Багдасарян, Сусанна Джамиловна, Петрова Светлана Владиславовна 1 страница

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сочинский государственный университет»

С. Д. Багдасарян, С.В. Петрова

История отечественного государства и права

Учебно-методическое пособие

Сочи • РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ» • 2016

УДК 340.(02)

ББК 67.3.(2РОС)

Б14

Рекомендовано к печати УМС юридического факультета СГУ

(протокол № 4 от 30 июня 2016 г.)

Рецензент:

доктор юридических наук, профессорСГУ

П.И. Квачева

Багдасарян, Сусанна Джамиловна, Петрова Светлана Владиславовна

История отечественного государства и права: учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей /С.Д. Багдасарян, С.В. Петрова. — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. 63 с.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии ФГОС направления «Юриспруденция». Включает краткий курс лекций, план семинарских занятий с кратким изложением вопросов темы, практические задания, тематику рефератов, контрольных работ, список рекомендуемой литературы. Предназначено для обучающихся бакалавров, преподавателей учебных заведений, планами которых предусмотрено изучение истории отечественного государства и права.

УДК 340.(02)

ББК 67.3.(2РОС)

©ФГБОУ ВО «СГУ», 2016

© Багдасарян С.Д., С.В. Петрова 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения учебной дисциплиныи образовательные технологии 4

2. Содержание дисциплины (программа курса) 9

3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 24

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебная дисциплина «История Отечественного государства и права» относится к профессиональному циклу основной образовательной программы по направлению подготовки 400301 «юриспруденция» и ее целью является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:

1) осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;

2) осуществления правозащитной деятельности в области прав и свобод человека и гражданина на основе знаний о государстве и праве России;

3) осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ эволюционного развития государственного и правового устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства в России; толкования;

4) преподавания основ отечественного государства и права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования посредством усвоения отдельных государственно-правовых институтов, взаимосвязей между ними и форм осуществления государственной власти, организации государственных органов в РФ.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент в рамках учебной дисциплины «История Отечественного государства и права»:

- разбираться в области историко-правового познания истории отечественного государства и права, эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права;

- знать государственные и правовые феномены во временных и пространственных пределах;

- определять историческую преемственность в развитии государства и права России;

- анализировать системы кодификаций, а также отдельных правовых актов; процесс возникновения различных отраслей права, содержание и структура наиболее значимых юридических норм;- разбираться в различных подходах, правовых источниках, концепциях в развитии государства и права России;

- разбираться во взаимодействии и взаимообусловленности государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отдельных правовых норм, отраслей права и т.п.);

- обладать теоретическими знаниями исторических типов и форм государства и права отечества, их сущность и функции; особенностей государственного и правового развития России;

- иметь практические навыки работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений по истории отечественного государства и права;

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

- область историко-правового познания истории отечественного государства и права, эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права;

- теоретические положения о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права, дискуссионные проблемы по вопросам исследования государственно-правовых явлений, что позволит студентам приобрести и развить способности самостоятельно оценивать конкретные задачи и, используя теоретические навыки и умения, анализировать различные юридические ситуации, искать наиболее оптимальные пути их разрешения;

- общие категории и понятия истории государства и права России;

- источники истории права России, их соотношение по юридической силе в пространственно-временных характеристиках;

- значение, особенности и содержание этапов развития государственных институтов, значение и содержание основ периодов общественного развития; характеристик российского государства; основы экономической, общественно-политической и социальной системы в Российской Федерации;

- основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и становление современной правовой системы Российской Федерации.

Уметь:

- обобщать полученные знания в области истории отечественного государства и права;

- правильно применять теоретические знания по истории отечественного государства и права, в том числе свободно оперировать государственно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;

- правильно определять историю возникновения правовых актов в истории российского государства, их пространственно-временное действие, применение в сфере правового регулирования общественных отношений;

- анализировать нормативные правовые акты, регулирующие обще­ственные отношения, относящиеся к предмету истории отечественного государства и права;

- толковать правовые нормы с позиции эволюции институтов, применяя различные способы и виды толкования.

