Вопрос 45 Политический консалтинг
Основные направления в области политического консалтинга – планирование, организация и проведение предвыборных кампаний. Политический консалтинг – это консультации на стадиях подготовки, запуска и проведения политических проектов на территории России и стран ближнего зарубежья.
Термин «политический консалтинг» пришел к нам из западной политологии и достаточно активно используется в российской практике, хотя однозначного его толкования не предложено.
Российские специалисты в области политического консалтинга придерживаются кодекса профессионального поведения и этики, принятого Международной ассоциацией ПР (ИПРА) в Венеции в 1961 г. и являющегося обязательным для всех членов ассоциации. Так, российские ПР-мены, как и их западные коллеги, не имеют права по кодексу ИПРА скрывать имена своих клиентов друг от друга. «Если я беру клиентов совершенно противоположных взглядов, я обязан им рассказать, что работаю на того и другого, - сорвал покров с тайны, как делают политиков, ПР-мен Ефим Островский. - Для меня важно, чтобы люди знали, что мой клиент не коммунист или демократ, а то, что он человек»[1].
Профессионалы в сфере политического консалтинга свободны от заинтересованности в достижении цели, так как по кодексу профессионального поведения ИПРА член этой ассоциации не должен предлагать потенциальному клиенту или нанимателю, чтобы его гонорар зависел от результатов. «Я никогда не говорю своему клиенту, что он обязательно выиграет кампанию, я говорю, что сделаю все, чтобы мы выиграли» - кредо истинного ПР-мена.
Клиент, по мнению профессионалов, должен быть обычным человеком со всеми присущими ему недостатками. И это считается «в тысячу раз лучше, чем образ добропорядочного во всем кандидата».
Не случайно наиболее значимой политической победой считается та, которая достигается вопреки обстоятельствам.
Кроме того, менеджеры по проведению политических кампаний стараются не иметь дела с кандидатом, имеющим высокие шансы победить, еще и потому, что, работая с ним, не нужно будет никому бросать вызов - результат ясен заранее. 72% сотрудников, занятых в проведении подобных мероприятий, считают, что ими движет «желание победить». Немаловажен и тот факт, что затраты кандидата, имеющего высокие шансы победить, все же достаточно ограничены, в том числе и на профессионалов.
Специалисты по проведению выборов, как правило, не занимаются политикой, а лишь помогают кандидату «донести его правду до тех людей, которые нужны ему». Они рассматривают политику, как соревнование разных групп людей между собой, а не борьбу правых и левых, вселенского добра со злом и т.п.
Своеобразную классификацию политических консультантов предлагают Гусев Д., Матвейчев О. и др. Они выделяют 15 типов специалистов политического консалтинга:
· «очень знаменитый пиарщик»;
· «специалист(эксперт)»;
· «кавээнщик»;
· «идеолог»;
· «статский советник»;
· «лидер (tорlеss manager)»;
· «интриган (тайный советник)»;
· «лохотронщик»;
· «торговец чудесами»;
· «работорговец»;
· «дорогой курьер (дельтапланерист)»;
· «официант»;
· «новичок (яппи)»;
· «менеджер-тредюнионист»;
· «общечеловек – тусовщик».
Классификация в ироничной форме выпячивает достоинства и недостатки каждого из типов. Естественно, что классификация не претендует на полноту и научную строгость. Существует масса «смешанных типов», а, кроме того, каждый консультант так или иначе иногда выступает в какой-нибудь из нижеописанных ипостасей. Авторы также отмечают, что кроме выше перечисленных категорий, есть и настоящие, хорошие, умные, честные политические консультанты, которые объединяют в себе достоинства всех перечисленных групп (даже если это достоинство состоит всего лишь в наличии «связей»), но избавлены от их недостатков.