Правоприменение как особая форма реализации права

Правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определённой правовой ситуации; приложение правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. В качестве наиболее типичного примера применения права можно указать на деятельность суда по рассмотрению дела и вынесению соответствующего решения.

Применение права от других форм его реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие (пассивное поведение, как при соблюдении норм). Право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью её осуществления. Правоприменение носит производный характер, поскольку цель его состоит в обеспечении реализации права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Наконец, правоприменение - это властная деятельность. И если некоторые действия граждан (дарение автомобиля, обращение с иском в суд и т.д.) и напоминают акты правоприменения, то признака государственной властности им явно недостает. Поэтому в основном уделом граждан является соблюдение правовых норм, использование принадлежащих им прав и исполнение возложенных на них обязанностей.

Правоприменение - организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединениями в русло закона.

Применением закона и других правовых норм занимаются компетентные государственные органы и должностные лица. Причём они осуществляют эту деятельность строго в рамках предоставленных им полномочий.

Таким образом, деятельность государственных органов не заканчивается определением дозволенного и запретного в нормативных актах. Обычно государство оставляет за собой право вновь подключиться к правовому регулированию общественных отношений, но уже не в общей (абстрактной) форме, а на уровне конкретных отношений, реальных дел и жизненных ситуаций. Адресаты правовых норм не могут тогда реализовать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества государственных органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание или квартиру без решения компетентного органа, хотя и налицо все условия, предусмотренные законом. Другими словами, часть правовых норм реализуется только через правоприменение.

Отсюда применение права - это основанная на законе властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в следующих случаях: а) когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное действие); б) при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; в) если надо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность - таковы задачи субъектов правоприменения.

Определённая последовательность совершения действий в ходе правоприменения даёт основание говорить о трёх его стадиях:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

3) решение дела.

Основанием для начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупности различных факторов). Это могут быть "главные факты" и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объёме, что требуются для нормального разрешения юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе (например, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде).

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов осуществляют одни лица (органы), а решение по делу выносят другие. Однако правоприменяющий орган в этом случае обязан убедиться в достаточности установленных фактов и их обоснованности. Ни прокурор, утверждающий обвинительное заключение, ни судья, который рассматривает уголовное дело, ни директор предприятия, издающий приказ о поощрении работника, не могут отнестись к своим обязанностям формально, слепо, полагаясь на представленные материалы.

Целью первой стадии правоприменительного процесса является установление объективной истины. Поэтому особое внимание законодательство уделяет доказыванию. Как правило закон предписывает, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет (общеизвестные, презумпции); какие факты доказываются строго определёнными средствами (например, экспертизой, письменными документами). Окончательная оценка доказательств всегда является делом правоприменителя.

Установление юридической основы дела предусматривает:

- нахождение нормы, подлежащей применению;

- проверку правильности текста того акта, в котором содержится искомая норма;

- проверку подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- уяснение содержания нормы.

Все указанные действия объединены одной целью - обеспечить правильную квалификацию установленных фактов.

И первая, и вторая стадия применения права имеют целью вынести правильное, эффективное решение. Процедура его принятия и доведения до сведения адресатов (и для всеобщего сведения) составляет особую стадию.

Акты реализации права

Каждая форма реализации права воплощается в определенном результате. Об актах реализации права можно говорить и по отношению к процессу реализации, и по отношению к его результату. Отсюда условно можно выделить акты соблюдения, исполнения, использования и применения права. Формы их многообразны: одни совершаются в письменной форме, для других свойственны знаковые действия, для третьих - это просто ничем не примечательное правомерное поведение, выраженное в бездействии. Выделяют так называемые конклюдентные действия - действия лица, выражающие его волю что-то совершить но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Наибольшее внимание уделяется актам применения права. Здесь решение дела, как своеобразный интеллектуальный процесс выведения определённого заключения из соотнесения фактических обстоятельств и юридических норм, вызревает постепенно. Оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие условия нормы. Это творческая деятельность.

Правоприменительные акты занимают подчинённое положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права.

Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.

Практическое значение имеет установление эффективности правоприменительного акта, что связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками.

Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели - и ближайшие, и отдалённые, и конечные - достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

┌───────┤ Виды актов применения норм права ├──────┐

│ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │

│ ┌────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐│

│ │По субъектам правоприменения │ │По сфере действия ││

│ │- акты органов государственной власти, │ │- во времени, ││

├──┤- акты органов государственного │ │- в пространстве, ├┤

│ │управления, │ │- по кругу лиц ││

│ │- судебные акты и т.д. │ │ ││

│ └────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────┘│

│ ┌────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐│

│ │По отраслевой принадлежности применяемых│ │По наименованию ││

├──┤норм права │ │- приказы, ││

│ │- акты применения норм уголовного права,│ │- постановления, ││

│ │- административного и т.д. │ │- указания, ││

│ └────────────────────────────────────────┘ │- протоколы, ││

│ │- решения, ├┤

│ ┌────────────────────────────────────────┐ │- разрешения ││

│ │По функциональному признаку │ │- предупреждения, ││

├──┤- правообеспечительные акты, │ │- предписания, ││

│ │- акты-регламентаторы │ │- представления, ││

│ │ │ │- резолюции ││

│ └────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────┘│

│ ┌────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐│

│ │По характеру содержащегося в них решения│ │По способу выражения - ││

│ │- обязывающие, запрещающие, │ │акты-документы, ││

│ │- управомочивающие │ │- удостоверительные, ├┘

└──┤- предупредительные, │ │- разрешительные │

│- поощрительные, │ │- акты-символы │

│- удостоверительные, │ │ │

│- разрешительные │ │ │

└────────────────────────────────────────┘ └───────────────────────┘

Рис. 1. Виды актов применения норм права

Пробелы и коллизии в праве

1. Понятие и виды пробелов в позитивном праве

2. Установление пробелов

3. Устранение пробелов

4. Преодоление пробелов в праве в процессе применения права

5. Коллизии в праве: установление, устранение и преодоление в процессе применения права

Наши рекомендации