Интегративный подход к пониманию права
Подробное ознакомление с разными теориями права создает впечатление, будто нет или мало положений, которые бы кем-то не оспаривались. Спорят о том, что есть право, выражает ли оно чью-то волю, где его искать, чем оно отличается от иных явлений, чем обеспечивается его действие и т.п. Как все это оценивать? С позиций монистической теории, каковой бы она ни была, истинной является только она одна. Плюралистическая теория допускает множественность истин. Но и в той, и в другой обнаруживается также масса фикций, которые, не будучи истиной, до поры до времени могут служить практике. Так, закон, коль скоро он не отменен, считается целесообразным и справедливым, соответствующим общественным потребностям, выражающим волю большинства и т.п. А между тем он может быть и несправедливым, и необоснованным, и нецелесообразным, и народной воли не выражающим. Были фикции другого рода, прямо призванные скрыть реалию. Практиков всегда ориентировали на то, чтобы они руководствовались только законом. Этот принцип фиксировался законодателем. И в то же время все знали, что куда более весомым регулятором общественных отношений было, например, "партийное право". С точки зрения теории плюралистический подход хорош тем, что он способен охватить всю противоречивую сущностную и содержательную реалию права (все антиномии): противоречия между реальным и трансцендентным; материальным и идеальным; общесоциальным и классовым в праве. Монистический взгляд на право ориентируется на какую-то одну сторону многоплановой реалии.
Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает много ценного и приемлемого для практики в каждом из них. И в этой связи возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам правореализации. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки, все пороки? Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. По-видимому, есть такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право. Но уж если и искать существенные признаки права, то делать это надо отдельно по отношению к содержанию и к форме права. И тогда справедливые меры свободы будут характеризовать содержание права, а формальным свойством существенного характера будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны главенствующей структуры данного социума (как правило, государства). Таким образом, для практика (судьи, прокурора, работника милиции, юрисконсульта) не столь уж и важно, где содержатся нормативы, которыми он должен руководствоваться, - в писаных актах-документах, в правовых отношениях, в правосознании (интеллектуальной или чувственной его части), главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе. В противном случае неизбежны конфликты, попрание всякой справедливости.
Представляются интересными давние суждения Л. Петражицкого: "Проблема определения известного класса явлений есть проблема теоретическая (изучение сущего, как оно есть), а вопрос о том, к чему следует стремиться, что разумно, что было бы идеалом в данной области, есть проблема практическая (указания желаемого, должного и т.д.). Ответ второго типа на вопрос первого рода есть недоразумение, смешение совершенно различных вопросов и точек зрения". И далее: "Определение права должно обнять и те нормы, которые нам представляются неразумными, которые не содействуют достижению разумных целей"*(15).
Интегративная юриспруденция отвечает современным запросам времени, навеянным процессами глобализации. В мире существуют разные правовые семьи с входящими в них разными правовыми системами, охватывающими в свою очередь разные национальные системы права. Но с некоторого времени обнаруживается тенденция к интеграции права.
Интегративный подход к праву имеет ряд позитивных моментов.
1. Он снимает напряжение в противостоянии одной теории другой, признавая за каждой из них свою относительную истину.
2. Он основывается на признании плюрализма ценностей, полагая их также относительными в зависимости от места и времени.
3. Он позволяет конструировать общее определение права, в котором присутствует полный охват известных истории правовых ценностей, присущих разным цивилизациям.
4. Он выделяет среди всех ценностей сущностные, те, без которых право не было бы правом, признавая среди таковых равенство в свободном проявлении личности.
5. Он не акцентирует внимание ни на творца права, ни на его источники, признавая здесь многообразие тех и других.
6. В утилитаристских, прагматических целях интегративный подход допускает конвенциональное начало в признании правом определенной ценности для определенного места и времени.
7. Интеграционный подход позволяет смотреть на право глазами познающего его, глазами практика и оком философа, не подвергая сомнению ценность и, вместе с тем, различие целей в каждом из этих случаев.
