Отмена крепостного права в России.

Крестьянский вопрос при Николае I:

Николай подписывает манифест (чтобы прекратить слухи, появившиеся после восстания 1825г.), из которого ясно, что не будет никаких изменений в устройстве крепостных крестьян. Однако эта мысль очень заботила царя. Создано около 10 тайных комитетов для рассмотрения вопроса об освобождении крестьян. результат деятельности - создание особого управления для гос. крестьян - министерство государственных имуществ во главе с Киселевым ( лучший администратор того времени). В короткое время Киселев создал отличное управление гос. крестьянами и поднял их благосостояние. Они перестали быть обузой для государства. Киселев создал устройство сельских и городских обществ, которое ляжет в основу положения от 19фев. Для вышедших на волю крестьян. При поддержке Киселева вышел ряд законов об устройстве крепостных крестьян:

1841г. - при поддержке Киселева закон, запрещающий продавать крестьян в розницу; 1843г. - запрет на куплю-продажу крестьян без земли; 1847г. - дал право крестьянам имений-должников выкупаться на волю с землей.. 1848г. - закон дал право крестьянам приобретать недвижимость. Итоги: законы не получили практического развития, кроме некоторых исключений. Благодаря бюрократическому аппарату законы просто исчезли из следующих изданий ?Свода законов?.

Крестьянская реформа 1861г.

Содержание крестьянской реформы излагалось в документе под названием: ?Положение 19 февраля 1861г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости?. Состовлял - московский митрополит Филарет Дроздов -?Филька?. ? Помещичьи крестьяне (23,1 млн. чел.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользованние (9 лет). В течение 9 лет крестьяне должны отрабатывать за надел барщину и платить оброк. Размеры надела и объ?м повинностей крестьян ? в уставных грамотах.(Составляли-помещики, а проверяли ? мировые посредники (помещики)).Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, с ?миром?. *Для установления надела должна была учитываться норма надельных участков ? высшая и низшая. Помещичьи крестьяне получили 3,3 дес. на душу (крестьяне много потеряли из-за этого, т.к. если имели больше ? отрезали, мньше ? не прибавляли). Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки.

Пока сделка не осуществилась ? крестьянин считался ?временнообязанным?. 28 дек. 1881 г. ? закон об обязательном выкупе; начал действовать с 1 янв. 1983 г. Юридическая ликвидация крепостного права длилась 22 г. (в отдаленных от центра на много дольше).

*За пользование земл?й крестьяне выполняли ? барщину и оброк. Размер оброка зависил от места региона от 8 ? 12 руб.; что касается барщины (до реформы: муж.- с 18 до 55 лет, жен. С 17 до 50 лет) за каждый высший надел 40 муж. и 30 жен. дней, не больше.

*Повинности временно обязанных почти ни чем не отличались от крепостных крестьян, точнее, регулировались законом. (58% крестьян не подписали уставные грамоты, т.к. боялись закрепощения). Реформа дала крестьянам право выкупить усадьбу и полевой надел. 544 млн. руб. стоила земля, а крестьяне платили 867 млн. (323 млн. ? разница как компенсация помещикам). *Государство выступало в роли посредника: 20% - крестьяне должны были заплатить помещику сразу, 80% ? государство. (с 1907 г. размеры выкупных платежей отменили.) Дворовые слуги (1,5 млн.) выходили на волю без выкупа через 2 года и не получали ни усадьбы, ни надела. Удельные крестьяне (26 июня 1863 ?положение?) выкупали землю на таких же условиях, что и помещичьи, только через 2 года. Государственные крестьяне (24 июня 1866 г.) считались лично свободными и не платили в казну феодальную ренту (оброчную подать). Реформа существенно изменила правовое положение крестьян: крестьяне имели право владеть собственностью, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, вступать в брак. Личное освобождение 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок на?мной рабочей силы. Экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри ? феодально-крепостнический строй. Пережитки крепостничества тормозили развитие страны. [Для управления крестьянами были созданы особые органы ?самоуправления?, сельский староста следил за порядком; несколько сельских обществ образовывали волость , где волостной сход ? высший орган.]

33. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Земская реформа (1864). Изменила местную систему управления. В губерниях и уездах были созданы земства-выборные органы местного самоуправления из представителей всех сословий. Земства не обладали политическими функциями, сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами.

Судебная реформа (1864) наиболее радикальная из реформ 1860-1870г. Согласно этой реформе Россия получала новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Новая система судопроизводства предусматривала участие в судебных процессах прокурора, адвоката. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд. Предусматривалась выборность некоторых судебных органов. Была разграничена компетенция разных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Городская реформа (1870). Реформа, имевшая собой цель привлечь к управлению городами крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870 » только спустя 8 лет. Они также ведали в основном хозяйственными вопросами. Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность.

Военные реформы (1862 – 1874). Были актуализированы поражением в Крымской войне. В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Её отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: в пехоте – 6 лет, во флоте-7.

Реформы в сфере образования (1863 – 1864). В 1864 были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. В 1863 была восстановлена автономия университетам, ликвидированная при Николае I.

За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н.Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И.Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

Цензурная реформа (1865). Были введены временные правила о печати, отменившие цензуру для ряда печатных изданий.Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи – Петербурге и Москве – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Наши рекомендации