Общественный государственный строй Спарты.

В противоположность демократическим Афинам Спарта была аристократической республикой. Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков, свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Его занятие – военная служба. Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков – по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка – не было гражданства. Обрабатывали землю илоты. Они имели семьи, наделялись двором и земельным наделом. Обязанности их ограничивались податью. На эту подать существовала вся община. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковые одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами. Основателем спартанских порядков считался Ликург. Одна из ретр (законов) была направлена против роскоши. Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых железных монет, чтобы предотвратить их накопление и затруднить оборот. Золотая и серебряная монеты были запрещены. Существенную часть деятельности государства составляло воспитание молодежи: оно вырабатывало в юноше смелость, дисциплинированность, беспрекословное подчинение. В возрасте от 7 до 20 лет мальчики и юноши жили вне своих семей, вместе ели и спали, вместе занимались физическими упражнениями и военным делом. Илоты считались собственностью государства так же, как земля. Каждый год Спарта объявляла илотам войну: криптии, молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, убивали всякого илота, попадавшегося на дороге, в лесу, в поле. Органами управления в Спарте были народное собрание, совет старейшин и и два царя. Народное собрание в Спарте большого веса не имело. Совет старейшин, или герусия, состоял из 28 членов-геронтов, избиравшихся в собрании. Они занимали места пожизненно и не были ответственны за свои действия. Геронтом можно было сделаться не ранее чем по достижении 60-летнего возраста. Герусия рассматривала и подготовляла законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам. Цари были членами герусии, их функции ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров из пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год.

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин- - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, соци-альные группы: 1) спартиаты; 2) гипомейены; 3) периэки; 4) илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание-апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами. Собраниене обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумяцарями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в . их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследо­ванный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

9. «Царский период» в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме.

История Д. Р. восходит к 8 в. до н.э. Периоды: 1. Царский(8 в. до н.э. – 509 г. до н.э.), Республиканский(509 г. до н.э. 27-г.до н.э.), 3. Период Империи(27г.до.н.э. – 476г. н.э.) Население Рима жило родами, главы в них – старейшины.Род – люди с общим происход-м, общей собственностью на землю, законами почитания предков. Освобожденные рабы, их потомки, чужеземцы, торговцы и ремесленники, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов – плебеи. Коренное население - патриции. Патриции – полноправный «римский народ» Плебеи – лишены полит – ких прав. Патриции составили господствующее сословие, владевшее землей, рабами и клиентами – обедневшими сородичами, бесправнми завоеванными или пришлыми жителями. Они лично свободны, но ограничены в правах и нах-ся под покровительством патрициев, клиенты получали от низх земельные наделы и несли в их пользу повинности. Римская патрицианская община предст. Соб. Город – государство военной демократии. Правитель – царь, должность его выборная. Главы родов – составляли совет старейшин – сенат.Верховная власть – племенное собрание, решающее важные вопросы – объявление войны, судебные дела, выборы царя ( вместе с сенатом). Реформы Сервия Туллия Деление свободного населения (патриции и плебеи) на – 5 имущественных разрядов – классов.1. лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100 000 ассов, 2. – 75 000 ассов, 3. – 50 000ассов и т.д. Из первого разряда была выделена группа – всадники, а безземельные – пролетарии – объед. в шестой разряд. Граждане каждго разряда поделены на сотни – центурии Всего их было – 193. Из них 18 центурий-всадников и 80 центурий первого разряда, составляли более половины всех центурий. Центурия будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. Каждая центурия имела 1 голос, голоса богатых цен – й состаляло большинство – 98 из 193. центуриатные собрания решили вопросы: объявление войны, выбор должностных лиц. Вся территория Рима разбита на 4 городских и 17 сельских округов – триб, тем самым разрушается родоплеменная организация общества. Триба объединила патрициев и плебеев. На тот период времени данные реформы носили прогрессивный характер.

Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политико-правовую культуру.

История римского государства подразделяется на следующие периоды:

1. Военная демократия (VIII в. до н.э. - VI в. до н.э.);

2. Республика (VI в. до н.э. - I в до н.э.);

3. Империя (I в. до н.э. - VI в. н.э.)

Древнейшая догосударственная организация римского народа характеризуется основными чертами первобытнообщинного строя. Основная ячейка общины называется родом (gens). Род представляет собой замкнутую единицу, сохранившую в течение известного времени совместное владение землей, в частности - пастбищами. Дела рода решались на собрании рода. Во главе рода стоит выборный стар-шина. Весьма рано возникает дифференциация между отдельными родами, и некоторые, наиболее могущественные из них, начинают считаться "старшими родами". Вместе с тем и внутри отдельных родов выделяется наследствен-ная аристократия - наиболее богатые семьи, присвоившие себе общественную землю и власть над сородичами. Члены этих семей получили название патрициев.