Очень важно отметить, что интегративный подход не игнорирует, а, напротив, охватывает все элементы права: правовые идеи, правовые принципы, правовые нормы, правовые ценности, правовые факты. Этот подход одновременно и плюралистический и монистический; он соединяет в сущее и должное в праве, через поиск объективного права обогащает право субъективное и, наоборот, отталкиваясь от естественных прав человека, указывает на формы их объективации. Студенты черпают знание о праве из текстов законов и иных правовых актов, из обычаев, из учебников и лекций профессоров, из решений судов и иных правоприменяющих органов, всякого рода комментариев законодательства и практики, из непосредственной связи с духом народа... Практики тоже не лишены широких познавательных горизонтов. Однако они будут устанавливать только то, что вполне определенно признается в качестве правового и, соответственно, защищается в качестве правового государством. Даже творцы права не могут здесь проявить произвол. Даже законодателей связывает действующая конституция. И лишь исследователи имеют полную свободу в нахождении права. Они могут провозглашать правом даже то, что не укладывается в рамки действующей конституции. Но интегративный подход предполагает, что их мнения будут охвачены определением права только в том случае, если действующий правопорядок придает им значение мерила справедливости, меры свободы, подобно тому, как он признавал правом суждения известных римских юристов.
Итак, право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия. Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования. Сторонники нормативного подхода не ограничиваются формальными признаками. Но содержательная сторона указывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обусловливают. Предполагается (далеко не всегда оправданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую степень справедливости и свободы. Материальные и иные условия жизни общества, которые формируют государственную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писаных нормах. При демократических процедурах предполагается непременное выражение в принимаемых актах настроений, чувств и интеллектуальных достижений народа.
Широкие определения права хороши тем, что они ориентируют на рассмотрение жизни права в правоотношениях, правосознании, правоприменительных актах, субъективных правах. Авторы "либертарного" подхода озабочены качеством законов, соответствием последних общечеловеческим и иным ценностям. Через споры о том, что есть право, решаются многие практические вопросы: основания права, источники права, пределы правового воздействия, эффективность права, разрешение противоречий права. По каждому из них имеется обширная литература, а некоторые проблемы рассматриваются в других темах.
В заключение приведем наше интегративное определение права. Право это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
Это абстрактное определение. Оно конкретизируется в определениях принципов и норм права, поскольку в них выражается и социальное, и юридическое содержание права.
Принципы и функции права
Принципы права
Принципы права - это основополагающие, исходные положения, определяющие содержание воздействия права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов права. Принципы права выражают и характеризуют самые главные черты права как регулятора общественных отношений, они являются стержнем, который объединяет нормы права и который придает определенную заданность правотворческим и правоприменительным органам.
Принципы права формируются под воздействием тех конкретно-исторических условий, в которых действует право, они отражают определенный уровень экономического, идеологического, нравственного состояния общества. Их вполне обоснованно называют обобщенным отражением объективных условий существования (бытия) права.
Исторический опыт, анализ многовекового развития права доказывает, что экономическое, политическое, духовное состояние общества всегда оказывали существенное влияние на формирование основополагающих идей, базовых положений, закрепляемых правом.
Принципы как исходные положения права не могут иметь какие-либо сверхъестественных начал, внеобщественных истоков. Они не могут появляться ниоткуда. В конечном счете каждый из принципов имеет общественное происхождение, их источником является общество на определенном этапе своей цивилизации.
Вместе с тем принципы права, имея общественное происхождение, не следуют автоматически за процессами, развивающимися и складывающимися в обществе. Принципы права - это относительно самостоятельные правовые явления, и они могут оказывать собственное влияние на развитие права. Невозможно в настоящее время представить себе систему права, которая не содержала бы в себе такие основополагающие начала (принципы), как гуманизм, справедливость, законность, демократизм. Принципы права - это базовые ориентиры для правотворческих и правоприменительных органов, отступление от которых может повлечь отрицательные последствия в методах, средствах и целях правового регулирования.
Принципы права придают стабильность и цельность правотворчеству, поскольку законодатель не может не учитывать основополагающие идеи и положения, которые сформировались на многовековом пути развития права и которые необходимо отражать в принимаемых законах. Служебная роль принципов состоит также и в том, чтобы обеспечить единообразие смысла и целей норм права и, соответственно, однозначность их информационного, психологического, воспитательного воздействия, единообразие средств и методов.
