Марксистская политическая мысль.
Наиболее глубокий и научный характер разработка социалистических идей получила начиная с первой половины 1840-х гг. в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они стали родоначальниками принципиально нового направления общественной мысли – марксизма.
Марксизм – это система философских, экономических, политических и соц. взглядов на пути перехода и строительства социализма.
Возник марксизм в сер. XIX в. Основоположниками его были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.
Марксисты, как и многие социалисты-утописты, утверждали, что причиной бед и страданий людей явл. частная собственность на средства производства. Для справедливого общественного устройства частная собственность должна быть заменена общественной, социалистической. Марксисты считали, что уже в их времена собственность стала общественной, но результаты труда присваивают капиталисты.
Но, поскольку собственность и власть никто добровольно не уступит, забрать их нужно силой при помощи революции. Осуществить революцию должен пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством под руководством Коммунистической партии.
Осуществив революцию, пролетариат берет власть в свои руки, разрушает буржуазное капиталистическое государство и устанавливает диктатуру пролетариата.
В социальной сфере обеспечиваются бесплатное образование и медицина, свобода выбора рода деятельности и места жительства, свобода слова, свобода вероисповедания, материальное обеспечение в старости, свобода личной жизни и т.д.
Ответом на распространение либеральных и социалистических идей стали реакционные концепции австрийско-польского социолога и юриста Людвига Гумпловича и немецкого философа Фридриха Ницше.
Гумплович распространял на общество биологические законы, отражая идеи социального дарвинизма. Главной движущей силой истории он считал борьбу между расами за существование, в результате кот. побеждают более сильные.
Ницше считал движущей силой общественного прогресса волю к власти. Он отвергал идеи социализма, доказывая, что эксплуатация и неравенство объективно необходимы и составляют одну из предпосылок общественного прогресса, закон жизни.
Главную роль в наведении порядка на земле Ницше отводил так называемым сверхчеловекам, имеющим исключительное право управлять государством.
В конце XIX в. наметилось размежевание среди сторонников социализма. Немецкий социалист Эдуард Бернштейн, пришел к выводу, что с развитием прав и свобод граждан классовая борьба будет приобретать мирные формы, проблемы рабочих будут решаться в парламентах, вместо революционных действий будут проводиться реформы капиталистического обществ, что в далекой перспективе приведет к врастанию социализма в капитализм.
На рубеже XIX-XX вв. ряд обществоведов начинает рассматривать многие соц. проблемы в связи, прежде всего, с политической властью, формируют категориальный аппарат политологии как самостоятельной науки.
Одной из важнейших концепций такого рода явл. теория элит, разработанная итальянскими исследователями: юристом Гаэтано Моска и социологом Вильфредо Парето.
В связи с формированием в большинстве стран политических партий возникла необходимость углубления анализа их деятельности. Его основоположником считается русский ученый М.Я. Острогорский.
Значительное влияние на окончательную институализацию и дальнейшее развитие политологии оказали труды немецкого экономиста и социолога Макса Вебера. Им разработаны такие категории, как господство и лидерство, а также бюрократия.
Родоначальником исследований полит. поведения личностей и групп с помощью методов эмпирической социологии стал Артур Бентли.
Лидирующие позиции по многим направлениям полит. исследований с начала прошлого века занимают ученые США. Так в 1930-е гг. зародилось бихевиористское направление. Бихевиоризм в политологии выводит властные отношения из природы человека, его психологических особенностей. Характер полит. процессов в конечном итоге определяется природой отдельных личностей и их общностей.
Таким образом, к сер. ХХ в. в западной политической мысли сформировались основные направления, итогом развития кот. стало становление политологии как самостоятельной области человеческих знаний.