Понятие механизма правового регулирования
Проблема механизма правового регулирования очень актуальна в современной правовой науке. Особенности "механизма правового регулирования" как юридической категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы правовой регламентации поведения субъектов права, связывая воедино нормы, правоотношения и акты реализации права.
Механизм правового регулирования - это система логично взаимосвязанных правовых средств, образующих единую, внутренне согласованную и непротиворечивую цепь элементов, назначение которой состоит в создании определенного правового алгоритма*(52).
Категория "механизм правового регулирования" позволяет отличать правовое регулирование от социального регулирования, правового воздействия, психологического воздействия права и других близких к нему правовых явлений.
Первым дал определение механизма правового регулирования профессор С.С. Алексеев, который предложил понимать под механизмом правового регулирования "взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения"*(53).
В другой своей работе С.С. Алексеев определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения*(54). Как видим, в этом определении "вся совокупность" заменена "системой".
Однако оба приведенных выше определения имеют общий недостаток - правовое регулирование определяется через правовое воздействие. Тем не менее указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе.
Имелись и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Так, профессор В.М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т.е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов*(55).
Он считает, что механизм правового регулирования переводит "нормативность права в упорядоченность общественных отношений" и предлагает рассматривать механизм правового регулирования, с одной стороны, как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах), а с другой - как способ реализации права - фактически совершаемые субъектами права действия*(56).
Профессор А.В. Малько считает, что механизм правового регулирования - "это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права"*(57).
Все отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как "система правовых средств", но в остальном подобное единство во взглядах не наблюдается.
Все это свидетельствует об уязвимости широкого определения механизма правового регулирования как воздействия права на общественные отношения. Целесообразнее дать более узкое определение: механизм правового регулирования - это система правовых средств (элементов), осуществляющих одновременную взаимосвязанную регламентацию общественных отношений определенного вида в рамках конкретных правоотношений. Как было сказано выше, регулирование - это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а именно регламентация правовыми средствами определенного вида общественных отношений, осуществляемая в конкретной правовой ситуации. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам с помощью соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). А действие права в обществе (социальный механизм действия права) - это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т.п.*(58)
В юридической литературе нет единого взгляда на внутреннюю структуру механизма правового регулирования, т.е. на систему правовых средств.
С.С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей: юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей.
A.В. Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт*(59).
B.А. Шабалин называет в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования - законность*(60).
С последней позицией трудно согласиться. Законность как требование точного и неуклонного соблюдения всеми субъектами права законов и подзаконных актов не может быть элементом механизма правового регулирования. Законность - это метод деятельности власти, это режим права, который затрагивает все элементы механизма правового регулирования, начиная с принятия правовой нормы до ее реализации.
То же самое относится и к правосознанию, которое также иногда называют элементом механизма правового регулирования. Правосознание сопровождает все стадии правового регулирования. Оно присутствует в момент подготовки и принятия правового акта, оно необходимо для создания обоснованного и юридически грамотного правоприменительного акта (исключается лишь на стадии юридического факта-события). И законность, и правосознание - важнейшие факторы механизма правового регулирования. Они являются его безусловным атрибутом, но не элементом регулирования. Без правосознания и законности любая стадия, любой элемент механизма не будет действенным, эффективным, а, скорее, будет сломанным действующим неадекватно, задачам и целям правового регулирования.
Вопрос о правильном определении элементов механизма правового регулирования имеет важное значение. Если же считать, что механизм правового регулирования состоит только из нормы права, правоотношения и актов реализации, то такое его понимание будет неполным.
В.Б. Исаков считает, что, категория "механизм правового регулирования" охватывает следующую систему юридических средств: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей*(61), т.е. предлагает более широкий перечень элементов механизма правового регулирования.
Считаем, что возможен и другой подход к анализу механизма правового регулирования, позволяющий учитывать не только норму права, правоотношение и акты реализации в качестве его элементов, но и включить другие элементы, играющие весьма заметную роль в регулировании правом общественных отношений.
Суть этого подхода состоит в анализе большего числа правовых средств, участвующих в реализации права как регулятора общественных отношений: определение правосубъектности граждан, приобретение и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, определение правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т.п. Такой подход позволяет показать действие механизма правового регулирования в более широком диапазоне.