Правовой идеализм и правовой нигилизм

Существует два крайних варианта отношения к праву. Первый признает за ним огромную ценность в качестве средства упорядочения и развития общественных отношений; второй - отрицает таковую или же демонстрирует открыто враждебный настрой к праву. Выражением первого подхода является правовой (юридический) идеализм; второго - юридический (правовой) нигилизм.

Правовой идеализм родился из так называемого юридического мировоззрения, трактовавшего право как первооснову общественной жизни. В период зарождения буржуазного мировоззрения, в период ранних буржуазных революций пропагандировалась вера в то, что именно праву принадлежит решающая роль в жизни общества и именно с его помощью могут быть разрешены все социальные проблемы. Просветительская идеология требовала замены правления людей правлением законов, соответствующих естественному праву.

Следует иметь в виду, что само по себе позитивное отношение к праву и основанному на праве закону являет собой позитивный факт. Негативно характеризуется тот правовой идеализм, который означает изначальную переоценку права вообще. Между тем объективно независимые исследователи подчеркивали: право - инструмент сильный, но не всесильный.

История знает явления, похожие на правовой идеализм, прикрывающиеся его постулатами, но к нему по большому счету не относящиеся, поскольку они имеют другую природу. Это когда из откровенно политических и популистских соображений пелись дифирамбы очередным программам, планам и законам без их проработки и без убеждения в их реализации.

Правовому идеализму противостоит правовой нигилизм. Нигилизм является реакцией на утопии и на политику, прикрывающую бездействие в реальных сферах общественной жизни изданием заведомо нереализуемых законов. Однако это более масштабное явление, имеющее свои корни и свои живительные источники.

Правовой нигилизм выражает отрицательное отношение субъекта (индивида, группы, класса) к определенным правовым ценностям, правовым нормам, правовым взглядам, правовым идеалам, правовому государству, правовым отношениям. Это - своеобразная форма мироощущения и социального поведения.

Нигилизм представляет собой отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание старого, консервативного, реакционного (например, всех форм деспотизма, порабощения и т.п.), приобретает иное сущностное качество, и такой "нигилизм" перестает быть нигилизмом. "Нигилизм" окрашенный в позитивные тона, пронизанный моральными ценностями, направленный против поддерживаемого законами государства насилия и угнетения, вызывает одобрение и поддержку. Таков, например, правовой "нигилизм" Л.Н. Толстого и некоторых других российских мыслителей XIX в. По ряду причин на Руси изначально складывался особый менталитет, согласно которому все в отношениях людей определяет Добро и Правда. Отсюда править должны люди, а не бездушные законы.

Признаками нигилизма являются степень, интенсивность, категоричность и бескомпромиссность субъективного правового отрицания правового вопреки объективной его ценности в условиях данного места и времени. Факты сомнений в чем-либо, дискуссионная постановка вопросов, не означают нигилизма в точном смысле этого слова.

Необходимо различать источники, условия существования и причины правового нигилизма.

Часто правовой нигилизм обусловлен всеобщим негативизмом, когда все и вся переоценивается, переосмысливается, осуждается и отвергается. С водой выплескивается и ребенок. Но было бы слишком просто объяснить все юридическим невежеством, косностью, отсталостью, правовой некультурностью людей. Правовой нигилизм рождается и питается лицемерием властей, когда под прикрытием права и законности осуществляются неправедные, антинародные, противообщественные действия. Утрата доверия к власти, неверие в высокое предназначение, социальные возможности и даже необходимость права - таков морально-психологический исток юридического нигилизма. Другими словами, если официальное право и все правовое существует как декорация, формальный атрибут, фасад для демонстрации "благопристойности" государства и одновременно с этим процветает "теневое" право (плюс "теневая политика", "теневое правосудие", "теневое правительство") - извести правовой нигилизм невозможно.

В качестве условий, способствующих правовому нигилизму, отмечают криминализацию действительности, социальную напряженность, кризисные явления в экономике, нищету, злоупотребления свободой без границ, привлечение к ответственности невиновных и безнаказанность виновных, равно как и многое другое. В России правовой нигилизм стал болезнью, поразившей весь механизм государства и общества. Произвол и коррумпированность чиновников, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли такого уровня, когда уже вместо "диктатуры закона" предлагается "вертикаль власти" и "сильная рука".

Существует много форм, сторон и граней конкретного проявления правового нигилизма: от равнодушного отношения к праву до скептицизма и полного неверия в ценность права и до явно негативного отношения к нему. Российские исследователи выделяют, в частности:

- прямые преднамеренные нарушения действующих норм права;

- массовое несоблюдение и неисполнение определенных юридических предписаний;

- издание заведомо противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов;

- подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;

- игнорирование принципа разделения властей и других конституционных принципов в деятельности представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;

- нарушение прав и свобод человека (одна из самых серьезных форм проявления правового нигилизма и вместе с тем его постоянный источник).

Таким образом, правовой нигилизм - это психологически негативное отношение к праву со стороны граждан, должностных лиц, государственных и общественных структур, а также способ, линия их поведения и фактические правонарушающие действия указанных субъектов.

В литературе называют и причины, и основные пути преодоления правового нигилизма:

- повышение общей и правовой культуры граждан, их правового, морального и политического сознания; совершенствование законодательства, правотворчества, устранение коллизий между нормативными актами;

- профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений, борьба с криминалом во всех его проявлениях;

- упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности;

- массовое просвещение и правовое воспитание населения;

- подготовка высококвалифицированных кадров юристов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие правового сознания.

2. Какова структура правосознания?

3. Каковы виды правосознания?

4. Дайте понятие правовой культуры.

5. Что такое правовой нигилизм и правовой идеализм?

Литература:

1. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь, 2006.

2. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

3. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2004.

4. Матузов П.М. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" // Правоведение, 1994, N 2.

5. Соколов П.Я. Профессиональное сознание юриста. М., 1988.

6. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право, 1993, N 8.

Наши рекомендации