»________20___г. _________________ /Саблин В.А./
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой
«___»____________20___г. _________________ /_________________/
(подпись) (Ф. И. О.)
Заведующий кафедрой
«___»____________20___г. _________________ /_________________/
(подпись) (Ф. И. О.)
Заведующий кафедрой
«___»____________20___г. _________________ /_________________/
(подпись) (Ф. И. О.)
Председатель студенческого комитета
по содействию повышения качества
образования ВоГУ _________________ Кутузова О.П.
(подпись)
Представители работодателей и их
объединений (в т.ч. выпускники)
_________________________ _________________ /_________________/
(должность) (подпись) (Ф. И. О.)
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина относится к базовой части блока 1 (Б.1. Б.1)
Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин и частей ОПОП: иностранный язык, культура речи.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практики: философия, экономика образования, правоведение.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
· основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 1);
уметь:
· анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества, явления политической, экономической и социальной жизни. (ОК-2);
владеть/быть в состоянии продемонстрировать:
· базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
· общенаучной терминологией, умением анализировать основные этапы и закономерности исторического развития (ОК-2);
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ ( 144часа), в том числе по курсам:
Курс | Трудоемкость | РПР, курсовая работа, курсовой проект | Форма промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа | СРС | Экз. | ||||||
ЗЕТ | час. | час. | час. | час. | |||||
Лк. | Пр. | Лаб. | |||||||
1курс | - | экзамен |
Распределение результатов обучения и компетенций по курсам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.
Контактная работа.
№ п/п | Результаты обучения поэтапно | Семестр, раздел / тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание | Образова-тельные технологии | Неделя | Трудоем-кость, час | Форма текущего контроля | ||||
1 курс | ||||||||||
Раздел /тема:) Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Лекция 1: Основы методологии исторической науки. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. | Проблемная лекция | Фронтальный опрос | |||||||
СРС:Изучение материала лекции 1 | ||||||||||
Раздел /тема: Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Лекция 2: Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Восточные славяне в древности VIII–XIII вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя. Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. | Проблемная лекция | Проверка основных понятий и терминов | |||||||
СРС:изучение темыДревнерусское государство и общество в IX - XII веках. 1. Политический строй Древнерусского государства. 2. Социальный состав древнерусского общества. 3. Принятие христианства и его значение для Киевской Руси. | ||||||||||
Раздел /тема: Тема 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Лекция 3. Русские земли в XIII-XV веках. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры. Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти. | Проблемная лекция | Реферат: Культура Древней Руси. | |||||||
СРС:Изучение Темы 3. | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Практическое занятие / семинар 1 Образование единого Российского государства. 1. Предпосылки объединения русских земель в единое государство. 2. Причины возвышения Москвы. 3.Основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Специфика становления единого русского государства. | |||||||||
СРС:Подготовка к семинару-дискуссии | ||||||||||
Раздел/тема. Тема 4. XVI-XVII вв. в мировой истории | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Лекция 4 Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры. | Проблемная лекция | Реферат: Народные движения в XVII веке. | |||||||
СРС Изучение темы 4. Разработка вопроса: Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. 1. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XVI в. Реформы Ивана IV. 2. Опричнина, ее цели и результаты. 3. Внешняя политика России в XVI в. | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Практическое занятие / семинар 2 Социально-политическое развитие России в XVII веке. 1. Эволюция государственного строя России. Утверждение абсолютизма. 2. Предпосылки и основные этапы утверждения крепостного права в России. | Семинар-дискуссия | ||||||||
СРСПодготовка к семинару-дискуссии | ||||||||||
Тема 5 Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Лекция 5: XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIIIв. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм. Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в нач. XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; дискуссия о социально-экономических, внутренне- и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы. Политические преобразования 60–70-х гг. Присоединение Средней Азии. Развитие Европы во второй пол. XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель. Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия. СРС Изучение темы 5. Разработка проблем: Реформы Петра I. Создание Российской империи. 1. Россия на рубеже XVII - XVIII вв. Причины и цели петровских преобразований. 2. Содержание и последствия петровских реформ. Россия во второй половине XVIII века. 1.Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в. 2. Внутренняя политика Екатерины II. Культура России XVII – XVIII вв. 1. Особенности развития российской культуры в XVII веке. 2. Новые явления в российской культуре в петровскую эпоху. 3. Российская культура во второй половине XVIII в. 4. Быт и нравы различных слоев российского общества в XVIII в. Власть и общество в первой половине XIX в. 1. Внутренняя политика Александра I. Проекты реформ и их осуществление. 2.Социально-политическая обстановка в стране после Отечественной войны 1812 г. Движение декабристов. 3. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение в России в 30 – 40-е гг. XIX в. | Лекция-презентация | Рефераты: Личность Петра I в освещении исторической литературы. Внешняя политика Петра I. Исторический портрет Екатерины II. Внешняя политика России второй половине XVIII в. Царь-освободитель Александр II. | |||||||