Будучи исходными, базовыми положениями права, принципы имеют более длительное время действия, чем отдельные нормы права. Последние создаются и отменяются значительно быстрее, чем формируются и существуют принципы. Поэтому качественными признаками принципов являются их устойчивость, стабильность, постоянство.
Наконец, следует отметить, что принципы права, хотя и выявляются и исследуются наукой, не могут являться результатом субъективного усмотрения ученых, а это феномены, объективно присущие праву, это его имманентные качества. Задача науки их выявить и объяснить, а не создавать.
В зависимости от своего объема (параметров) действия и влияния на характер правового регулирования принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Возможно также выделение принципов отдельных правовых институтов, но в большинстве случаев они охватываются отраслевыми или межотраслевыми принципами.
Общеправовые - это основные, главные, исходные принципы права. Они характеризуют право в целом, а не отдельную его отрасль или институт.
Говоря о принципах права современных демократических государств, следует назвать следующие принципы: принцип справедливости, принцип гуманизма, принцип единства прав и обязанностей, принцип демократизма, принцип законности, принцип равенства граждан перед законом.
Принцип справедливости - антипод правовой несправедливости. Он означает справедливое с точки зрения личности, общества, государства правовое регулирование, справедливое наказание, справедливую возмездность и т.д.
Справедливость - оценочная, нравственно-правовая категория, она предполагает (требует) в зависимости от совершенного действия соразмерного вознаграждения, взыскания, наказания.
Важнейшим составляющим моментом справедливости является соразмерность, возмездность, эквивалентность в правовых решениях, и особенно в реализации юридической ответственности. В справедливости заложена оценка правового факта (события, действия) или с точки зрения общечеловеческих ценностей или с точки зрения (позиции) общества на соответствующей ступени развития права.
Принцип гуманизма означает то, что право призвано защищать прежде всего человека, хотя оно одновременно предназначено охранять и защищать интересы общества. Поэтому данный принцип имеет двухаспектное проявление. Но главным в этом принципе является человек. Гуманизм аккумулирует в себе ценность личности, ее честь, достоинство, сострадание, человечность, добродетель и т.д.
Принцип гуманизма проявляется в формах права, правотворчестве, правоприменении, юридической ответственности. Он многогранен. Соответственно, он присутствует в функциях, целях и задачах права. Главное в этом принципе - человечность, человеколюбие, признание человека высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ).
Принцип единства прав и обязанностей требует не только формального провозглашения прав и свобод граждан, но и возложения обязанностей на определенных субъектов (государство, других граждан) обеспечивать эти права и свободы. Нет обязанностей без прав, а прав без обязанностей - главное требование этого принципа, иначе провозглашенное право будет пустым звуком, фикцией.
Принцип демократизма является основой демократического формирования права, он означает, что право должно быть фактическим результатом осуществления народовластия. Его формирование должно протекать в условиях строгого соблюдения демократических процедур, позволяющих адекватно отражать волю и интересы народа. Кроме того, демократизм права означает предоставление возможностей для активного участия населения в решении важнейших проблем общества (проведение референдумов, выборов).
Принцип законности - один из важнейших принципов права. Он означает деятельность всех субъектов права - общества, государства, должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций, граждан в рамках закона и на основе закона. Право в данном случае является основой и мерилом правомерности действий всех его субъектов. Кроме того, сам процесс создания права должен соответствовать демократическим идеям и ценностям, он должен протекать в рамках Конституции, общепризнанных принципов и норм международного права, в которых в XXI веке сосредоточены основные положения правовой цивилизации, особенно в области закрепления и обеспечения прав и свобод человека.
В юридической литературе (В.С. Афанасьев) отмечается, что принцип законности включает в себя следующие положения: верховенство закона, единство законности, целесообразность законности и реальность законности. Каждое из указанных положений характеризует определенную сущностную черту принципа законности, делает этот принцип работающим в качестве исходного положения в правотворчестве и правоприменении, повышает ценность права в обществе.
