Памятники материальной культуры
Территория современного Рима богата руинами императорского времени. Символом эпохи явились парадные, одетые мрамором площади, носящие имена построивших их императоров — форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большую часть старого форума занимают храмовые постройки, воздвигнутые или восстановленные в императорскую эпоху. Здесь сохранились остатки величественных храмов Веспасиана (I в.), Антонина и Фаустины (II в.)
типичным атрибутом римской культуры являются термы. Все они в пределах Рима сильно разрушены. Но даже развалины огромных терм Каракаллы (начало III в.) у подножия Авентина впечатляют. Они занимали площадь в 12 га и были рассчитаны на 1600 посетителей. Еще грандиознее, судя по руинам, были термы Диоклетиана (начало IV в.), вмещавшие вдвое больше людей.
Представление о других культурных потребностях римлян дают зрелищные предприятия. Еще от Помпея идет традиция постройки стабильных каменных театров. От первого театра его имени остались незначительные фрагменты. Следующим был театр Марцелла на 14 000 зрителей. Об особой популярности кровавых гладиаторских игр и травли зверей свидетельствуют амфитеатры. Самым грандиозным из них является Колизей, возведенный в правление Флавиев (I в. н.э.). Он вмещал 50 000 человек. В эпоху ранней Империи был благоустроен Большой цирк, основанный еще в царскую эпоху для состязания колесниц.
Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, их вес и места находок являются указанием на экономическое состояние общества, включая направления торговых связей. Монетные легенды характеризуют пропагандистские цели правителей. Монеты вместе с другими памятниками помогают их датировке.
Тысячи надписей из разных районов Империи, посвятительных, надгробных, позволяют проследить условия хозяйствования, социальную и культурную жизнь сельских общин разных категорий, муниципиев и колоний, составить представление о динамике развития рабовладельческих и колонатных отношений, о степени влияния римской администрации в провинциях. Многие надписи освещают религиозные воззрения римлян, служат доказательством распространения культа императоров, а также христианских верований.
Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, почти исключительно происходящие из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим является эдикт Каракаллы (212 г.), или Антонинианская конституция, о предоставлении прав римского гражданства всем провинциалам. Основная масса папирусов — частноправовые документы (долговые расписки, договоры о найме и т. п.), а также личная переписка. Папирусы дают богатый материал о быте и социальных особенностях египетской провинции, в частности об аграрных отношениях и формах зависимости.
Письменные источники
Очень краткие сведения об установлении и начале Империи содержатся в извлечениях из труда Ливия. Более подробно описан этот период во 2-й книге труда Г. Веллея Патеркула (19 г. до н. э.— 31 г. н.э.), доведшего изложение до 30 г. н.э. Основное внимание он уделяет военно-политическим событиям, но касается и истории культуры. Об Августе и Тиберии Веллей говорит в апологетическом тоне. О войнах эпохи Империи с неточностями в именах и датах рассказывает во 2-й книге «Эпитом римской истории обо всех войнах за 700 лет» Луций Анней Флор (II в. н. э.).
Особая группа источников представлена произведениями художественной литературы. Художественные произведения всегда являются памятниками идей своего времени, но они содержат и множество указаний на разные стороны жизни современного авторам или ушедшего в прошлое общества. Очень показательно в этом смысле поэтическое творчество времени Августа. Так, Вергилий на материале далекой древности в «Энеиде» провозглашал официальную политическую программу императора, а в «Буколиках» и «Георгиках» наряду с воспитательными задачами в духе этой программы дал много живых подробностей быта, хозяйства и общественных отношений этого времени. Гораций воспел внешнюю политику Августа. Опальный поэт Овидий нарисовал яркие картинки городской жизни, а в «Письмах с Понта» и в «Тристиях», написанных в изгнании,— черты природы и быта далекого провинциального города Томы.
Эпоха Империи — время расцвета сатирического жанра. Приближенный Нерона, талантливый писатель Петроний создал роман «Сатирикон», посвященный приключениям нескольких молодых бездельников. «Сатирикон» — яркое полотно, запечатлевшее нравственное падение разных слоев римского общества. Вместе с тем роман показывает быт и хозяйство разбогатевших вольноотпущенников, бросает свет на социально-экономическое развитие Империи.