Владеть:

- юридической терминологией;

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений юридических фактов, являющихся объектами правовых норм и правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Изучению «История Отечественного государства и права» предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умения­ми и навыками.

Общенаучной основой изучения «Истории Отечественного государства и права» является «История отечества», «Обществознание». Студенты должны уметь применять знания в области истории отечества, обществознания в истории отечественного государства и права, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «История отечества» помогут студенту овладеть навыками оценки правовых и государственных явлений с эволюционной точки зрения развития институтов государства и права. Кроме того, до начала занятий по истории отечественного государства и права студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать государственно - правовую информацию.

Теоретико-правовой основой «Истории отечественного государства и права» служат «История отечества» и «Теория государства и права». Входные знания, умения и компетенции студентов должны соответствовать курсу «Обществознание» общеобразовательной школы, а также знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Теория государства и права». В области истории отечественного государства и права знания, необходимые для практической деятельности являются:

- юридическая терминология;

- понятия и категории теории государства и права;

- общеправовые принципы;

- механизм государства;

- роль истории государства и права в политической системе общества;

- механизм и средства правового регулирования, реализации права;

- юридическая техника с точки зрения исторических процессов.

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «история отечественного государства и права» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста. Дисциплина «история отечественного государства и права» является предшествующей для дисциплин «Конституционное право», «Административное право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Трудовое право», «Уголовный процесс», «Экологическое право», «Предпринимательское право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Право социального обеспечения» и других дисциплин профессионального цикла.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по реализации компетентного подхода не менее 20% занятий по дисциплине «История отечественного государства и права» проходят в активных и интерактивных формах.

Интерактивные формы проведения лекций: проблемная лекция; лекция – визуализация; лекция – пресс-конференция; лекция – беседа; лекция – дискуссия; лекция с разбором конкретных ситуаций.

Интерактивные формы семинарских занятий: ролевая игра; групповая дискуссия; мозговой штурм; семинар – совещание; семинар – конференция.

Внеаудиторные формы работы: приглашение специалистов; написание рефератов и эссе; подготовка обучающихся и участие в научных конференциях.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- логическое мышление, навыки создания научных работ юридического направления, ведения научных дискуссий;

- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

- получение, обработка и сохранение источников информации;

- преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формирование, аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории отечественного государства и права.

Для решения указанных задач обучающимся предлагаются к прочтению и содержательному анализу юридические тексты, включая научные работы историков и юристов, научно-популярные статьи по праву, исторические документы. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвящённых соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории государства и права. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной историко-правовой литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ, тестирования. Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение, посвящённое какой-либо историко-правовой проблеме. Она не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и источника, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины в качестве оценочных средств на протяжении семестра используются: общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа; тестирование; контрольные работы; коллоквиум; экзамен.

Общая трудоемкость освоения дисциплины «История отечественного государства и права» составляет 8 зачетных единиц (288 часов).

Очная форма обучения: трудоемкость экзаменов - 72 часа. Самостоятельная работа – 46 часов. Всего аудиторных часов - 170 часов, из них: лекции - 76 часа, практические занятия - 94 часа (1 семестр: лекции - 36 часов, практические занятия - 54 часа; 2 семестр: лекции - 40 часов, практические занятия - 40 часов).

Заочная форма обучения: трудоемкость экзаменов - 18 часов. Самостоятельная работа – 244 часа. Всего аудиторных часов - 26 часов, из них: лекции - 12 часов, практические занятия - 14 часов (1 семестр: лекции - 6 часа, практические занятия - 7 часов; 2 семестр: лекции - 6 часов, практические занятия - 7 часов).

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (программа курса)

ЛЕКЦИИ

ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Предмет истории отечественного государства и права.

2. Источники и историография.

3. Методология изучения академического курса.

4. Цивилизованный и формационный подходы о происхождении государства и права. Особенности возникновения и развития государства и права отечества и мировые правовые семьи.

5. Периодизация истории отечественного государства и права. Место истории отечественного государства и права в системе юридических наук.

Ключевые слова: предмет, метод, периодизация, подходы, научные школы.

