Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» и оценка ее эффективности

Поскольку государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» (далее — Программа) является с 2011 года модельной для прочих программ информатизации, вопросы управления проектом формирования электронного правительства рассмотрим через призму целевых показателей, предусмотренных Программой:

- место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу;

- место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;

- место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития электронного правительства;

- доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов;

- доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема обязательных общедоступных телерадиоканалов;

- число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, в расчете на 100 домашних хозяйств;

- удельный вес сектора информационных технологий в валовом внутреннем продукте Российской Федерации;

- экспорт товаров, связанных с информационными технологиями;

- доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных технологий;

- рoст объема инвестиций в использование информационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом;

- сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;

- доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов;

- доля федеральных государственных услуг, которые население может получить в электронном виде;

- доля исследований и разработок в сфере информационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования;

- число персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений;

- количество лечебных учреждений, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет;

- доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации;

- доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота;

- доля патентов, выданных в сфере информационных технологий, в общем числе выданных патентов;

- доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму;

- доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек;

- доля федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, обеспеченных постоянным доступом в сеть Интернет, в том числе на скорости не менее 2 Мбит/сек.

Видно, что примерно половина целевых индикаторов тем или иным образом связана с качеством государственного управления и процессами формирования электронного правительства. Однако по-настоящему целевыми (направленными на измерение удовлетворения интересов граждан) оказывается всего несколько (места Российской Федерации в международных индексах, доля государственных услуг, доступных в электронном виде, с некоторой натяжкой доля электронного документооборота между органами государственной власти и число персональных компьютеров в пересчете на учащихся). Прочие индикаторы по-прежнему очень далеки от истинно «целевых» (важных для граждан). Большая их часть измеряет экстенсивные характеристики процессов информатизации, а некоторые вряд ли могут быть критерием чего бы то ни было (доля патентов в сфере информационных технологий, доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка или рост объема инвестиций в использование информационных технологий).

Другой ошибкой системы индикаторов Программы стала их «одноуровневость», в то время как, очевидно, использованные индикаторы находятся в иерархическом соподчинении. Часть показателей, к примеру, могла бы стать индикаторами успешности отдельных проектов или направлений, реализуемых в рамках Программы (например, доля органов государственной власти и местного самоуправления, обеспеченных постоянным доступом в сеть Интернет).

Другим существенным изъяном используемой в государственной программе системы оценки является то, что значительная часть оценок проводится, согласно Программе, органами, отвечающими за ее выполнение (лишь часть показателей оценивается по результатам статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики, «уполномоченным органом» и на основе международных рейтингов, причем если методики формирования международных рейтингов опубликованы и доступны для анализа всем желающим, способы и точность статистического наблюдения или методики «уполномоченных органов» опубликованы не все).

В государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)» предусмотрены следующие виды мониторингов:

- Ежегодный мониторинг перехода к предоставлению государственных услуг в электронной форме и ежегодный мониторинг качества и доступности электронных государственных услуг, а также успешности перехода к реализации контрольно-надзорных полномочий в электронной форме, проводимый на основе «контрольных закупок», анализа мнений граждан и организаций.

- Ежегодный мониторинг соответствия электронных учетных систем в федеральных органах исполнительной власти требованиям нормативной правовой базы.

- Ежегодный мониторинг интенсивности использования ИКТ путем отслеживания и учета случаев обращения к информационным системам органов власти в рамках реализации государственных полномочий.

- Ежегодный мониторинг соответствия информационных систем электронного правительства требованиям нормативной правой базы.

Указанные мониторинги проводятся под управлением уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства экономического развития России, далее — Минэкономразвития России). После отработки методики в 2012 году мониторинг должен быть, согласно Программе, закреплен в федеральном плане статистических наблюдений Росстата.

В Программе к мониторингам по неизвестной причине также отнесены «линия обратной связи» с получателями результатов реализации государственных полномочий с использованием ИКТ и «регулярные отчеты ведомств о переходе к реализации государственных полномочий с использованием ИКТ, содержащие, в том числе, сведения об организации и функционирования ведомственной системы контроля за реализацией ведомством государственных полномочий с использованием ИКТ».

Результаты мониторингов, согласно Программе, подлежат обязательной публикации. В отдельных случаях (мониторинг соответствия электронных учетных систем и информационных систем) результаты мониторинга могут фиксироваться в соответствующих реестрах (реестре учтенных систем и реестре информационных систем, соответственно) в форме сведений о соответствии или несоответствии размещенных в реестре сведений об учетной или информационной системе действительному положению вещей.

Отметим также, что реализуемость плана закрепления методик, ряда мониторингов в федеральном плане статистических наблюдений Росстата представляется крайне сомнительной, так как их специфика плохо соответствует предмету и методам деятельности Росстата.

По всей видимости, в следующих редакциях Программы эти положения будут скорректированы — в противном случае они просто окажутся невыполненными.

Наши рекомендации