В эпоху Империи получили развитие и такие области литературы, как письма и речи. Среди риторов выделяются Сенека Старший (55 г. до н. э.— 40 г. н. э.) и Квинтилиан (30-е годы — 96 г.), оба родом из Испании. Они создали труды в помощь изучающим ораторское искусство.
Основание рима
Древний Рим, Римская республика, а потом Римская империя – одно из самых великих и знаменитых государств в истории человечества. Своё название Рим получил по имени основателя города – Ромула. В биографии Ромула много легендарного. Считается, что его предком был Эней, троянский герой, которому удалось бежать после падения Трои. Эней добрался до Италии и поселился со своими близкими у реки Тибр, в долине Лациум. Поэтому и римлян позже назовут латинами, а их язык латинским. Потомки Энея царствовали в небольшом городе – государстве Альба-Лонга. Одного из них – Нумитора – сверг с престола хитрый и коварный младший брат Амулий. Амулий боялся, что дети и внуки Нумитора вернут принадлежащий им по праву престол. Он приказал убить сына Нумитора, а дочь Рею-Сильвию посвятить в весталки. Весталками называли служительниц храма домашнего очага. Они давали обет безбрачия и должны были соблюдать его под страхом смертной казни.
Но вскоре у Реи-Сильвии родились два сына-близнеца. Царь осудил её на смерть, а близнецов приказал бросить в Тибр. Раб, который в корзине отнёс младенцев к реке, не захотел входить в воду и оставил корзину на берегу. Прибывшая вода подхватила корзину и понесла её вниз по реке. Корзина зацепилась за ветви дикой смоковницы, близнецы выпали на берег и начали кричать. Их крик услышала волчица. Она накормила детей своим молоком. А позже их подобрал пастух. Он взял их к себе в дом и назвал Ромулом и Ремом.
Когда братья выросли, то по росту, красоте и мужеству сразу стало видно их царское происхождение. Они занимались гимнастикой, сражались с разбойниками, защищали бедных и обиженных. Узнав о тайне своего рождения, Ромул и Рем захватили Альба-Лонгу, убили Амулия, и вернули престол своему дедушке. Сами они не захотели оставаться в Альба-Лонге, и решили основать новый город.
Но братья поссорились, оба хотели назвать город своим именем, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город и назвал его Римом, по-латински Ромой, и стал его первым царём.
Жителей в новом городе было мало, и Ромул принимал в число горожан бродяг и даже беглых рабов. Чтобы навести порядок, он разделил жителей Рима на патрициев и плебеев. Патрициями он называл всех тех, кто знал имя своего отца, по-латински патрио – отец. А плебеями – всех остальных, по-латински плебс – толпа. Из самых уважаемых патрициев избирался сенат – совет старейшин. Слово «сенатор» и значит «старец». Сенат помогал царю управлять городом. А плебеи должны были подчиняться решениям сената и царя. Слово «патриций» стало употребляться и в переносном смысле. Так называют людей, пользующихся, по сравнению с другими, какими-то преимущественными словами, данными по их происхождению. А слово «плебей» и сейчас означает чернь, толпа. Из всех граждан, способных носить оружие, Ромул сформировал войско и разделил его на отдельные отряды – легионы. Римляне воевали с соседними городами и всегда захватывали богатую добычу.
Но в Риме не было женщин. Все соседние племена отказывались давать римлянам в жены своих дочерей, так как считали их разбойниками. Тогда Ромул устроил праздник бога моря Нептуна и пригласил на него сабинян – народ, живший по соседству с Римом. На празднике проводились военные игры, и сабиняне со своими семьями явились посмотреть на воинские состязания. Когда они собрались, римляне по приказу Ромула бросились в толпу, каждый схватил себе девушку и унес её в свой дом.
Оскорбленные сабиняне собрали большое войско и напали на Рим. Битва состоялась недалеко от города. Её прервали похищенные сабинянки. Они бросились на ряды сражающихся, умоляя римлян не делать их сиротами, а сабинян – не оставлять их вдовами.
После этих событий римляне и сабиняне объединились и стали единым народом. Легенда о похищении сабинянок послужила сюжетом для картин многих знаменитых художников. А имя Ромула вошло в историю как имя основателя и первого царя Рима. После смерти Ромула Римом правили его преемники – цари, которых обычно избирали на народном собрании.
Рим в эпоху первых царей
Ромул считается первым царем, его правление открывает так называемую царскую эпоху в римской истории.
