Основные социальные функции права

Исследование юридической наукой социального назначения права и соответственно его социальных функций началось в XX в. Собственно, проблема функций права первоначально возникла как проблема функций социальных.

Известный французский юрист Л. Дюги в 1901 г. издал книгу "Государство, объективное право и позитивный закон", в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции. Затем он издал работы "Право социальное, право индивидуальное и преобразования государства", "Общие преобразования гражданского права", в которых сформулировал доктрину о социальных функциях права. Одновременно К. Реннер в Австрии в 1905 г. опубликовал исследование "Правовые институты частного права и их социальные функции", где доказывал наличие у права на частную собственность множества социальных функций, в частности, экономической, организационной, производственной, распределительной, потребительской и ряда других.

В 1907 г. в России была издана книга одного из создателей психологической школы права, профессора Л.И. Петражицкого "Теория права и государства в связи с теорией нравственности", в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.

Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается лишь посредством разграничения их правом.

В 1920-х гг. к проблеме социальных функций права обратилась советская юридическая наука. Работы того времени, посвященные функциям права, в большинстве своем содержали положения, вытекающие из солидаристской концепции Л. Дюги и его последователя К. Реннера. Эту концепцию поддерживали видные юристы того времени: С. Раевич, А. Гойхбарг, Д. Розенблюм, С.И. Аскназий и др. Они считали, что мероприятия советского государства по национализации земли, частной собственности, по созданию государственных предприятий это и есть практическое осуществление теории социальных функций права, о которых писал Л. Дюги. Наряду с этим в работах перечисленных авторов просматривалась недооценка классового характера советского права и его функций, что, естественно, не могло не привлечь внимание критиков. Эту "миссию" с успехом выполнили И. Разумовский, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис и др.

Так, И. Разумовский считал, что законодательство, выражая и защищая интересы пролетариата и его союзника - трудового крестьянства, носит одновременно и общественно полезный характер, что классовые особенности советского права одновременно содействуют развитию производственных сил всего общества в целом, что функции его поэтому социальны.

П.И. Стучка охарактеризовал учение о социальных функциях права как примиренческое, оппортунистическое. "Эта точка зрения, - писал он, - чисто буржуазная, ибо представляет собой лишь переименование капитализма в социализм".

Не менее категорично отметил "порок" этой теории Е.Б. Пашуканис: "Если буржуазия допускает рассуждения на тему о социальных функциях права собственности, то это потому, что такие рассуждения ее ни к чему серьезному не обязывают"*(18).

Ясно, что в условиях тех лет такие резкие оценки учения о социальных функциях права применительно к советскому праву привели к прекращению их исследования вообще. Вместе с тем совершенно очевидно, что объективная необходимость в этом была, поскольку давать оценку социальному характеру права, его социальной роли без выяснения социальных функций практически невозможно.

Известно, что социальное назначение права предопределяется закономерностями общественного развития, оно есть их "продолжение", выраженное в юридической форме. Исходя из закономерностей, внутренних причин развития общества, формулируются правовые положения, закрепляющие определенные отношения, берутся под охрану ценности, которые в данный исторический момент являются наиболее важными и необходимыми.

Урегулированность общественных отношений, их закрепление и охрана - важнейшая социальная задача и предназначенность права. Реализация именно этой предназначенности, решение этой задачи придает разнообразным, порой противоречивым, социальным отношениям необходимую стабильность, создает условия для успешного прогрессивного развития личности, государства и общества.

Социальные функции - это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции "соединяются" в обособленной, качественно однородной социальной сфере - экономике, политике, идеологии.

Классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно четко разграничить правовое воздействие на решение экономических, социальных, политических и идеологических задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами: во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими; во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь, неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

В чем конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных функций?

Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.

На основе правовых норм в экономических отношениях возникали урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор, в котором оговариваются права и обязанности сторон и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).

Из договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.).

Таким образом, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.

Политическая функция права заключается прежде всего в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика - это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании перечисленных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и остается таковой до настоящего времени.

Права и свободы человека - также важный объект политической функции права, не теряющий своей актуальности и сегодня.

Идеологическая функция права представляет собой результат способности права выражать и закреплять идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Одной из важнейших задач этой функции является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан. Вполне обоснованно поэтому многие авторы выделяют в качестве самостоятельной воспитательную функцию права.

В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная роль права теряет свое значение.

Наши рекомендации