Агнатическое и когнатическое право
По предписаниям современного права, родство представляет собой кровную связь между лицами общего происхождения. Эта связь имеет правовое значение, так как на основании родства в отношениях между сородичами возникают многочисленные права и обязанности. Такое понимание родства существовало не всегда. В древнеримском праве кровные узы между отдельными лицами сами по себе не имели правового значения. Для того, чтобы стать право-значимыми и воздействовать на родственные связи, они должны были рассматриваться и со стороны совместного проживания в одном производственном сообществе. А именно, кровный родственник, покинувший производственное сообщество, терял всякую значимую в правовом отношении родственную связь с членами этого сообщества. Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство.
а) Агнатическое родство как основной вид родственной связи существовало в Риме до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей. Когда же эта семья начала превращаться в сообщество потребителей, наряду с эволюцией семьи происходила и эволюция в понимании сущности родственных связей. В римской семье, как сообществе потребителей, постепенно возобладало понимание того, что родственниками, без учета вопроса совместного проживания, следует считать лиц, кровно связанных между собой. Такой взгляд возобладал только ко времени Юстиниана. Тогда же система агнатического родства была окончательно вытеснена системой так называемого кровного, или когнатического, родства. Близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которые лицо alieni juris имело со страшим поколением в консорциуме или с главой семьи. Для исчисления близости в агнатическом родстве употреблялись, главным образом, два основных понятия: 1) деление агнатических родственников и групп на более близких и более дальних агнатов и 2) деление по степени родства в отдельной группе.
Агнатические родственники делились на одну группу близких и две группы далеких родственников. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias, эти агнаты назывались sui. (116) Две более дальние группы агнатов составляли лица: 1) которые когда-то были и 2) которые хотя бы могли быть членами данного консорциума или находиться под этой patria potestas, если бы прежний pater familias еще был жив при их вступлении в семью. Значение деления агнатических родственников на одну группу ближайших родственников и две группы более отдаленных агнатов было особенно велико для наследственного и опекунского и попечительского права.
Близость родства отдельных лиц внутри отдельной группы агнатов выражалась степенью родства. В агнатической системе степень родства выяснялась определением того, сколько освобождений от patria potestas требуется или потребовалось бы совершить лицам, чтобы стать лицом sui juris.
б) Когнатическое родство. — Когнатическими родственниками были лица, которые непосредственно или косвенно происходили хотя бы от одного общего предка. Принципы определения близости когнатического родства отличались от принципов определения близости агнатического родства. А именно, когнатические родственники происходили и от отцовской и от материнской стороны и, согласно такому критерию, делились на две линии: на родственников по материнской и на родственников по отцовской линии. Кровные родственники делились на родственников по прямой и родственников по боковой линии (linea recta и linea collaterales). Родственниками по прямой линии были лица, которые в непрерывной последовательности происходили один от другого. Родственниками по боковой линии были лица, происходящие от одного общего предка, но не один от другого (братья, сестры, дядья по матери, племянники, дядья по отцу, двоюродные братья). Дальнейшим делением когнатических родственников было деление на полнородных (germani) и полуродных (consanguinei и uterini). Полнородными родственниками были происходящие от тех же мужских и женских предков, в то время как полуродные происходили от того же отца и различных матерей (consanguinei) или от той же матери и различных отцов (uterini). Дальнейшим значительным делением конатических родственников было деление на брачных (legitimi) и внебрачных родственников (spurii, vulgo concepti), и на так называемых ascedenti и descedenti. Ascedenti были предками, a descedenti потомками определенных лиц (linea ascedens — восходящая линия, linea descedens — нисходящая линия). (117)
Степень родства у когнатических родственников исчислялась на основании правила: tot gradus quod generationes. Согласно этому правилу, когнатическими родственниками той же степени, по прямой или боковой линии, считались лица, отдаленные от или до некоего общего предка одинаковым числом рождений (генераций).
в) Свойство, или affinitas. — В семейном праве известное значение имело родство по свойству (affinitas), или родство между мужем и когнатическими родственниками жены и между женой и когнатическими родственниками мужа. Близость родства по свойству исчислялась по тем же принципам, как и близость когнатического родства.
Римская семья
На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.
а) Consortium. — Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно.
"Anticum consortium", как называл эту общину Ауло Гелий, или "societas fratrum", как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.
б) Патриархальная семья агнатов. — Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, familia pecuniaque, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе (actio familiae erciscundae, actio de communi dividundo). Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris).
Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства производства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин — domus — дом, домашнее хозяйство.
В агнатической семье pater familia был лицом "qui in domo dominium habet" — лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась "et in res et in personas" (118) 1) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (manus); и являлась: 2) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении); 3) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (domi-nica potestas); 4) властью над лицами, живущими в domus на основании mancipium, долгового рабства и т. д. и 5) полной властю над землями, средствами производства, продуктами труда и другим имуществом в составе домуса (dominium, proprietas, собственность).
Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством — установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.
в) Когнатическая семья. — Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica — семью производителей — и familia urbana — семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов.
Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris (peculium, peculium castrense, peculium quasicastrense, bona adventicia и т. д.), с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кровных родственников, происходящих от общего предка.
В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле.
Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве: plures personas, quae sunt sub unius potestate aut natura aut jure subjectae. (119) В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater familias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву "ad modicam castigationem" (благоразумного наказания) и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо — и издержек. Он же — pater familias, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи.
Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые "ab ejusdem ultimi genitoris sanguine proficiscuntur" (120) происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.
г) Cognatio servilis. — До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов — контуберниумах (запрет separatio dura, брачные препятствия и т. д.)