ТЕМА № 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (IX-XII ВВ.)

1. Древнерусское феодальное государство как раннефеодальная монархия.

2. Крещение Руси. Место церкви в древнерусском раннефеодальном государстве и церковная юрисдикция. Княжеские церковные Уставы.

3. Возникновение и развитие древнерусского феодального права.

Ключевые слова: раннефеодальная монархия, варварская правда, источники права, редакции, уставы.

ТЕМА № 3. ЭПОХА МЕСТНЫХ ЗАКОНОВ В ПЕРИОД УДЕЛЬНОЙ РУСИ (XII- нач. XVI вв.)

1. Предпосылки феодальной раздробленности. Особенности развития Русских земель в период политической раздробленности.

2. Государственно-политическое развитие и значение Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжеств, феодальных республик Новгорода и Пскова.

3. Источники права. «Русская правда». Княжеские грамоты. Новгородская и Псковская судные грамоты. Кормчая книга. Основные черты феодального права по Двинской уставной грамоте.

Ключевые слова: феодальная (политическая) раздробленность, феодальная республика, грамота, устав.

ТЕМА № 4. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ВОСТОКА И ЗАПАДА НА РУССКИЕ ЗЕМЛИ

1. Положение русских земель, захваченных соседними государствами в период раздробленности Руси. Ярлыки на княжение. Вассальные отношения Руси с Золотой Ордой. Влияние на политическую и правовую культуру Руси.

2. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности общественного и государственного устройства. Литовские статуты: редакции, источники.

Ключевые слова: вассальная зависимость, ярлык, Яса, статут.

ТЕМА № 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XV-XVII вв.). СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ РОССИИ

1. Предпосылки и особенности образования Русского централизованного государства.

2. Государственные и общественные отношения сословно-представительной монархии.

3. Роль церкви в государственном управлении. Учреждение патриаршества.

4. Развитие русского феодального права. Княжеское законодательство. Уставные грамоты. Судебник 1497г. Судебник 1550г. Стоглав. Соборное уложение 1649г. Новоуказные статьи.

Ключевые слова: сословно-представительная монархия, судебник, Избранная реформа, новоуказная статья.

ТЕМА № 6. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА (XVIII – вт. пол. XIX вв.)

1. Предпосылки возникновения самодержавия, его особенности в России.

2. Оформление государственного аппарата Российской империи, ее правовой статус.

3. Сословные реформы Петра I.

4. Государственно-правовые изменения в системе абсолютизма периода дворцовых отношений.

5. Изменения в государственном строе в начале XIX в. Разработка конституционных проектов.

6. Кодификация права. Свод законов Российской империи.

Ключевые слова: абсолютная монархия, самодержавие, реформы, артикул, посвященный абсолютизм, кодификация, свод.

ТЕМА № 7. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ВО вт. пол. XIX – нач. XX в. ПЕРИОДА БУРЖУАЗНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

1. Предпосылки и проведение реформ 1860-1870 гг.: правовой аспект Великих реформ.

2.Развитие отраслей права: гражданское, фабричное законодательства, уголовное право («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». 1885 г. «Уголовное уложение» 1903 г.).

3. Государственная система начала XX века: становление парламентаризма. Третьиюньская система.

4. Правовой аспект Столыпинской аграрной реформы.

5. Национальный вопрос в Российской империи. Управление национальными окраинами.

6. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Чрезвычайные меры в правовой системе империи.

Ключевые слова: Великие реформы, контрреформы, метод, отрасль права, чрезвычайное законодательство.

ТЕМА № 8. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 г.)

1. Свержение самодержавия. Образование Временного правительства. Двоевластие.

2. Законодательная и реформаторская деятельность Временного правительства.

3. Центральные и местные органы власти и управления.

Ключевые слова: буржуазно-демократическая республика, временное правительство, учредительное собрание, реформы.

ТЕМА № 9. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (1918-1920 гг.)

1. Создание Советской государственной системы. Партия большевиков и ее роль в деятельности структур государственной власти и управления.

2. Формирование нового права. Источники права.

3. Политика «военного коммунизма».