Практическое занятие / семинар 3 Кризис феодально-крепостнических отношений. Либеральные реформы 60 – 70-х годов XIX в. 1. Причины отмены крепостного права. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. 2. Либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. Их значение для развития страны. | ||||||||||
СРС подготовка к семинару | ||||||||||
Раздел/тема. Тема 6 Россия и мир в ХХ веке | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Лекция 6-7: Россия –СССР в ХХ веке Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Политика США. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности. Форсирование российской индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Основные военно-политические блоки. Театры военных действий. Влияние первой мировой войны на европейское развитие. Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений. Новая фаза европейского капитализма. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса. Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. Превращение США в сверхдержаву. Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950–1953 гг. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии Готовность к критическому осмыслению явлений политической, экономической и социальной жизни, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); владение базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области социальных наук (ОПК-1); владение общенаучной терминологией, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ОПК-2).СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор. СРС: Изучение темы 6. Изучение проблем: Россия в начале ХХ века. 1. Буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг. 2. Реформаторская деятельность П. А. Столыпина: цели, итоги, последствия. Россия в 1917 году 1. Великая Российская революция. Россия в условиях двоевластия. 2. Июльские события 1917 г. в Петрограде. Нарастание общенационального кризиса. 3. Приход большевиков к власти. Второй съезд Советов и его решения. Экономическая политика Советского государства в 1917 – 1928 гг. 1.Первые социально-экономические преобразования советской власти. Политика «военного коммунизма». 2. Причины перехода к нэпу. Основные элементы новой экономической политики. 3. Противоречия нэпа. Причины свертывания новой экономической политики. Модернизация СССР (конец 1920-х –1930-е годы) 1. Форсированная индустриализация страны: причины, осуществление, результаты. 2. Преобразования в сельском хозяйстве. Результаты и последствия коллективизации. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 1950-х – 1980-е гг. 1. Реформаторские поиски советского руководства. Причины непоследовательности курса на демократизацию страны. 2. Экономическая и социальная политика Н. С. Хрущева. 3. Особенности социально-экономического развития страны. Причины нарастания кризисных явлений. 4. Л. И. Брежнев и его окружение. Усиление консервативных тенденций в политической жизни страны. | Проблемная лекция | 7-8 | Рефераты: П. А. Столыпин – последний реформатор России; Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. Культура СССР в период «оттепели». | ||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Практическое занятие / Семинар 4 СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) 1. Почему Германии начала войну против Советского Союза? Какие цели преследовал Гитлер, напав на СССР? 2. Был ли готов СССР к войне? Чем можно объяснить крупные поражения Красной Армии в начальный период войны? 3. Какие мероприятия были проведены руководством СССР по организации отпора врагу? 4. Какие этапы можно выделить в ходе Великой Отечественной войны? Дайте их характеристику (хронологические рамки, главные события, итоги). 5. Какую роль сыграло партизанское движение в годы Великой Отечественной войны? 6. Какова роль антигитлеровской коалиции и вклад союзников СССР в разгром фашизма и милитаризма? 7. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне? | Семинар–дискуссия | ||||||||
СРС: Подготовка к семинару. | ||||||||||
Тема 7. Россия и мир в конце XX – XXI веке | ||||||||||
Способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2). | Лекция 8. Россия на рубеже XX – XXI веков Россия в 1990-е гг. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 1990-х гг. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. | Проблемная лекция | Фронтальный опрос | |||||||
СРС: Изучение темы 7 | ||||||||||
ИТОГО | Общий объем дисциплины | |||||||||
в том числе: | Контактная работа | |||||||||
СРС | ||||||||||
Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация | экзамен | |||||||||
Примечание: Основные электронные средства образовательного назначения:
Электронное средство коммуникации | Формат материала |
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype идр. | Текст, гипертекст, аудио-, видео-, мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, тренажеры, графика, формулы и др. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.
