Эпоха «застоя» и нарастание кризисных явлении.

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппа­рата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председа­телем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбю­ро, вместо Первого секретаря появилась должность Гене­рального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост — Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Период 70-х — начала 80-х гг. XX в. в истории советского общества получил характеристику застойного времени. При­чины застоя и накапливавшихся кризисных явлений заключа­лись в характере социально-политической модели советского общества, основа которой сложилась еще в 30-е годы. Пре­терпев в 50-е — начале 60-х гг. некоторые изменения, систе­ма сохранила свои основные черты.

Большое значение имели социально-экономические отно­шения, господствовавшие в стране. Особенностью обществен­ного производства являлся высокий удельный вес тяжелой промышленности и ВПК. При этом советская экономика оставалась на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-­индустриальную.

В попытках преобразований 50-х — начала 60-х гг. и по­литике относительной либерализации новое партийное ру­ководство усматривало причину неудач и социальной деста­билизации. Начинается отказ от политики десталинизации и кри­тики культа личности, возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни. Партийное руководство через низовые партийные и обще­ственные организации — профсоюзы, комсомол — осуще­ствляет все более жесткий идеологический контроль над об­щественной жизнью в государстве.

В эти годы происходила дальнейшая централизация партийно-государственного аппарата, усиление власти номен­клатуры. Были приняты меры по консервации высшего руко­водящего слоя. Произошла прочная стабилизация эли­ты и прекращение ее пополнения снизу.

Национальный вопрос. СССР являлся унитарной федерацией с жестко централизованной системой государственно-админи­стративного управления. В его составе было 53 националь­но-территориальных образования — союзные и автономные республики, автономные области и округа. Основу этого на­ционально-государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями.

За годы социализма в СССР были созданы определенные условия для развития наций. Этническим группам была га­рантирована территориальная автономия, образование и дея­тельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной националь­ной номенклатуры. В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным полностью и окончательно

Однако в годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом также крылись причи­ны будущих межэтнических конфликтов.

Экономическая политика. Хозяйственно-экономическая ре­форма 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный пе­риод попыткой перестройки экономики. Реформа проводи­лась под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина и затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство. Основные направления ре­формы: новая административная централизация, упраздне­нию совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприя­тиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение планируемых сверху показателей, рентабельность производства, размер прибыли).

Перестройка и распад СССР.

В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву.

Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма. Выделяют три этапа перестройки: 1) 1985–1986 гг.;

2) 1987–1988 гг.;

3) 1989–1991 гг.

Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.:

1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;

2) успех курса на ускорение связывали:

– с более активным использованием достижений НТР;

– децентрализацией управления народным хозяйством;

– внедрением хозрасчета;

– укреплением дисциплины на производстве;

3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987–1988 гг.:

1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;

2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;

3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина. Трудности и противоречия проведения перестройки:

1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;

2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;

3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;

4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;

5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.

Новый этап процесса распада СССР связан с решениями I Съезда народных депутатов РСФСР. 16 мая 1990 г. Председателем Верховного Совета был избран политический оппонент Горбачева Б.Н. Ельцин. Под его давлением была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозгласила верховенство российских законов над союзными. Также Ельцин указал на необходимость перезаключения союзного договора. Горбачев был вынужден поддержать это заявление. Специальный комитет, созданный Горбачевым, подготовил проект нового союзного договора. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум, на котором большинство советских граждан проголосовали за сохранение Союза.

Но к лету 1991 г. в стране сложилась переломная обстановка. Центральное руководство во главе с Горбачевым не принимало важных решений, а либералы все активнее выступали за радикальные реформы.

Августовский путч:

1) 19 августа 1991 г. самопровозглашенный Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП СССР) в составе В. Крючкова (председатель КГБ), В. Павлова (председатель Кабинета министров), Д. Язова (министр обороны), Б. Пуго (министр внутренних дел) и др. заявил о тяжелой болезни Горбачева и возложил его полномочия на вице-президента Г.Н. Янаева. В это время президент находился под арестом на даче в Форосе;

2) руководство РСФСР (Б. Ельцин, А. Руцкой, Р. Хасбулатов, И. Силаев и др.) объявили происходящее государственным переворотом, «путчем» и призвали граждан России оказать сопротивление;

3) 19 августа тысячи москвичей пришли к Белому дому и на Краснопресненскую набережную, где заняли оборону. Сопротивление путчистам возглавил Ельцин и руководство России;

4) ГКЧП ввел в Москву танки, что увеличило возмущение населения. 3 человека погибли при попытке остановить продвижение войск;

5) ряд регионов страны, некоторые воинские части отказывались выполнять решение ГКЧП; в итоге все лидеры ГКЧП были арестованы.

Основной причиной провала путча было то, что заговорщики не оценили изменившейся в стране обстановки: изменилось массовое сознание людей, изменилась роль республик в СССР. Путчисты были плохо организованы, сказалась их боязнь ответственности за принятые решения. Своими действиями путчисты ускорили распад СССР.

Вернувшийся в Москву Горбачев по требованию Ельцина подписал указ о запрещении КПСС как преступной организации. С этого дня роль президента СССР и союзного руководства резко снижается.

Образование СНГ

Для того чтобы отстраниться от дискредитирующего себя центра, но при этом сохранить некоторые связи между республиками, лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Ельцин и Л. Кравчук, С. Шушкевич) встретились в Минске 8 декабря 1991 г. Здесь было подписано Беловежское соглашение, где заявлялось о прекращении существования Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств.

Таким образом, рухнула империя, которая более семи десятилетий была скреплена коммунистической идеологией.

Перестройка с этого момента завершилась самым непредсказуемым для Горбачева, ее инициатора, образом.

Наши рекомендации