4. Государственная организация «белого» движения в годы гражданской войны. Военно-политическое размежевание территории бывшей России.

Ключевые слова: советская власть, революционное законодательство, революционная совесть, военный коммунизм, первая советская конституция.

ТЕМА № 10. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД НЭПа (1921-1929 гг.)

1. Экономический и политический кризис 1921 г. Переход к нэпу.

2. Борьба РКП (б) за политическое единство в партии и ликвидация иных политических и общественных движений в России.

3. Реорганизация органов государственной безопасности рождение ОГПУ. Судебная реформа 1922 г. Создание прокуратуры. Адвокатура. Арбитраж. Доктрина «революционной законности». Военная реформа 1925 г.

4. Национально-государственное строительство. Курс на образование федерации советских республик. Основные положения Конституции СССР 1924 г.

5. Развитие права. Кодификация законодательства.

Ключевые слова: нэп, кодификация права, союзная конституция, реформы правоохранительной сферы.

ТЕМА № 11. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (1929-1953 гг.)

1.Политическая борьба. Установление режима единоличной власти Сталина. Эволюция политической системы.

2. Централизация правоохранительной системы.

3. Основные тенденции развития советского права в 30-е годы. Источники права. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г.

4. Изменения в государственной системе в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

5. Трудности перехода от войны к миру. Упразднение чрезвычайных органов власти. Развитие государственной системы в конце 40-х - начале 50-х годов.

Ключевые слова: тоталитарный коммунистический режим, репрессии, доктрина, советское право, сталинская конституция.

ТЕМА № 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (1953-1964 гг.)

1. Борьба за власть в высшем партийно-государственном руководстве. Утверждение власти Хрущева. XX Съезд КПСС и развенчание культа личности Сталина. Частичная реабилитация сталинских репрессий.

2. Реформы государственного аппарата. Децентрализация.

3. Реформы управления сельским хозяйством.

4. Основные тенденции в развитии права. Кодификация.

Ключевые слова: реабилитация, оттепель, реформы правоохранительной сферы, кодификация.

ТЕМА № 13. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА (1964-1985 гг.)

1. Экономическая реформа 1965 г. Неудача «косыгинской» реформы и ее причины.

2. Курс на политический консерватизм. Преследование инакомыслия. Правозащитное движение в СССР.

3. Централизация органов охраны правопорядка и юстиции.

4. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г. Структура. Конституция РСФСР 1978 г.

5. Развитие права. Продолжение кодификации. Свод законов СССР.

Ключевые слова: развитой социализм, доктрина общенародного государства, брежневская конституция, кодификация.

ТЕМА № 14. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ПОЛИТИКИ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991 гг.)

1. Нарастание кризиса советской партийно-государственной системы.

2. Изменения Конституции СССР.

3. Курс на переход к «регулируемому рынку».

4. Разграничение полномочий Союза ССР, союзных и автономных республик. Распад СССР.

Ключевые слова: перестройка, новое политическое мышление, распад СССР.

ТЕМА № 15. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ (1991- … гг.)

1. Реорганизация органов государственной власти и управления.

2. Принятие Конституции и проведение правовой реформы.

3. Реформа местного управления. Федеративный договор.

4. Государственное управление экономикой.

Ключевые слова: конституция, государственное строительство, федеративный договор, правовая реформа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ОФО

ТЕМА № 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

1. Характеристика древнерусского государства как раннефеодального. Правовое положение феодалов и феодальной администрации. Институты власти.

2. Древнерусские правовые обычаи и «Закон русский».

2. Договоры Руси с Византией: первые международные нормы.

3. Княжеские церковные уставы. Влияние византийского права.

4. Русская Правда: редакции, источники.

5. Характеристика имущественных отношений. Правовое положение населения.

6. Преступления и наказания. Понятие преступления. Виды преступлений. Умысел и неосторожность. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.

7. Суд и процесс: «Закличь», «свод», «Гонение следа». Виды доказательств.

ТЕМА № 2 ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА

1. Общественно-политические отношения на территории русских земель в период XII-XV веков:

а) феодальные войны;

б) съезды князей;

в) грамоты об иммунитете боярских вотчин.