Перечень развиваемых в дисциплине ИСТОРИЯкомпетенций ОК–1, ОК–2 описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.
5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формировании, описание шкал оценивания.
Оценивание уровня сформированности компетенций ОК–2 у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль): Биологическое образованиесогласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).
Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.
При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена успеваемость обучающегося оценивается по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме экзамена
Оценка | Характеристика требований к результатам аттестации в форме экзамена |
«Отлично» | Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов, системно и глубоко, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены безупречно, качество их выполнения оценено числом баллов близким к максимуму. |
«Хорошо» | Теоретическое содержание курса освоено в целом без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены с отдельными неточностями, качество выполнения большинства заданий оценено числом баллов близким к максимуму. |
«Удовлетворительно» | Теоретическое содержание курса освоено большей частью, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки. |
«Неудовлетворительно» | Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов близким к минимуму. |
Соотнесение диапазона полученных на экзамене баллов и оценки уровня сформированности компетенции для группы обучающихся и для одного обучающегося:
диапазон баллов | оценка |
0,0≤…<3,0 | не соответствует(-) |
3,0≤…<4,0 | в основном соответствует(+) |
4,0≤…≤5,0 | соответствует(++) |
5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности
5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации
№ темы п/п | Тема, контрольные вопросы | ||
1 курс | |||
1. | Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. | ||
1.1 Место истории в системе наук. 1.2. История как наука 1.3. Основные принципы и методы изучения истории. 1.4. Основные направления современной исторической науки. | |||
2. | Тема 2Особенности становления государственности в России и мире | ||
2.1. Восточные славяне в кругу европейских народов: общественный строй, хозяйственная деятельность, верования. 2.2. Образование Древнерусского государства. 2.3. Норманнская теория. 2.4. Государственный и общественный строй Древней Руси в IХ – ХII вв. 2.5. Принятие христианства и его значение для цивилизационного развития Киевской Руси. | |||
3. | Тема 3.Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | ||
3.1. Западноевропейская цивилизация в эпоху средневековья (V – XV вв.): материальное производство и социально-политические отношения. 3.2. Образование единого Русского государства в ХIV – первой трети ХVI вв. | |||
4. | Тема 4. XVI-XVII вв. в мировой истории | ||
4.1. Русское государство в XVIв. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. 4.2. Формирование прединдустриальной (раннекапиталистической) цивилизации в странах Западной Европы (XVI – XVII вв.). 4.3. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. | |||
5. | Тема 5 Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | ||
5.1. Россия в первой четверти XVIII вв. Причины, содержание и последствия петровских реформ. 5.2. Социально-экономическое развитие России во второй половине ХVIII в. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 5.3. Социальные революции XVII – XVIII в. Их роль в формировании основ индустриального общества в Западной Европе и США. 5.4. Россия в первой четверти ХIХ в. Внутренняя политика Александра I. Движение декабристов. 5.5. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 1830 – 1840-х гг. 5.7. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. 5.8. Либеральные реформы в России 1860 – 1870-х гг. 5.9 Экономическое и социально-политическое развитие России в пореформенный период. 6.0. Основные тенденции социально-экономического развития ведущих стран Западной Европы и США в XIX – начале XX в. | |||
6. | Тема 6 Россия и мир в ХХ веке | ||
6.1. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, результаты и последствия. 6.2. Первая мировая война и ее последствия. 6.3. Великая российская революция 1917 г. Нарастание общенационального кризиса. Приход большевиков к власти. 6.4. Первые преобразования советской власти. Гражданская война в России 1917 – 1922 гг. 6.5. Советская Россия в годы новой экономической политики. 6.6. Образование СССР. Советское общество в 1920-е – 1930-е гг. 6.7. Форсированная индустриализация страны: причины, осуществление, результаты. 6.8. Преобразования в сельском хозяйстве в 1930-е гг. Результаты и последствия коллективизации. 6.9. Страны Европы в 1920-е – 1930-е гг. Появление фашизма и его опасность для всего мира. 7.0. СССР в годы Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.). 7.1. Экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.). 7.2. Становление, развитие и крушение системы «реального социализма» в странах Восточной Европы. 7.3. Страны Западной Европы во второй половине XX в. 7.4. Политическое развитие страны в 1953 – 1964 гг. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни. 7.5. Социально-экономическая политика Н. С. Хрущева. 7.6. СССР в 1965 – 1985 гг.: нарастание проблем общественного развития. | |||
Тема 7. Россия и мир в конце XX – XXI веке | |||
7.1. Политика перестройки М. С. Горбачева. Августовские события 1991 г. Распад СССР. 7.2. Политические процессы в России в 1992 – 2012 гг. 7.3. Социально – экономическое развитие России в 1992 – 2012 гг. 7.4. Основные тенденции мирового развития в началеXXI в. | |||
5.3.2. Контрольные типовые задания для проведения промежуточной аттестации
5.3.2.1. Задания для проведения промежуточной аттестации соответствуют содержанию учебной дисциплины, представленному в п. 4, и определяют степень сформированности компетенций по каждому результату обучения.
