К истории вопроса oб общественном мнении
Еще не используя самого понятия «общественное мнение», пытливые умы античного времени размышляли над вещами, непосредственно связанными с данным явлением и его воздействием на власть и политику. Так, софисты, будучи сторонниками демократического государства, отводили значительную роль в его делах общественному мнению. Древнегреческий философ Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.) отдавал ему на откуп решение вопросов о том, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. В сущности, для него общественное мнение сливается с государством, со всей системой общественной власти. Школа Сократа подходила к трактовке мнения масс по-иному: она противопоставляла народному самоуправлению аристократическое правление людей мудрых и знающих. Эта идея получила развитие в трудах Платона, где, в частности, обосновывалось положение о том, что мнение мудрых истиннее, чем мнение большинства.
Аристотеля занимал вопрос о том, как верховная власть Должна взаимодействовать с массой свободных граждан, не обладающих богатством и не отличающихся выдающимися чертами. С одной стороны, считал он, «допускать таких к занятию высших должностей небезопасно... они могут поступать то несправедливо, то ошибочно. С другой стороны, опасно и устранять их от участия во власти: когда в государстве много людей лишено политических прав, когда в нем много бедняков, такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остается одно: предоставить им участвовать в совещательной и судебной власти»[56].
Во времена классического феодализма появился термин «общественное мнение» (public opinion). Считается, что впервые он был употреблен английским писателем и государственным деятелем XII в. Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны.
На закате феодального строя возрождаются и получают дальнейшее развитие идеи древнегреческих мыслителей, затрагивающие проблему функционирования общественного мнения. Это можно видеть на примере итальянского гуманизма XV в. Его представители выступали за последовательное осуществление демократических начал в политической жизни, равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в государственном управлении[57].
В эпоху капитализма начинают складываться предпосылки для теоретического осмысления общественного мнения и его роли в государственной жизни. Итальянский мыслитель, идеолог нарождавшейся буржуазии Н. Макиавелли в своем знаменитом трактате «Государь» в сущности подошел к многозначной политической интерпретации общественного мнения. Он видел в народе «большую силу», мощную опору: «... тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны... Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу...»[58].
При этом Макиавелли подмечал некоторые социально-психологические особенности отражения в общественном мнении фигуры государя: «... люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство[59]. В размышлениях итальянского мыслителя можно найти и рекомендации государю по изучению мнений и настроений, для чего тот «должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается говорить ему правду»[60].
В новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество английских философов-материалистов Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. В частности, Т. Гоббс рассматривал мнения как отражение определенных социальных потребностей. При этом он придавал им социально-практическое значение, отмечая, что действия людей обусловлены их мнениями и что в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями людей, ведущее к установлению среди них мира и согласия.
Важное место в эволюции взглядов на роль общественного мнения в государственном управлении принадлежало французскому Просвещению XVIII в. Один из его видных представителей — Ж.-Ж. Руссо, в трактате «Об общественном договоре» деятельность правительства он ставил в зависимость от суждений народа, рекомендуя любое народное собрание открывать постановкой двух вопросов: Угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время? При таких условиях, по его мнению, правительство вынуждено будет следовать наказам народного собрания[61].
Целый ряд глубоких мыслей об общественном мнении связан с именем Г. Гегеля (1770—1831). В «Философии права» он трактует общественное мнение как «всеобщее, субстанциальное и истинное», которое отражает «правильные тенденции действительности» и «связано в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих». В общественное мнение, по Гегелю, входят «принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и вообще общего состояния дел в форме человеческого здравого смысла...»[62].
В диалектическом раскрытии противоречивой природы общественного мнения Гегелю принадлежит несомненная заслуга. Он сумел разглядеть нравственные основы мнения и увидел в нем не только «предрассудки» и «бесконечные заблуждения», но и истину. Сумел он увидеть и то, что «во все времена общественное мнение было большой силой»[63], ибо считал субъектом общественного мнения народ, а не монарха (который может быть только выразителем народного мнения). При этом Гегель отвергал деспотию, не позволяющую публично спорить, призывал не спекулировать тезисом «глас народа — глас божий»[64].
Среди исследователей конца XIX — начала XX вв., специально занимавшихся проблематикой общественного мнения, выделяются французский социолог Г. Тард, немецкий юрист Ф. Гольцендорф и профессор Московского университета В.М. Хвостов.
Согласно Тарду, творцом общественного мнения является некая публика с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологических процессов. О позиции Ф. Гольцендорфа трудно судить однозначно. С одной стороны, в своей работе «Роль общественного мнения в государственной жизни» он рассуждает об аморфности, безличности происхождения общественного мнения, а с другой — обращает внимание то на роль высших классов — сословий, то на роль широких слоев народа в его создании. Для В.М. Хвостова характерна более последовательная позиция в трактовке общественного мнения. Достаточно сказать, что в работе «Общественное мнение и политические партии» (1906) он непосредственно связывал процесс зарождения общественных суждений с интересами классов и социальных групп, с активной ролью политических партий в жизни общества. При этом возможности социально-классовых, политических общностей воздействовать на формирование общественного мнения он выводил из их «социального веса». Хвостов выделял особую роль широких слоев народа в создании общественного мнения, выступал против попыток ограничить, а то и свести к нулю воздействие общественного мнения на политические процессы и власть.