Связь политики с духовной жизнью ощества

Из разнообразных явлений духовной жизни общества политика прежде всего связана с идеологией, присущей сознанию различных социальных групп. Она содержит в себе представления о том, какой должна быть политическая власть, каким целям ей следует служить, какой курс проводить и т.д. В соответствии с представлениями об этом, содержащимися в определенной идеологии, у приверженных ей членов общества вырабатываются политические ориентации и строится их политическое поведение. Сторонники государственной идеологии поддерживают существующую власть, а находящиеся под воздействием других идеологических установок оказываются в оппозиции к ней — умеренной или радикальной — либо даже вступают на путь борьбы против нее. В силу такой органической близости политической идеологии к политическому поведению людей можно считать, что она является одновременно феноменом и духовной жизни общества, и политической его сферы.

Существенное влияние на политическую жизнь оказывают особенности общественного сознания народа, его духовной культуры и общественной психологии, в частности, формирующиеся под воздействием специфики исторического развития, традиций и т.д. Например, для общественного сознания русского народа и многих других народов, чьи исторические судьбы столетиями были тесно связаны с ним, характерны такие черты, как долготерпение, позволяющее в течение длительного времени безропотно переносить лишения, крайне тяжелые условия жизни (это отмечалось и русскими писателями, и даже таким деятелем, как Сталин), и в то же время разрушительный радикализм массовых действий, когда длительное терпение исчерпывалось (вспомним пушкинское «русский бунт бессмысленный и беспощадный»). Нетрудно увидеть, как это проявлялось в нашей политической истории вплоть до современности.

В общественном сознании нашего народа переплетаются еще и такие вроде бы взаимоисключающие моменты: с одной стороны, недоверие и во многом даже негативное отношение к государству как к чуждой силе, от которой в основном следует ждать всяческого ущемления интересов, а с другой стороны, излишние упования на помощь со стороны государства, ориентация на то, что не столько собственными усилиями, сколько путем государственного патернализма должны решаться многие жизненные проблемы граждан. Соответственно в массовых политических действиях граждан и в деятельности политических организаций часто звучат такие требования к государству, которых обычно не бывает в политической жизни других стран.

Еще одна особенность сознания нашего народа — сильные уравнительные тенденции. Поэтому очень большое значение в политической жизни имела и имеет такая ценность, как равенство и борьба за его утверждение.

На многих проявлениях политической жизни сказывается уровень образования и общей культуры масс. При повышении этого уровня в сознании народа усиливается значимость такой ценности, как свобода, и потому в политических ориентациях и его деятельности — противодействие авторитарным и тоталитарным поползновениям правящих кругов. При низком уровне культуры населения создается благодатная почва для произвола бюрократического аппарата в отношении граждан. С ростом культурного уровня народ начинает все более активно противостоять бюрократическому произволу.

Если особенности общественного сознания, менталитета народа, с одной стороны, влияют на многие проявления политической жизни, то, с другой стороны, властные структуры и различные политические организации стремятся воздействовать в своих интересах на массовое сознание. Любая политическая партия, организация, любое движение в целях расширения своей социальной базы и усиления массовой поддержки ведет «борьбу за души» людей. В этих целях ведется пропаганда идеологических установок, программных требований, и это, конечно, сказывается на сознании какой-то части населения.

В структуре государственной политики в качестве особых ее направлений выделяются культурная, или культурно-идеологическая и информационная политика. В процессе ее реализации решаются задачи, соответствующие общечеловеческим ценностям: повышение общекультурного уровня населения, приобщение его к общезначимым духовным благам, распространение объективной информации и т.д. Вместе с тем подобно тому, что делают в этой области и общественные организации, власть стремится укоренять в сознании людей такие культурные ценности и идеологические установки, которые могут способствовать ее укреплению, поддержке проводимого ею курса. Такие же цели привносятся даже в информационную сферу. В результате деятельность политических институтов в этой области может включать в себя и тенденциозное освещение действительности, и откровенную ложь, и вообще все то, что служит манипулированию массовым сознанием. Конечно, в деятельности одних политических партий и властных структур такого рода элементы присутствуют в меньшей мере, а у других — в большей. Известно, что политика тоталитарной власти и ориентированных на нее политических организаций пронизана идеологической ложью. Одной из целей политической социологии и является раскрытие истинного содержания той или иной культурно-идеологической и информационной политики.

Важное место в духовной жизни общества занимает мораль, или нравственность, представляющая собой исторически сложившуюся систему норм и ценностей, регулирующих человеческое поведение. Нравственные представления народов, относящихся к разным цивилизациям и типам культуры, различаются, и в чем-то даже существенно. Но при всем том есть некоторые общечеловеческие нравственные нормы и ценности, без которых просто не может существовать любое цивилизованное сообщество, — признание ценности человеческой жизни, достоинства, неприкосновенности, свободы, недопустимости лжи в человеческом общении и т.д. Все это обычно бывает сопряжено с определенными условиями, оговорками, но все-таки подобная регулятивная ценностно-нормативная система существует в любом обществе, образуя важную область его духовной жизни. Какая же имеется связь между нею и политикой?

Довольно широко распространено мнение, что они взаимно исключают друг друга, что политика — это деятельность, свободная от морали. Такая идея нашла обоснование в теоретических построениях известного мыслителя позднего средневековья Н. Макиавелли. И в настоящее время многие считают, что политика неизбежно является аморальным, грязным делом.

Во многом такое мнение подтверждается исторической практикой. Нередко и сами политические деятели, и целые движения (обычно экстремистского толка) открыто провозглашают, что не считают себя связанными моральными принципами и нормами того общественного устройства, против которого они ведут борьбу, а никакой общечеловеческой морали вообще нет; что нравственным они считают лишь то, что служит «общему делу», преследуемым политическим целям. В соответствии с такой позицией считается вполне допустимым и даже необходимым использовать ради достижения своих целей любую ложь, любые, формы насилия, осуждаемые общечеловеческой моралью средства и методы.