5.3.2.2. Задания (экзаменационные билеты) промежуточной аттестации в форме экзамена.
№ п/п | Задание |
1. | Формируемые компетенции: ОК–1, ОК-2 1. История как наука. Основные принципы и методы изучения истории. 2. Восточные славяне в кругу европейских народов: общественный строй, хозяйственная деятельность, верования. |
2. | Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2 1. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. 2. Государственный и общественный строй Древней Руси в IХ – ХII вв. 3. Принятие христианства и его значение для цивилизационного развития Киевской Руси. 4. Русь в период феодальной раздробленности. Борьба с иноземными захватчиками. |
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2 1. Западноевропейская цивилизация в эпоху средневековья (V – XV вв.): материальное производство и социально-политические отношения. 2. Образование единого Русского государства в ХIV – первой трети ХVI вв. | |
4. | Формируемые компетенции: ОК-2 1. Русское государство в XVIв. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. 2 Формирование прединдустриальной (раннекапиталистической) цивилизации в странах Западной Европы (XVI – XVII вв.). 3. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. |
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2 1.Россия в первой четверти XVIII вв. Причины, содержание и последствия петровских реформ. 2. Социально-экономическое развитие России во второй половине ХVIII в. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 3. Социальные революции XVII – XVIII в. Их роль в формировании основ индустриального общества в Западной Европе и США. 4. Россия в первой четверти ХIХ в. Внутренняя политика Александра I. Движение декабристов. 5. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 1830 – 1840-х гг. 6. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. 7. Либеральные реформы в России 1860 – 1870-х гг. 8. Экономическое и социально-политическое развитие России в пореформенный период. | |
6. | Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2 1. Основные тенденции социально-экономического развития ведущих стран Западной Европы и США в XIX – начале XX в. 1. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, результаты и последствия. 3. Первая мировая война и ее последствия. 4. Великая Российская революция 1917 г. Нарастание общенационального кризиса. Приход большевиков к власти. 5. Первые преобразования советской власти. Гражданская война в России 1917 – 1922 гг. 6. Советская Россия в годы новой экономической политики. 7. Образование СССР. Советское общество в 1920-е – 1930-е гг. 8.Форсированная индустриализация страны: причины, осуществление, результаты. 9. Преобразования в сельском хозяйстве в 1930-е гг. Результаты и последствия коллективизации. 10. Страны Европы в 1920-е – 1930-е гг. Появление фашизма и его опасность для всего мира. 11. СССР в годы Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.). 12. Экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.). 13. Становление, развитие и крушение системы «реального социализма» в странах Восточной Европы. 14. Страны Западной Европы во второй половине XX в. 15. Политическое развитие страны в 1953 – 1964 гг. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни. 16. Социально-экономическая политика Н. С. Хрущева. 17. СССР в 1965 – 1985 гг.: нарастание проблем общественного развития. |
7. | Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2 1. Политика перестройки М. С. Горбачева. Августовские события 1991 г. Распад СССР. 2. Политические процессы в России в 1992 – 2012 гг. 3. Социально – экономическое развитие России в 1992 – 2012 гг. 4. Основные тенденции мирового развития в началеXXI в. |
5.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций, представлено в разделе 7 ОПОП.