Цели стимулирования инновационной деятельности -

ускоренное развитие субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры,

создание благоприятных условий для формирования и функционирования рынка инноваций.

Субъекты стимулирования:

Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, ГКНТ Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, органы местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями;

Конкуренты;

Покупатели (потребители);

Другие субъекты внешней и внутренней среды.

Формы стимулирования инновационной деятельности:

финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

резервирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли финансирования в общем объеме финансирования этих проектов;

финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы;

предоставления права пользования государственным имуществом, права использования объектов интеллектуальной собственности для осуществления инновационной деятельности;

передачи субъектам инновационной деятельности имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые для осуществления инновационной деятельности;

осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере инновационной деятельности;

предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры;

установления и выплаты вознаграждения автору (соавторам) инновации;

таможенного регулирования экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания);

возмещения расходов субъектам инновационной деятельности по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;

содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

финансирования участия субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях;

в иных формах, предусмотренных законодательством.

Первое направление. Научно-технические программы – плановый документ, предусматривающий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения и относящихся к разным сферам деятельности (научной, проектно-конструкторской, строительной производственной). Это направление регламентируется:

· Положением о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2002 г. № 737);

· Положением о порядке разработки и выполнения региональных научно-технических программ

Основными этапами разработки программ являются:

1) определение и обоснование на основе приоритетных направлений научно-технической деятельности наиболее важных социально-экономических и научно-технических проблем общегосударственного и межотраслевого характера, по которым необходима разработка программ;

2) подготовка перечня государственных научно-технических программ и внесение его в СМ РБ для согласования с Президентом РБ и последующего утверждения;

3) определение государственными заказчиками базового списка объектов разработки, которые могут составить основу программ (с указанием видов и объемов конечной научно-технической продукции), его согласование с Комитетом по науке и опубликование в периодической печати;

4) проведение конкурсного отбора заданий программ, их государственная научно-техническая экспертиза в соответствии с порядком организации и проведения государственной научно-технической экспертизы заданий научно-технических программ и инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, определяемым СМ РБ;

5) формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов.

Стимулирование развития субъектов МиС предпринимательства (новшество законодательства):

n резервирование средств республиканского и (или) местных бюджетов в размере не менее 10 процентов от общего объема финансирования инновационных проектов, если субъекты МиС предпринимательства участвуют в их реализации

Третье направление. Государственный заказ представляет собой задание по реализации государственных научно-технических программ и особых проектов, научно-исследовательских работ и размешается на конкурсной основе. Использование госзаказа в системе государственного регулирования Республики Беларусь позволяет:

· обеспечить ключевую роль отдельных производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов;

· инициировать масштабные структурные изменения;

· стимулировать производство продукции, выпуск которой в данный момент отстает от народнохозяйственных потребностей.

Четвертое направление. Налоговая политика государства в области научно-технической и инновационной деятельности предусматривает:

· льготное налогообложение прибыли, полученной от реализации разработок;

· освобождение от налогов на недвижимость и землю, относящихся к научным организациям;

· льготы по таможенным платежам на ввозимую продукцию научно-технического характера.

Наши рекомендации