Действие механизма правового регулирования

Правосубъектность граждан и ее определение правом. Правосубъектность выступает одним из важных средств координации общественной и личной деятельности граждан. Правомерная деятельность людей по осуществлению установленной правосубъектности признается необходимой и целесообразной. Влияние права на действия граждан в этом случае состоит в том, что, предоставляя им права и устанавливая обязанности, признавая за ними способность своими действиями приобретать эти права и исполнять обязанности, гражданам указывают на необходимые (запрещаемые и дозволяемые) варианты их поведения.

Регулирующему влиянию права подвергается не всякий человек, а только тот, который способен отдавать отчет своим действиям. Поэтому определение правосубъектности имеет важное значение в механизме регулирования поведения людей. Правосубъектность включает три элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Посредством определения правосубъектности устанавливается возможность участия гражданина в тех или иных отношениях, признается или не признается его способность иметь определенные права и выполнять обязанности. Например, осуществление гражданином прав и обязанностей в сфере формирования органов власти находится в зависимости от его физического состояния и поведения по отношению к закону. Здесь право может предоставить или в случаях признания лица недееспособным, нахождения в местах лишения свободы не предоставить ему возможность участия в формировании органов власти.

Поэтому определение правосубъектности является одним из важнейших элементов в механизме правового регулирования: оформляется основа возможных будущих действий в сфере правового регулирования, предусматривается круг субъектов, происходит введение их в сферу права.

Правосубъектность является важнейшим политико-юридическим институтом, используемым государством в целях регулирования поведения физических лиц.

Устанавливая в институте правосубъектности юридические границы политической, экономической, культурной и личной свободы, право тем самым юридически открывает (или закрывает) возможность участия лиц в тех или иных общественных отношениях, признает или отрицает за субъектами права способность обладать соответствующими правами и обязанностями, а также их способность своими действиями приобретать права и исполнять обязанности (О.А. Красавчиков).

Наделение граждан правосубъектностью представляет собой начальную ступень осуществления механизма правового регулирования, так как в этой стадии определяется круг лиц, которые станут затем участниками (субъектами) правоотношений.

Именно на этой стадии механизма регулирования определяются требования к психофизическому состоянию лиц, способных быть носителями прав и обязанностей. С этой целью в правовых актах нередко определяются возраст, состояние здоровья и другие необходимые условия для определения праводееспособности субъекта. Правосубъектность является свойством, без которого лицо не может считаться субъектом тех или иных правоотношений, т.е. иметь права, нести обязанности, рассчитывать на поддержку своих действий государственными органами.

Путем "предусмотрения" круга лиц - субъектов права, посредством наделения их возможностью быть носителями определенных прав и исполнителями соответствующих обязанностей создаются условия для дальнейшей более четкой координации деятельности участников общественных отношений.

Большое регулирующее значение имеет факт установления нормами права дееспособности граждан. Разумеется, это установление выражается как предусмотрение необходимых свойств, которые должны быть присущи участнику регулируемых правом общественных отношений.

Право регулирует чрезвычайно широкий и разнообразный круг общественных отношений, имеющих различный экономический, политический и другой характер. Государство, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ), все-таки не относится безразлично к решению вопроса о конкретных участниках некоторых правовых отношений. Поэтому нормами права в определенных случаях предусматривается соответствующая дееспособность лиц, т.е. устанавливаются требования к их способности своими личными действиями осуществлять права и исполнять обязанности в регулируемых отношениях. В таких случаях дееспособность выступает необходимым условием реализации правоспособности.

Например, при выборах представительных органов власти обязательно требуется наличие как избирательной правоспособности, так и избирательной дееспособности. Это означает, что государство ставит осуществление гражданином его избирательных прав и обязанностей в определенную зависимость от поведения и сознательных волевых действий этого гражданина. Другими словами, государство посредством норм права может не только установить ту или иную форму регулирования общественных отношений, но и признать или отвергнуть юридическую способность лиц к участию в определенных правоотношениях, способность осуществлять в них права и исполнять обязанности*(62). Данное положение подтверждается, например, ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, где четко определяются правовые основания ограничения праводееспособности граждан. Признанная судом недееспособность гражданина исключает возможность его участия в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, также лишены избирательной дееспособности.

В законодательстве устанавливаются условия обретения гражданином правоспособности, полной или ограниченной дееспособности, т.е. возможности своими действиями приобретать права и исполнять обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью (ст. 17 ГК РФ). Этот важнейший элемент в механизме правового регулирования определяет исходное, принципиальное положение для всех его участников.

Способность гражданина своими действиями приобретать права, нести гражданские обязанности и исполнять их в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).

Если правоспособность граждан определена в законе однозначно (возникает в момент рождения и прекращается со смертью), то вопрос о дееспособности решается дифференцированнее. Конституционное право, например, вводит иные (по сравнению с гражданским правом) возрастные требования к дееспособности гражданина. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, а Президентом России - по достижении 35 лет.

Определенные требования предъявляются к дееспособности судей, причем одни - к судьям судов общей юрисдикции, другие - к судьям конституционного суда.

Важным подэлементом механизма правового регулирования является определение деликтоспособности граждан, т.е. способности нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Здесь имеет место дифференцированный подход к ее субъектам. Уголовное законодательство устанавливает одни требования (ответственность наступает с 14 лет), трудовое - другие, гражданское - третьи.

Приведенные примеры наглядно показывают, что определение правосубъектности участников регулируемых правом отношений - важнейший элемент в механизме правового регулирования.

Наши рекомендации