Следующим важнейшим принципом права является принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип закреплен Конституцией РФ в качестве одного из основных в главе второй - права и свободы человека и гражданина (ст. 19 п. 1). Равенство граждан перед законом означает, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Государственная власть должна гарантировать равенство прав граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д. Нельзя не подчеркнуть, что данный принцип права является всеобщим. Он закреплен в конституциях большинства стран современного мира, а также во Всеобщей декларации прав человека и во многих международных пактах.
Межотраслевые принципы права - это принципы, не являющиеся всеобщими, а присущие нескольким отраслям права. Их ценность состоит в том, что они определяют характер правового регулирования не по одному, а по нескольким направлениям, поскольку влияют на его содержание в двух-трех и более отраслях права. Например, принцип неотвратимости ответственности, принцип учета смягчающих обстоятельств при установлении мер юридической ответственности действуют во всех случаях, когда решается вопрос об установлении ответственности за преступление или административное правонарушение. Наличие межотраслевых принципов так или иначе связано с наличием межотраслевых институтов права, т.е. существованием сходных общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию и, соответственно, предопределяющих некоторые общие к ним подходы (начала). Поэтому межотраслевые принципы характеризуют сходные особенности нескольких отраслей права, определяют их характер и специфические особенности.
Отраслевые принципы присущи конкретной отрасли права. Это уже более частные положения по сравнению с основными принципами права и межотраслевыми принципами. Они характеризуют отдельную отрасль права, определяют ее индивидуальные черты, отличающие от других отраслей. Например, назначение уголовного наказания только судом (принцип уголовного процесса).
В заключение следует сказать, что в юридической литературе наблюдается различная оценка тех или иных принципов права. Так, многие ученые считают презумпцию невиновности всеобщим принципом права, а профессор В.К. Бабаев полагает, что презумпция невиновности является лишь принципом уголовного права и процесса, поскольку в ст. 49 Конституции РФ, закрепляющей презумпцию невиновности, речь идет только о преступлении, а не о любом правонарушении.
Имеется дифференциация основных принципов в зависимости от функционального назначения и объекта отображения, и на этом основании предлагается различать социально-правовые (ценностные, общечеловеческие, а не классовые) и специально-правовые принципы (общеправовые, межотраслевые, отраслевые, отдельных институтов).
Профессор В.В. Оксамытный выделяет генеральные (общеправовые) принципы, цивилизационные (демократизм, справедливость, гуманизм) и специально-юридические (законность, презумпция невиновности, верховенство закона).
Понятие функции права
В науке понятие "функция" употребляется в самых различных значениях, оно весьма многозначно и приемлемо для характеристики любых динамичных структур.
В юридической науке понятие "функция" наиболее часто используется для характеристики действия и социальной роли государства и права.
Функция права - это проявление социального назначения права, определенное направление его воздействия на общественные отношения.
Раскрывая содержание какой-либо функции права, приходится постоянно иметь в виду связь социального назначения права с направлениями его воздействия, поскольку направления воздействия всегда осуществляются в соответствии с назначением права. Поэтому принято считать, что функции права - это реализация его социального назначения. Что же следует понимать под социальным назначением права, правовым воздействием и направлением воздействия?
Социальное назначение права, как отмечалось выше, предопределяется потребностями общественного развития, в соответствии с которыми создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану.
Правовое воздействие - категория, характеризующая пути, формы и способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.
Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции права; оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, концентрирующей эти потребности и трансформирующей их в позитивное право.
Раскрывая понятие "функция права", следует прежде всего обратить внимание и на соотношение таких категорий, как "правовое воздействие" и "правовое регулирование".
Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.
Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений. Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.
Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко различать собственно-юридическое воздействие права (правовое регулирование) и неюридическое (идеологическое, психологическое, информационное, ориентационное). Понятие "функция права" охватывает оба вида воздействия.
Функция права - это проявление его имманентных, сущностных свойств. В функции аккумулируются свойства права, вытекающие из его качественной самостоятельности как социального феномена.