Цари правили с VIII по VI век до н.э. За это время произошло много событий. Постепенно из разрозненных поселков на холмах вырос город. Общество из родоплеменного стало классовым, царская власть из власти первобытных вождей развилось до единоличной, тиранической, римляне из членов гентильных, т.е. родовых подразделений превратились в граждан государства, первоначальная культура Рима поднялась до уровня цивилизации.
Именно в царскую эпоху были заложены фундаменты важнейших общественных и управленческих структур, а так же идейной, в том числе религиозной сферы, на некоторых строился республиканский Рим.
Ромулу приписывается не только основание великого Города, не только объединение латинской общины, но и создание всех общественных единиц первобытного Рима. Из этого можно сделать вывод: латинские поселенцы Палатина, как и родственные им сабины жили родовым строем, подразделялись на племена – трибы, фратрии – курии и роды (gentes). Управление этой общиной было классически первобытным, трехчленным. Во главе стоял сенат, совет старейшин, куриатные комиции, т.е. народное собрание по куриям, и выборный царь (rex).
Уже при первых царях римляне не отличались первобытным равенством. Куриатное собрание не допускало участие женщин, а было лишь сходкой взрослых мужчин, реальных или бывших (по возрасту) воинов, баланс сил склонялся в сторону царя. Наряду с гентельными общинами появились территориальные, соседские. Таким образом все это свидетельствует о процессе разложения первобытнообщинного строя.
Латинские писатели рисуют римлян воинственным народом. Ромулу пришлось вести настоящую войну, начатую против римлян Акроном, царем Ценины. Война открылась поединком вождей – Акрона и Ромула. Ценинец пал в битве. После Акрона против Рима выступили другие города Лация, но тоже были побеждены. При этом ценнисты, и жители ближайших латинских городов вынуждены были переселиться в Рим, а их земли получали римляне. Все это время римляне не переставали воевать. Римляне всех одолели, земли захватили и часть уцелевших неприятелей переселили в Рим, а на покоренные земли стали переселять безземельных римлян.
Ранее приобретенными землями распоряжался сенат, теперь же Ромул сам стал наделять ими не только курий, где они делились между родами, но и отдельных воинов по своему усмотрению, за что и был убит сенаторами, припомнили ему и самостоятельное ведение суда, что делало его независимым от родовой знати.
Реформы сервия туллия
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в сере-дине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная рефор-ма, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы толь-ко военного дела, оказав решающее значение в образовании древне-римского государства.
Первоначально римское войско было преимущественно патрицианс-ким. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствии этого возникло разное несоответствие между пасилением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватческая политика требовала увеличения войск и рас-ходов на ведение войн.
Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесто-ченой борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма ор-ганизации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.
Во всем процессе образования римского государства значи-тельное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.
Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родо-вые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.
Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно котому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положе-ния . Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом ново-го деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государствен-ного единства по существу были ничем иным, как военно-администра-тивным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.
Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство , которому были присуще классовое и террито-риальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовла-дельческой республики. Эта политическая форма соответствовала ран-нерабовладельчиским отношениям. Рим данного периода - город-госу-дарство, в котором свободные граждане сообща владели государствен-ным земельным фондом и имела частные земли. Одновременно они являлись об'единением воинов, охраняющим и расмиряющим земли. Эта же военная организация воплащает главную силу власти господствую-щего класса и играет ведущую роль внутри государства.
Раннереспубликанский государственный аппарат состоял в связи с этим, по существу, из вооруженных сил. Его элементами выступали
центуриатные и трибутные комиции, а также немногие выборные магистраты, где сосредатачивается законодательная, исполнительная и судебная власть. Особая публичная власть и войско в период ранней республики почти сливались. Поскольку армия выступала главным, то основой тенденцией в развитии государственного аппаратаявлялась его военизация, усили-вающаяся по мере дальнейшей социальной дифференциации. Содержание, помилентование войска, руководство им предмет особой заботы гос-подствующего класса в ранне-республиканский период.
Вооруженные силы, таким образом, не только служила аппаратом "высшего" и "внутреннего" насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершен-ного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.
Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианс-кой знати - сенат. Сенат играл огромную роль в об'явлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д.
Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций ( преторы, консулы ) либо от сената ( диктаторы ). Они воплащали институт верховного командования.
Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.
Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.
Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.