Однако далеко не всякая политическая деятельность неизбежно аморальна. Конечно, как в любой человеческой деятельности, в политике могут присутствовать отступления от моральных принципов и норм. Но, как и отдельный нормальный индивид, отступая от них, отнюдь не гордится этим, а стремится, если не загладить свой проступок, то хотя бы не выставлять его на показ, подобным образом выражают свое отношение к морали в большинстве случаев и субъекты политической деятельности, кроме упомянутых экстремистов.

Проводящие аморальную политику политические деятели должны знать, что рано или поздно они лишатся поддержки даже тех слоев, которые служат им опорой. Аморальная политика особенно наглядно проявляется в применении двойного стандарта, когда в зависимости от эгоистических устремлений и целей применяются прямо противоположные суждения при оценке схожих или подобных ситуаций.

Исследование того, насколько та или иная политика и политическая деятельность строится на принципах и нормах морали, также относится к кругу задач политической социологии.

Как правило, в общественной жизни важная роль отводится такой области духовной жизни, как религия. Ее связи с политикой довольно многообразны, но различны в разных общественно-политических условиях.

Во многих странах имеются политические партии и движения, идеология которых опирается на ту или иную религию. По своей социально-политической направленности они различны. Одни являются либерально-демократическими (христианско-демократическими), другие — демократическими с элементами социалистической идеологии, третьи — консервативными. Есть даже ультраконсервативные, что особенно характерно для партий, основывающихся на идеологии исламского фундаментализма. Придание религиозного оттенка политической идеологии вполне возможно, потому что в любом вероучении есть положения, которые можно вполне органично соединить с теми или иными политическими программами. Придание последним религиозного оттенка помогает политическим организациям привлекать к своей деятельности многих религиозно настроенных людей.

Что касается связи религии с политической властью, то в некоторых государствах эта связь настолько тесна, что власть открыто направляется религиозными инстанциями и их руководителями. Наиболее яркий пример современного теократического государства — Иран. Попытки утвердить теократическую власть или придать существующему государству такой характер предпринимаются и в других странах. Но, как доказывает практика, подобное устройство политической власти крайне негативно сказывается на правах и свободах граждан, экономическом и социальном прогрессе общества. Одновременно это лишает и саму религию многого из ее благородного, гуманистического содержания: вместо духовного прибежища она становится орудием насилия.

Поэтому не случайно уже на ранних этапах становления современных либерально-демократических политических систем одним из требований их формирования и одним из важнейших завоеваний стало отделение религии и ее институционального оформления — церкви от государства. Это осуществлено и в христианских, и в большинстве мусульманских стран, и в государствах с другими доминирующими вероисповеданиями.

Будучи отделенными от государства, религия и церковь тем не менее вполне могут оказывать влияние на власть через религиозных по своим убеждениям политических деятелей и направляя давление прислушивающихся к церкви слоев на власть. Сила такого влияния зависит от того, насколько вообще присуща религиозность населению данной страны. Если народ в массе своей религиозен, как, например, в Польше, то и влияние церкви на власть и политику будет довольно сильным. Если позиции религии и церкви в обществе слабы, то соответствующим будет и их воздействие на политику.

Государственная политика в отношении религии и церкви очень разная в различных странах и условиях. Может проводиться политика притеснения церкви и всяческого ущемления религиозно настроенной части населения, как было в советские времена. Бывает отношение нейтральное, безразличное. Случается, что государство, оставаясь светским, оказывает помощь церкви и религиозной деятельности и даже опирается на соответствующие институты. Такой характер отношений может быть полезен и для самого государства, так как религия, оказывая благотворное нравственно-воспитательное воздействие на людей, способствует тем самым формированию законопослушных граждан, верных сынов и дочерей своей родины. Оказывая помощь бедным и немощным, занимаясь благотворительностью, религиозные организации помогают государству в решении стоящих перед ним социальных задач.

Итак, существует множество разнообразных связей и отношений между политической и духовной сферами жизни общества. Задача политической социологии заключается в изучении этих связей и отношений, как и тех, что складываются между другими, ранее рассмотренными сферами общественной жизни. Практическая задача состоит в том, чтобы обеспечивать совершенствование всех связей политической сферы с многогранной жизнью общества в целях обеспечения его прогресса и создания благоприятных условий для жизни народа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое социальное взаимодействие, почему и как оно порождает политические явления и процессы?

2. Верно ли представление, что политическая жизнь является выражением борьбы классов, имеющих противоположные интересы, и «концентрированным выражением экономики»?

3. В чем проявляется связь государственной власти с экономической жизнью общества?

4. Что такое социальная база политических партий и движений? Попробуйте с помощью этого понятия проанализировать политическую жизнь в российском обществе.

5. В чем суть политических интересов и в чем они находят свое проявление? Верно ли, что все люди, относящиеся к определенному классу, имеют одинаковые политические интересы?

6. Каким образом может быть осуществлен социологический анализ политических интересов разных групп в обществе и соответствия или несоответствия им государственной политики, а также программ и практической деятельности различных политических партий и движений?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Взаимосвязь социальной политики и политической жизни общества.

2. Социологический анализ политических интересов и ориентации населения в экономической сфере жизни общества.

3. Анализ научных концепций взаимосвязи экономики и политики (по выбору).

4. Политика и мораль: грани взаимодействия.

5. Политика и религия; типы и формы их взаимосвязи.

6. Виды политической идеологии в современном российском обществе.

Глава 6

Наши рекомендации