Кроме полноправных членов родовая организация включала и зависимых людей - клиентов, не участво-вавших в управлении делами рода. Институт клиентелы возникал из различных источников. Клиентами являлись как "младшие родичи", так и отдельные чужаки, которые хотя и не были обращены в рабство, но являлись в Риме бесправными, и были вынуждены отдаться под по-кровительство коренных римских граждан (патронов). Клиенты получали от своих патронов участки земли, но-сили имя рода и участвовали в родовом культе. Но взамен они должны были выполнять ряд обязанностей личного и имущественного характера в пользу патронов.

Общее число родов в древнем Риме 300. Десять родов составляли курию. Десять курий объединялись в трибу. Римский народ состоял из трех триб. Римляне называли себя в древности "квиритами" ("квирит" - мифическое божество, покровитель древних римлян). Совокупность римских граждан и есть римская община.

В эпоху, переходную от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в Риме были следующие органы власти:

а) Народное собрание по куриям. К компетен-ции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание рекса (вождя). Каждая курия собиралась отдельно и решала по боль-шинству голосов граждан поставленный вопрос. Реше-нием народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий.

б) Сенат, возникший из древнего совета вождей родов, являлся собранием родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300. Сенат утверждал избрание рекса и реше-ния народного собрания и принимал непосредственное участие в делах управления.

в) Рекс избирался народным собранием. Он являлся предводителем войска и вер-ховным жрецом и судьей.

Около 500 г. до н. э. рекс был свергнут. Вместо рекса стали выбираться из числа патрициев два высших долж-ностных лица - "преторы", которые являлись воена-чальниками и ведали общественными делами. Один претор мог аннулировать решение другого и отсюда явилась необхо-димость для каждого из них принимать решения, лишь посоветовавшись с другим. Поэтому преторы получили новое название - консулы (обсуждать, совещаться).

Пришлые люди - плебеи. Они стояли вне курий и являлись бесправными, находились в зависимости от патрициев. Плебеи могли иметь собственность, они занимались торговлей, ремеслами и несли ряд обязан-ностей: платили налоги, участвовали в вспомогательном войске. В силу этого возникает долго длившаяся борьба плебеев за равноправие.

Одновременно в связи с развитием производительных сил развивается рабство, но еще в своей патриархальной форме. Рабы находились главным образом в домах пат-рициев и зажиточных плебеев. С появлением рабства общество начинает делиться на классы - рабовладельцев и рабов. Патрицианская верхушка, давно уже тяготившаяся перво-бытнообщинными отношениями, стремится закрепить свое исключительное положение в обществе, свое "право" на землю, рабов и политическую власть, осуществляемую в отношении рабов, плебеев и клиентов.

Борьба плебеев с патрициями ускоряет процесс уничто-жения первобытнообщинного строя и переход к госу-дарству, придает этому закономерному процессу особую специфику.

В VI в. до н.э. была осуществлена новая организация сво-бодного населения. На основе реформы рекса Сервия Туллия население было распределено на группы по имущественному и территориальному признакам.

Как римский народ, так и плебеи были разбиты на шесть разрядов в зависимости от величины имущества. Каждый разряд делился на точно уста-новленное количество единиц, т.е. центурий. Количе-ство людей в центуриях было не одинаково; центурии высших разрядов были малочисленнее центурии низших разрядов, но пользова-лись одинаковыми правами. Центурия явля-лась единицей военной, политической и налоговой. Многие важные во-просы решались на народном собрании, расчлененном на отдельные центурии, причем каждой центурии принадлежал один голос.

Каждые пять лет производилась оценка имущества граждан и новое распределение их то центуриям.

Наряду с делением по центуриям римские граждане были распределены по территориальным округам, так на-зываемым т р и б а м. Город Рим был разделен на 4 трибы, к которым затем прибавилось 17 сельских триб. В территориальную трибу зачислялись все граждане, жившие в данном округе.

Распреде-ление граждан по центуриям и трибам хотя и включило плебеев в состав "римского народа", но еще не устано-вило равноправия плебеев с патрициями. Патриции удер-жали свое исключительное право на получение новых земель и на занятие высших государственных должностей; они сохранили свою замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями. Поэтому период после "реформы Сервия Туллия" является временем дальнейших преобразований.

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова:

- латины,

- сабины,

- этрусски.

В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных:

1. привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло:

2. самое многочисленное сословие – плебеи.

3. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты.

В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер.

В Риме в царский период существовали следующие органы:

- Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.

- Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.

- Народное собрание – в виде куриатных комиций.

Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей.

Наши рекомендации