Тема 4 – Инновационная политика Республики Беларусь
Тема 4 – Инновационная политика Республики Беларусь
1 Необходимость, цели и задачи государственной инновационной политики в Республике Беларусь
2 Основные направления государственной инновационной политики Республики Беларусь
3 Стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
Стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
По мнению профессора А. Кулагина и академика Л. Леонтьева, высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активном воздействии государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования.
Организации, осуществляющие инновационную деятельность
Налог на прибыль
Льготируемая прибыль:
· прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным СМ РБ;
· прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым СМ РБ по согласованию с Президентом РБ, в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 процентов общей суммы выручки, полученной от реализации;
Льготная налоговая ставка
· прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, облагается налогом на прибыль по ставке 10 процентов
Пятое направление. Стимулирование автора инноваций (новшество законодательства):
Условие | Размер вознаграждения |
производство и реализация новой продукции | не менее 10 % годовой прибыли, полученной от реализации этой продукции |
производство и реализация усовершенствованной продукции | в зависимости от экономической значимости усовершенствования продукции |
создание объектов интеллектуальной собственности | не менее 40 % полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в распоряжении |
Шестое направление. Основными мерами, обеспечивающими расширениекредитного регулирования инновационной сферы, являются:
· создание сети государственных инновационных банков и государственное стимулирование развития сети коммерческих и кооперативных инновационных банков;
· предоставление льготных кредитов на работы, связанные с разработкой, освоением и внедрением новой техники и технологии;
· гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;
· активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.
Научно-техническая политика является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Она формируется в зависимости:
· от требований и условий конкретного этапа развития экономики;
· под влияние объективных и субъективных факторов;
· с учетом действия законов и закономерностей общественного воспроизводства, цикличности развития, технологических укладов;
· от наличия и состояния научно-технического потенциала;
· от экономической устойчивости государства.
Государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия (правовые, организационные, экономические и др.) для научно-технической деятельности и инновационной активности.
Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:
· обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
· совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;
· достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.
На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли.
Научно-техническая политика сориентирована на решениеглавной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий.
В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической структуры производственной сферы.
Проблемы и пути решения.
Состояние и уровень развития научной и инновационной деятельности находятся в прямой зависимости от научно-технического потенциала страны. Научно-технический потенциал –совокупность научно-технических кадров, накопленных знаний, материально-технических, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для решения разнообразных задач в области научной и инновационной деятельности. Научно-технический потенциал отражает совокупные возможности научно-технической сферы, наиболее полное и эффективное использование которых позволяет получать результат, необходимый для дальнейшего развития хозяйственной системы.
Для анализа и оценки научно-технического потенциала используется система показателей, позволяющая отразить его структуру, имеющиеся ресурсы, полученные результаты.
В системе количественных показателей выделяют следующие группы.
1. Обобщающие показатели:
• затраты на науку и научное обслуживание (в % от общего объема расходов республиканского бюджета);
• наукоемкость валового внутреннего продукта (РБ – 0,81%, 1990г. – 2,27%; за рубежом – 2-3%).
2. Численность и структура научных организаций и занятых в научно-технической сфере.
• по секторам и отраслям науки;
• по отраслям народного хозяйства.
В стране функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек, в их числе более 830 докторов наук и 3690 кандидатов наук (1990г. – 102,6 тыс. чел.). На 10 тыс. человек в РБ приходится менее 19 научных работников (в США – 52,4; Германия – 28,7; Израиле – 38).
В республике традиционно преобладают исследования и разработки в области технических наук. Основные кадровые и финансовые ресурсы (до 70%) сосредоточены в НАН РБ, министерствах образования, здравоохранения, промышленности, концерне «Белнефтехим».
3. Затратына науку и научное обслуживание и структура затрат:
• по секторам и отраслям науки;
• по отраслям народного хозяйства.
4. Материально-техническая база науки:
• обеспеченность приборами и установками;
• информационная инфраструктура;
• технический уровень и сроки службы оборудования.
5. Результаты научной и инновационной деятельности:
• число зарегистрированных открытий по отраслям науки;
• число изобретений;
• число патентов, авторских свидетельств;
• число созданных образцов новой техники по видам.
К показателям, позволяющим датькачественную характеристику научно-технического потенциала и отразить эффективность его использования, относятся:
• квалификационный состав работающих в сфере 1 и научного обслуживания, членство в международных организациях;
• число лауреатов нобелевских и других международных премий за определенный период;
• доля научно-технических разработок, соответствующих мировому уровню или превосходящих его;
• доля образцов новой техники, соответствующих мировому уровню;
• экспорт лицензий, патентов, наукоемких услуг;
• число освоенных образцов новой техники;
• доля наукоемкой продукции;
• экономия ресурсов от использования новой техники:
• численность безработных ученых;
• численность ученых, выехавших за рубеж.
Меры, направленные на поддержку и развитие научно-технического потенциала, характеризуются:
• наличием государственных фондов поддержки научно-технического потенциала;
• наличием негосударственных фондов поддержки, в той числе зарубежных;
• коммерциализацией прикладной науки:
• созданием негосударственных предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании;
• совместными исследованиями с зарубежными фирмам;'
• конверсией оборонной науки.
Тема 4 – Инновационная политика Республики Беларусь
1 Необходимость, цели и задачи государственной инновационной политики в Республике Беларусь
2 Основные направления государственной инновационной политики Республики Беларусь
3 Стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь