II. Проблемы теории государства



Глава



II. Проблемы теории государства - student2.ru II. Проблемы теории государства - student2.ru II. Проблемы теории государства - student2.ru II. Проблемы теории государства - student2.ru категориями, что есть следствие высокой политической и правовой культуры. В отсутствие этого демократия превращается в «пустой» рынок, где предметом купли-продажи выступают волеизъявление избирателей (через политические технологии), государственные должности (через взятки), внешне и внутриполитические решения всех органов власти, отдельные политики, чиновники и т.д. «Чис­тый» демократический государственный режим имеет не столько практическое, сколько ценностное значение, выступает как своеоб­разный ориентир развития всех элементов формы современного го­сударства и общества. Логично предположить, что существуют и дру­гие, промежуточные, государственные режимы, не относящиеся ни к одной, ни к другой противоположности.

Можно выделять и исследовать авторитарный режим и его раз­новидности, а также идеократический режим. Все они по своей сущности занимают промежуточное положение между демократиче­ским и антидемократическим режимами.

Авторитарный режим имеет своим отличительным признаком концентрацию и государственной, и вообще политической власти в одних руках. Это могут быть отдельный харизматический лидер, правящая партия, группировка, хунта и т.д. Определяющий прин­цип такого режима — «можно все, кроме политики». От тоталитар­ного такой режим отличается тем, что при нем не происходит огосу­дарствления экономики, культуры, социальной сферы. Государство не пытается вторгаться в личную жизнь граждан, существует опре­деленный уровень автономии и хозяйствующих субъектов. Для ре­шения отдельных вопросов власть может прибегать и к внеправовым методам, но только в крайнем случае и на короткое время. Преобла­дают административно-командные методы управления. Иногда в рам­ках этого режима существует «декоративная» оппозиция, могут фор­мально закрепляться права и свободы личности, политический плюрализм, наличествовать местное самоуправление, отдельные эле­менты гражданского общества. Наличие или отсутствие последних дает основания выделять «мягкий» и «жесткий» авторитаризм.

При идеократическом государственном режиме фактически правят не люди, а система идей (идеология), следование которым является общеобязательным и обеспечивается силой государствен­ного принуждения. Во главе такого государства могут стоять один человек или группа людей. Однако в отличие от тоталитарного го­сударства, где происходит тотальный контроль над мыслями и об­разом жизни граждан, при идеократическом режиме государство контролирует только отдельные сферы, чаще всего нравственную и религиозную. В остальном обеспечивается автономия личности. Такой режим присущ исламским теократическим государствам, где имеет место сращивание религиозной и государственной власти.


Наши рекомендации