Государственный и политический режим

Вопрос об этом элементе формы государства относится к числу не совсем устоявшихся.

Во-первых, данный элемент формы государства стал признаваться в качестве такового не так давно - с 60-ых гг. прошлого столетия.

Во-вторых, само понятие государственного режима является дискуссионным, еще не до конца не ясным.

В юридической литературе встречаются самые различные его наименования: политический режим, государственно-политический режим, государственно-правовой режим и т.п.

Наиболее часто государственный режим отождествляется с политическим режимом. Поэтому необходимо вначале уточнить, что представляет собою политический режим, можно ли его называть государственным и наоборот, а также что означает термин "режим" вообще.

Понятие "режим" имеет несколько значений, причем эти значения возникали постепенно, по мере развития государства и общества.

В Древнем Риме режим означал управление. Во Франции - управление, порядок, метод осуществления власти, государственный строй. Современное значение этого термина чрезвычайно разнообразно (режим функционирования органов власти, режим государственной границы, режим экономии, режим правления и т.п.). Точно так же многозначно и использование понятия "политический режим". В некоторых изданиях о современном русском языке это понятие трактуется только как государственный строй*(77). Нас же интересует именно политический режим, имеющий непосредственное отношение к способам осуществления государственной власти, поскольку в юридической литературе в настоящее время нет его однозначного понимания, а роль этого понятия среди категорий теории государства и права чрезвычайно важна. В юридической литературе понятие "политический режим" употребляется в широком и узком смысле, как синоним понятия "государственный режим", как понятие, включающее в себя в качестве составной части "государственный режим" и т.п.

Политический режим - это "правила и цели политического взаимодействия" (Д. Истон), совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти*(78). Это система характерных для определенного типа государств политических отношений, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры*(79).

Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, он не охватывает всю систему политических отношений, т.е. он относится к государству, к его деятельности. А как известно, политическая организация общества и государство - понятия не совпадающие. Именно поэтому политический режим - понятие более широкое, чем государственный режим; оно включает приемы и методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил, объединенных в политические партии, движения, в том числе и оппозиционные по отношению к государственному режиму.

Политические партии определяют для себя цели, тактику, стратегию, решают, с какой из партий вступить в союз для формирования правительства (государственного органа), когда его поддержать, когда нет - это относится к политическому режиму, политической системе. Здесь государство порой ничего не может сделать, в частности, не может изменить политическую ситуацию. Более того, союз политических сил может в определенных случаях повлиять на государственный режим (добиться принятия или изменения закона, решения).

Политический режим теснейшим образом связан с политической системой. Он характеризует весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и осуществлении политической власти. Исходя из политического режима, судят о реальной картине политического устройства общества, о характере политических взаимоотношений между его субъектами.

Государственный режим более очевиден, он во всех своих проявлениях регулируется правовыми актами. Эти акты могут быть демократическими по существу и, соответственно, устанавливающими демократические отношения, или, напротив, могут быть жесткими, запрещающими, повелевающими и тем самым устанавливающими авторитарный, деспотический, командный режим. У политического режима палитра действий более богата и обширна, чем у государственного.

Несовпадение политического и государственного режимов предопределено различными источниками образования - несовпадением политической системы и государственного механизма, различием политической и государственной власти, которые, как считает Ю.А. Дмитриев, различаются: по субъектному составу (субъекты государственной власти - федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов федерации субъекты политической власти - политические партии, общественные организации, субъекты избирательного процесса); по полю действия (поле действия государственной власти - государство, его органы; государственные организации и учреждения; поле действия политической власти - преимущественно гражданское общество); по методам, используемым для достижения поставленных целей (только субъекты государственной власти могут использовать методы государственного принуждения); по объему полномочий (только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер).

В отличие от политической власти государственная власть имеет три основные ветви, свойственные ей (законодательную, исполнительную, судебную), с соответствующими прерогативами.

Понятие "политический режим" включает следующие качественные признаки:

- степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

- гарантированность прав и свобод личности;

- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

- степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

- принципы взаимоотношения общества и власти;

- мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

- существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших*(80).

В отличие от политического государственный режим характеризуется следующими качественными признаками:

- способы и порядок формирования органов государственной власти и управления;

- распределение компетенции между ветвями власти;

- характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т.д.);

- государственные гарантии прав и свобод граждан; реальность этих прав и свобод;

- верховенство правовых законов в механизме правового регулирования;

- роль права в решении государственных дел;

- независимость судебной власти;

- независимость (или зависимость) и свобода (или не свобода) средств массовой информации от государственного вмешательства;

- место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки;

- степень участия населения страны в управлении государством;

- методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов*(81).

Отмеченные выше признаки политического и государственного режимов свидетельствуют об их тесной взаимосвязи, наличии отдельных почти однотипных признаков у того и другого. Этим обстоятельством можно объяснить объединение некоторыми авторами рассматриваемых режимов в один - государственно-политический. Это допустимо, но не совсем точно.

Известно, что на режим властвования в каждом конкретном государстве, а также в каждом историческом типе государства влияет множество различных факторов (экономических, политических, социальных, национальных, религиозных и т.д.). Отсюда и множество разновидностей государственных режимов (либеральный, либерально-демократический и напротив, диктаторский, полицейский, военно-полицейский, бюрократический, тоталитарный).

Демократический режим - это организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших органов власти и участие населения в решении государственных дел, провозглашаются и обеспечиваются основные права и своды человека и гражданина. Демократический режим основывается на принципах народного суверенитета, политической свободы, равноправия, разделения власти, периодичности смены органов власти, многопартийности, плюрализма мнений, независимости средств массовой информации, многообразии форм собственности и т.д.

Тоталитарный режим - это организация власти, при которой устанавливается жесткий контроль государства над обществом и личностью, он опирается на однопартийную систему, одну идеологию, которая считается единственно правильной. При тоталитарном режиме правящая партия сращивается с государственным аппаратом, не допускаются многопартийность, плюрализм общественного мнения, средства массовой информации подчинены государству. Такой режим опирается на огромный бюрократический государственный аппарат, армию, разведку.

Авторитарный режим характеризуется тем, что вся (или почти вся) полнота власти концентрируется в руках одного лица правящей элиты, оппозиция формально провозглашается, но фактически разрешается деятельность только таких организаций, которые поддерживают правящую элиту. Региональная и местная власти подчинены центральной, политические права и свободы граждан закреплены в законодательстве, но фактически не реализуются. Формально этому режиму присущи элементы демократизма и законности. Большую роль в нем играет харизматическая личность лидера государства и руководящей партии.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие формы государства?

2. Что такое форма правления?

3. Как различаются государства по форме государственного устройства?

4. Что такое политический режим?

5. Какие существуют государственные политические режимы?

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2010.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

3. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Барнаул, 2000.

4. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

5. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Классификация форм государственного устройства: методологический аспект. Гос. и право. 2011. N 6, с. 13-21.

Наши рекомендации