Глава 22. Направления и школы в исследовании мировой политики
Модернизм и традиционализм 429
В работах «конструктивистов» (А. Вендт, Ф. Краточвил, Д. Ламсдэйн, Н. Онаф) были подвергнуты критике основополагающие тезисы реализма — о существовании объективно данных национальных интересов, независимости внутренней и внешней политики, изначальной анархичности и имманентной конфликтогенности международных отношении. Согласно их взглядам, акторы мировой политики взаимно формируют поведение друг друга в соответствии с собственными идеями, убеждениями и представлениями. Исходя из этой посылки, они считают возможным установление прочного мира и обеспечение стабильности в международных отношениях благодаря распространению соответствующих идей и ценностей.
Модернизм и традиционализм
В 1960-1980-х гг. в полемике основных направлений международно-политической науки значительное место заняла дискуссия модернистов и традиционалистов, пытавшихся доказать превосходство своих представлений о международных отношениях, методологии и методах их исследования. Ее участниками были преимущественно политологи реалистического направления.
Модернисты (М. Каплан, Г. Кан, Дж. Коллинз и др.) рассматривали национальные государства в качестве самостоятельных властных систем и основное внимание уделяли моделированию их действий на международной арене. В их работах значительное место занимали исследование процедур и механизмов принятия внешнеполитических решений, анализ поведения правящих элит и правительств в реализации внешнеполитического курса, прогнозирование международных процессов и пр. Исследования модернистов основывались преимущественно на методах, заимствованных из естественных наук.
Сложившийся в 1980-х гг. постмодернизм (Дж. Дер-Дериан, Р. Кокс и др.) исходил из идеи об исчерпании возможностей мировой политической системы, опирающейся на суверенные нации-государства и образованные ими институты. Согласно этому направлению, на смену этой системе идет информатизированный миропорядок, основывающийся на множественных взаимодействиях правительственных и неправительственных ассоциаций, движений наднационального уровня. Формирующаяся новая структура мира нуждается в соответствующих технологиях международных отношений.
В свою очередь, традиционалисты (к которым относится большинство ученых-международников) акцентировали внимание на роли та-
Глава 22. Направления и школы в исследовании мировой политики
ких детерминант внешней политики, как массовые и групповые ценности конкретных государств, стереотипы мышления разных слоев населения, особенности поведения политиков и т. д. В исследованиях они использовали традиционные методы — историко-описательный и интуитивно-логический.
Марксизм и неомарксизм
Классический марксизм исходил из неизбежности классовой борьбы и революции с целью ликвидации господства капитала, утверждения социальной справедливости во всемирном масштабе. Победа пролетариата должна превратить человечество в единую общность без классовых различий и национальных границ, обеспечив тем самым возможность искоренения войн, достижения вечного мира. Марксистское понимание проблем мировой политики и международных отношений основывалось на экономическом детерминизме, согласно которому формирование мирового рынка детерминирует глобальный характер социального конфликта и последующих изменений в системе международных отношений.
Ленинизм как радикальная версия марксизма исходил из идеи о разновременности перехода различных стран к социализму и неизбежности длительного периода соперничества двух мировых систем, которое может принимать характер военных столкновений. По мысли В. И. Ленина, достижения и опыт социализма в экономической, социальной и культурной сферах, а также проводимая им политика мирного сосуществования стимулируют всемирный процесс становления коммунистической цивилизации.
В методологическом плане позиция Ленина по проблеме мирного сосуществования базировалась на формационном подходе к истории с характерным для него упрощенным представлением об однолинейности процесса смены общественных формаций как результата взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Вплоть до второй половины 1980-х гг. этот подход при всех модификациях оставался доминантой советской внешней политики.
В отличие от теоретических школ политического реализма и идеализма приверженцы марксистской парадигмы в теории международных отношений считают, что эти отношения имеют прежде всего эксплуататорский характер и должны быть преобразованы на основе норм нравственности и справедливости. Приоритет, который сторонники различных версий марксизма отдают экономическим аспектам меж-