Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства

В 1699 гHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1699_%D0%B3%D0%BE%D0%B4". при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 г. Позднее Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), стал постоянно действующим высшим правительственным учреждением. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности и др. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. При Сенате учреждается ряд контор: рекетмейстерская по принятию прошений на имя царя и жалоб на действия чиновников; герольдмейстерская, контролировавшая службу дворян и регистрировавшая дворянские фамилии и ряд других, создававшихся по мере надобности. Канцелярию Сената возглавлял обер-секретарь, который контролировал исполнение сенатских решений.

В 1721 г. Петру I был присвоен титул “императора”. Император обладал неограниченной властью: законодательной, исполнительной, военной, судебной. В руках императора находились все рычаги управления страной, направление как внутренней, так и внешней политики. Он координировал деятельность государственного аппарата.

Вместо многочисленных приказов в 1719 г. были учреждены 12 государственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления. Среди них “первейшими” были: военная, адмиралтейская и иностранных дел. Финансами должны были ведать три коллегии: камер-коллегия собирала доходы, штатс-контора следила за расходами и составляла роспись доходов и расходов и ревизион-коллегия проверяла счета и осуществляла финансовый контроль. Коммерц-коллегия и мануфактур-коллегия управляли торговлей и промышленностью, но за исключением горной и военной, которая относилась к ведению Берг-коллегии. Вотчинная коллегия ведала земельными вопросами, регистрировала земельные сделки и решала земельные споры. Юстиц-коллегия возглавляла судебную систему. Духовная коллегия – орган церковного управления. Несколько позже она была переименована в Святейший правительствующий Синод и выведена из-под юрисдикции Сената с непосредственным подчинением царю.

В результате учреждения Сената и коллегий возник четко организованный бюрократический управленческий аппарат, где функции каждой коллегии были определены, а власть в пределах своей компетенции распространялась на территорию всей империи. Каждая коллегия имела свои местные органы в регионах. Координировал и контролировал работу коллегий Сенат. В 1720 г. царь утвердил Генеральный регламент - документ, определивший структуру коллегий, порядок их деятельности, а также порядок прохождения службы чиновниками.

Табель о рангах (1722 г.) все должности в гражданской, военной и придворной службе разделил на 14 классов и каждый чиновник или офицер должен был начинать службу с низшего 14 класса, постоянно продвигаясь по службе. Таким образом, Табель о рангах определял чины и должности, исходя лишь из личных заслуг, способностей и преданности царю, а не из знатности рода.

Одновременно с реформой центральных органов радикально было реорганизовано местное управление. Реформа Петра I установила более четкое административно-территориальное деление.

В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний. В две из них (Петербургскую и Азовскую) были назначены генерал-губернаторы, а в остальные - губернаторы из числа виднейших гос. деятелей. Созданы были губернские канцелярии. Губернии делились на уезды, позже названные долями, во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и тогдашних средствах сообщения невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. В 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции назначаются губернаторы, а во внутренние - воеводы. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. Провинции были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт.

Учреждение прокуратуры.В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен коррупции (взяточничеству и казнокрадству). В 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом. Фискалы призваны были оберегать казну путем вербовки агентуры в госучреждениях и выявления оперативным путем взяточников и казнокрадов.

Наши рекомендации