Внутренняя политика Александра I

При осуществлении своей внутренней политики Александр I постоянно маневрировал между либералами и консерваторами. Лавирование между этими двумя течениями - характерная черта его внутренней политики, которую условно мы можем разбить на два периода:

1) 1801 – 1812 гг. - до войны с Наполеоном (1812-1814 гг.): стремление провести либеральные преобразования;

2) после победы над Францией, начиная с 1815 года: преобладание консервативной тенденции.

В 1801-1803 гг. активно действует «Негласный комитет» из «молодых друзей» императора. Говорили о постепенной отмене крепостного права, введении конституции (т.е. ограничение законом самодержавной власти).

В 1802 г. образованы министерства, т. е. завершен процесс реорганизации петровской системы центрального управления. Вместо коллегий создаются 8 министерств. Министерства назначены царем и подотчетны ему, и что принципиально министры единолично, а не коллегиально, принимали решения и несли за них персональную ответственность. Коллегии не упраздняются и входят в состав министерств, занимаясь текущими вопросами. Для координации деятельности министерств появляется Комитет министров.

В 1803 г. вышел в свет указ о вольных хлебопашцах, согласно которому землевладельцы могли выпускать крестьян на волю, правда, за выкуп. Либерализация дошла до такой степени, что Университетский устав 1803 г. разрешил совету профессоров выбирать ректора и деканов.

В 1807 г. – Сперанский становится ближайшим советником императора, его концепция преобразований основывается на принципе разделения властей: законодательные функции должны были отойти Государственная Думе, судебные – Сенату, а исполнительная власть возлагалась на министерства. Право законодательной инициативы оставалось за императором, поэтому в его руках находилась вся власть. Дума предполагалась выборная, но существовал имущественный ценз для депутатов. Александр I одобрил, но не решился проводить. В 1810 г. был учрежден Государственный Совет (законосовещательный орган при императоре). В 1812 г. Сперанский был уволен.

Оформление полицейского режима было связано с деятельностью А.А. Аракчеева (превосходного, если правду сказать, артиллериста). По всей видимости, огромную роль в изменении политики сыграла Отечественная война 1812 года. Дело заключалось в том, что во время любой войны происходит укрепление централизованной власти, народ привыкает подчиняться жестким законам военного времени, а в мирное время перед любой властью встает соблазн использовать этот скрытый резерв управления. Появляется иллюзия, что с помощью методов военного времени с легкостью можно разрешить огромное количество вопросов, которые ранее казались невыполнимы.

С 1810 г. (просуществуют вплоть до 1857 г.) появляются военные поселения, где крестьяне совмещали военную службу с занятиями сельским хозяйством. По всей видимости, это была попытка удешевить содержание армии и перевести ее на «восточный» (возможно – китайский) принцип самофинансирования. Но в военных поселениях пышным цветом процветал военный маразм: с малых лет крестьянских детишек учили ходить строем, девок и парней выстраивали по ранжиру и женили с тем, чтобы их дети были одного роста с родителями, активно применялись военные наказания, что вызывало массовые недовольства и даже вооруженные восстания среди поселенцев. А воевать они умели. Со временем от этого эксперимента пришлось отказаться.

В 1819 г. 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство, постепенно ужесточается цензура. В 1822 г. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

Но, несмотря на ужесточение режима, император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей.

1816 г. – указ об освобождении крестьян эстлянской губернии от крепостной зависимости (но, получив свободу, лишались земли, следовательно, оставались в полной зависимости от помещиков). Помещики Малороссии отказывались идти по этому пути. В 1815 г. Александр I подписал Конституцию Польши.

Таким образом, Александр I не осуществил задуманных им реформаторских планов, поскольку начавшийся политический процесс был прерван войной. Дворянство в основной своей массе не хотело преобразований, поэтому император мог опереться только узкий круг сановников, при этом следовало учитывать, что неопытность реформаторов и недостаточная продуманность преобразований могли ввергнуть страну в революционных хаос.

Вопросы и задания для самоконтроля

Наши рекомендации