2. Государственный строй в Новгородской феодальной республике.

3. Общая характеристика Псковской судной грамоты: возникновение, источники, значение.

4. Правовое положение социальных групп по ПСГ.

5. Вещное право: способы установления права собственности, деление имущества.

6. Обязательственное право: виды договоров, обеспечение обязательств, условия действительности сделок. Наследственное право.

7. Преступления и наказания. Понятие преступления. Виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний.

8. Судопроизводство. Виды доказательств.

ТЕМА № 3 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

1. Особенности феодального устройства и военная организация.

2. Государственный устройство Орды: власть хана, курултай, центральная и местная администрация.

3. Источники татаро-монгольского права.

4. Уголовное право в системе Ясы Чингис-хана. Система наказаний.

5. Взаимоотношение монгольского законодательства и мусульманского права.

ТЕМА № 4 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУССКО-ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Русские земли в составе княжества Литовского: особенности государственного устройства.

2. Судебная система. Общинные суды.

3. Люблинская уния.

4. Литовские статуты: источники, редакции.

5. Семейное право.

6. Уголовное право и процесс.

ТЕМА № 5 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО МОСКОВСКОЙ РУСИ В XV- пер. пол. XVII вв. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

1. Реформы Ивана IV по созданию централизованного государства.

2. Система сословно-представительной монархии: роль Земских Соборов.

3. Судебники Ивана III и Ивана IV: характеристика, история издания, значение.

4. Источники и система правовых норм судебников.

5. Начало юридического оформления крепостного права.

6. Преступления и наказания по судебникам. Понятие преступления. Виды. Цели наказания. Социальная дифференциация в системе наказаний.

7. Судопроизводство по Судебникам. Виды доказательств. Зарождение инквизиционного суда.

8. Гражданское право: обязательственное и наследственное.

9. Развитие церковного права. Роль Стоглава.

10. Брак и семья. Домострой, как источник семейного права.

11. Уложение о службе 1556 года: становление служилого сословия.

ТЕМА № 6 СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.

1. Принятие нового законодательства в сер. XVII века: причины, источники, роль комиссии Н.И. Одоевского.

2. Система Соборного Уложения.

3. Феодальное право собственности на землю в СУ (вотчина и поместье).

4. Гражданское право: обязательственное, наследственное.

5. Следствие и судебный процесс в СУ. Формы процесса.

6. Система наказаний: сословные признаки.

7. Уголовное право и система тюремных заключений.

8. Новоуказные статьи, как форма развития отраслевых норм (Новоторговый устав, налоговая реформа и т.д.).

ТЕМА № 7 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII в.: ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА, ПРАВО.

1. Государственный строй по реформам Петра I: система, характеристика.

2. Табель о рангах, как регулятор государственной службы.

3. Административно-территориальные реформы в XVIII веке.

4. Указ о наследовании 1722 года и эпоха дворцовых переворотов. (Законодательная база).

5. Указ о майорате 1714 года – кодекс наследственного права и развитие феодальных привилегий на землю в XVIII веке.

6. Работа Уложенных комиссий в XVIII веке. Последствия.

7. Судебная система XVIII века.

8. Военно-уголовное законодательство по Артикулам Петра I.

9. Полицейская система XVIII века. Уставы благочиния.

10. Вольные грамоты дворянству и городу: характеристика.

ТЕМА № 8 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ И КОДИФИКАЦИЯ ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

1. Идеология просвещенного абсолютизма в эволюции идей Екатерины II и Александра I.

2. Государственные реформы первой четвери XIX века: роль Негласного комитета и Сперанского.

3. Правовое положение крестьянства в первой половине XIX века.

4. Законодательная система эпохи цезаризма Николая I:

а) изменение государственной системы;

б) кодификационная работа II отделения под рук. М.М. Сперанского: система, методы систематизации российского законодательства.

5. Свода Законов Российской империи: характеристика, значение, оформление отраслей права.

6. Становление государственного права.

7. Гражданское право: характерные черты.

8. Уголовное право по кодексу 1845 года.

ТЕМА № 9 ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

Наши рекомендации