1. Функция права обусловлена его сущностью и определяет его социальным назначением. В то же время она не является простой "проекцией" социального назначения или сущности права. Нельзя механически связывать функцию и сущность права; функция права имеет определенную степень независимости, самостоятельности.
2. Функция характеризует направление необходимого воздействия права на общественные отношения, то есть такого воздействия, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
4. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия. Поэтому одним из важнейших ее признаков является динамизм.
5. Постоянство как необходимый признак функции права характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. Функция постоянно присуща праву, но это не означает, что неизменными остаются механизм и формы ее осуществления. Они изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.
Для того чтобы более четко уяснить понятие "функция права", следует определить, в чем ее отличие от близких по смыслу юридических категорий, таких как "роль права", "задача права" и "функционирование права.
Термин "роль права" указывает на значение права в жизни общества, государства вообще либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется выяснять осуществляемые правом функции, которые как раз и характеризуют его социальное значение. "Роль права" - более общее по отношению к "функции" понятие. Именно в этом обнаруживается их различие.
Термин "задача права" - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права отражает постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, достижению которой оно должно всемерно содействовать или помочь достичь ее самостоятельно.
Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что, во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций, во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяя конкретные направления правового воздействия.
Термин "функционирование права" отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права - значит вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).
Если "функция права" - понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то "функционирование" отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.
Таким образом, "функция права" и "функционирование права" являются очень близкими, в чем-то тождественными, но не полностью совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Однако в буквальном, более конкретном, смысле понятие "функционирование права" обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, другими социальными регуляторами. Иными словами, функционирование - это действие права в социальной системе, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.
В итоге можно сформировать следующее определение функции права: функция права - это определяемое его сущностью и социальным назначением основное направление воздействия права на общественные отношения в целях их упорядоченности и стабильности.
Система функций права
Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать и упорядочить знания при их изучении. Анализ системы права дает возможность глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Известно, что результаты познания малоэффективны, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами познаваемого явления не выявлены особенности образуемой ими системы.
В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны, поэтому ни одну из функций нельзя исследовать достаточно глубоко и полно, не выяснив ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.
Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию права как единого целого и отдельные функции этого целого.
Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами последней можно выделить группы функций права, образующих систему:
- общеправовые (свойственные всем отраслям права);
- межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);
- отраслевые (свойственные одной отрасли права);
- правовых институтов (свойственные конкретному институту права);
- нормы права (свойственные конкретному виду норм права).
Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, имеющие известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и, соответственно, их функций.
Кроме того, общеправовые функции не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они "детализируются" в действии других групп функций.
Данное положение подтверждается складывающейся дифференциацией функций права. Обычно при их рассмотрении называются собственно-юридические функции и социальные. Однако при более глубокой степени дифференциации возникает необходимость ввести в научный оборот понятие подфункции или, неосновной функции, права.
Деление функций права на основные и неосновные (подфункции) аналогично сложившейся дифференциации основных и неосновных функций государства и является следствием многообразного воздействия права на общественные отношения, отражая его большую социальную роль в жизни общества.
Анализ правового воздействия на общественные отношения позволяет различать основные функции права, т.е. функции, свойственные всем отраслям, а также функции менее общего значения. Такими всеобщими функциями выступают регулятивная, охранительная, экономическая, идеологическая и политическая. Так, политическое содержание присуще всем отраслям права; нет ни одной отрасли права, не осуществляющей регулирующего или воспитательного воздействия на граждан.
Функции менее общего значения свойственны лишь некоторым отраслям права. Такова, например, компенсационная функция гражданского, финансового и трудового права.
Кроме того, отдельной отрасли или даже институту могут быть присущи частные, сугубо специфические функции (например, карательная для уголовного права).
Соотношение основных и отраслевых функций права имеет важное значение, так как отрасли права, являясь составной частью системы, имеют функции, которые по сравнению с основными обладают известной спецификой, определяемой предметом правового регулирования этой отрасли и ее назначением.
Анализ основных функций права не охватывает всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Это возможно лишь при исследовании содержания отраслевых функций, которыми конкретизируются основные.
Отраслевая функция права может конкретизировать основную в большей или меньшей степени. Это зависит, во-первых, от характера основной функции и, во-вторых, от назначения отрасли права. Например, функции уголовного права конкретизируют охранительную функцию права в большей степени, чем функции трудового права.
Нормы отраслей права концентрируются, направляются на решение социальных задач, на достижение целей не разрозненно, не сами по себе, а в силу их интеграции функциями, осуществляемыми каждой отраслью права.
Поэтому и достигается определенное целенаправленное правовое воздействие. Функции придают отраслям права специфические черты, характерные особенности, позволяющие отличать одну функцию от другой. Так, например, конституционные нормы и конституции в целом осуществляют учредительную функцию*(16). Выделение указанной функции в конституционном праве, по-видимому, вполне оправдано. Однако ее никак нельзя отнести ко всем отраслям права.
Соотношение основных и отраслевых функций права - это диалектическое отношение всеобщего и особенного. Как всеобщее и особенное находятся между собой в неразрывной связи, единстве, так и основные функции права связаны с отраслевыми. Поскольку особенное всегда содержит в себе элемент всеобщего, функции отдельных отраслей права всегда в главном, существенном выражают содержание основных его функций.
Однако основные функции не являются простой суммой отраслевых. Они служат как бы стержнем, пронизывающим содержание отраслевых функций, но не исчерпывающим всех их возможностей. Как особенное не полностью входит во всеобщее, так и функции отдельных отраслей не полностью входят в основные, т.е. вид, число, характер отраслевых функций не всегда совпадают с количеством и наименованием основных функций права.
Основные функции права - это наиболее общие, важнейшие направления его воздействия на общественные отношения. В них в предельно концентрированной форме выражаются служебная роль права, его классовая сущность и социальное назначение.
Неосновные функции (подфункции) права охватывают менее широкую сферу воздействия, характерны не для всех отраслей права. Они в большинстве своем входят в одну или несколько основных функций. Таким образом, характеризующими признаками неосновной функции выступают отсутствие всеобщности по отношению ко всем или большинству отраслей права; менее широкий круг общественных отношений, на которые осуществляется воздействие права; принадлежность неосновной функции какой-либо основной или нескольким основным функциям.
Понятие "неосновная" в некоторой степени условно. Цель применения этого определения, как и в теории государства, состоит в том, чтобы, с одной стороны, выделить из большого числа правовых функций наиболее значительные, главные и более общие по содержанию, а с другой - отметить иные (менее значительные, более узкие, локальные и т.п. функции, т.е. такие, к которым не относятся перечисленные вначале признаки). В то же время это не означает, что функции второго уровня второстепенны, случайны. Цель подобного разделения иная. Исходя из системного анализа, рассматривается система функций, некоторое их число, реально имеющееся в действительности, где каждая из функций играет свою роль в процессе целенаправленного функционирования права.
Необходимо иметь в виду, что право - это сбалансированная система, функции которой оказывают многостороннее воздействие на общественные отношения. Эта уравновешенность (сбалансированность) обусловлена превалированием охранительной функции в уголовном, административном, уголовно-процессуальном праве и ее уменьшенным удельным весом в семейном, трудовом, гражданском праве. Напротив же, регулятивная функция более присуща последним из перечисленных отраслей, а в уголовном праве она гораздо менее заметна. Такое распределение социальной "нагрузки" между отраслями вытекает из специфики тех отношений, на которые призваны воздействовать названные отрасли права. Отношения равенства сторон, отсутствие власти и подчинения в правах и обязанностях, характерные для гражданского права, не могут регулироваться теми же методами, что и уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с преступлениями. Именно поэтому система права для поддержания равновесия содержит в себе части, назначение которых оказывается почти противоположным: конституция и уголовный кодекс; избирательное и уголовно-исполнительное законодательство. Разумеется, эта противоположность является результатом воздействия права на общественные отношения различного содержания, неодинаковой политической, идеологической и нравственной значимости. Именно последнее обстоятельство предопределяет различные методы правовой охраны, различные отрасли права с противоположными санкциями - поощрительными и карательными.
В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамка