Буржуазное право, его сущность и функции
Внутренние и внешние функции современного государства, их соотношение
Внутренние функции государства– это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества. К числу внутренних относятся функции:
1) экономическая– Объекты данной деятельности - производственные отношения в разных секторах экономики;
2) финансовая– осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств,
3) социальная -деятельность государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества;
4) политическая -деятельность по формированию и организации работы всех органов гос. власти;
5) экологическая– деятельность по охране природы и рациональному пользованию природными ресурсами;
6) культурная– направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества;
7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан– деятельность в области борьбы с правонарушениями для создания условий по реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;
8) обеспечения общественной безопасности -деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков.
Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач. Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.
1. Военную -ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ.
2. Функцию сотрудничества с другими государствами - Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества- это сотрудничество: 1) в экономике; 2) поддержании мира и мирового правопорядка; 3) природоохранной деятельности; 4) борьбе с международной преступностью; 5) сфере науки, культуры, образования; 6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.
Глобализация и её признаки. Глобальные проблемы современности
Государство: понятие, сущность и основные признаки
Государство – универсальная политико-территориальная организация общества, предназначенная для его управления и развития. Сущностью государства является его роль, назначение в обществе. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата власти целостность общества и его надлежащее функционирование.
Выделяется два подхода к сущности государства: а) классовый, в рамках которого государство определяется как политическая организация экономически господствующего класса; б) социальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных социальных групп (как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, выражающий интересы всего общества).
Для государства характерны следующие признаки:
1) его власть распространяется на все общество;
2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими);
3) население подразделяется по территориальному принципу;
4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура и т.п.);
5) система налогов и сборов;
6) наличие права;
7) суверенитет.
Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
Ирригационная теория о происхождении и развитии государства,
Исполнительная власть, ее вторичный и подзаконный характер.
Международное и внутригосударственное (национальное) право,
Механизм государства: понятие и структура. Особенности
Множественность учений о государстве и праве и причины плюрализма
Монархическая форма правления, ее сущность и основные признаки.
Нормативистская теория права: основные идеи, методологическое
Значение и недостатки
Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Штаммлером. Основные положения нормативизма изложены юристом Кельзеном.
Суть нормативистской теории составляют следующие положения: - право является пирамидой норм;
- во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);
- каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
- сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
- право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм;
- право необходимо изучать и воспринимать вне связи с религией, философией, моралью, т. е. "в чистом виде".
Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства.
К достоинствам теории можно отнести следующие:
- признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения её в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;
- идея о суверенной норме - об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
- признание в качестве права только кодифицированных юридических норм, отделение права от философии, морали.
- выделение формальных признаков права, которые и составляют его юридическую сущность.
Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права.
И особенности применения
Нормативно-правовые акты как форма права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов.
И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Но принципиальное различие их заключается в следующем. Первыесодержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, неопределённому кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определённым лицам или кругу лиц и издаются по вполне определённому поводу (приём на работу ). Нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определённый вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (в связи с выполнением условий договора подряда), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Действие такого индивидуального акта, как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по его исполнении. Но это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Классификации норм права.
По юридической силе: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов;
По предмету правового регулирования нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.
По форме предписания: императивные и диспозитивные. Императивныевыражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Диспозитивные нормы действуют когда субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений.
По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы - действовать определённым образом или воздержаться от таких действий. Обязывающие нормы - совершить активные действия независимо от воли, не предоставляя свободы выбора. Запрещающие нормы -воздержание от действий под угрозой применения санкций негативного характера.
Специализированные нормы, направлены на помощь в регулировании отношений между субъектами.
По кругу лиц: общие и специальные. Общие распространяются на всех лиц, проживающих стране, регионе, специальные— на отдельные категории лиц (госслужащие, студенты, военные)
По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения срока, временные— в пределах определённого промежутка времени.
По сфере действия: общие и местные. По структуре: полные и логические нормы права. Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента - гипотезу, диспозицию и санкцию. По характеру правового воздействия: регулятивные и охранительные нормы права. Виды норм права:Общие, конкретные, специальные нормы права. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений. Конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения. Специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.
Жизни современного общества
Политические партии - это общественная организация, целью которой является приход к власти в результате избирательной кампании.
1) Правящая партия - это партия, из членов которой формируется правительство. А) В парламентской республике правящая партия та, которая занимает максимальное количество парламентских мест. Б) В президентской республика - та партия, которая привела к власти президента. В) Смешанная.
Правящая партия: 1.Члены правящей партии рекрутируются в правительство 2. Кладут свои партийные программы в основу принимаемых юридических норм. 3.Вырабатыает программную линию развития общества на период своего нахождения у власти. Правящая политическая партия не должна подменять государство. Её решения не должны иметь власть над всем населением страны.
2) Оппозиционная партия - 1.Парламентские - не имеющая там большинства. Она формирует теневой кабинет (группа лиц, курирующие деятельность президента от оппозиции)
Признание в РФ политического многообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ. Многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий.
Законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, национальной вражды.
Виды федерации
Федерация- форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Признаки большинства федеративных государств:
1. Территория состоит из территорий её субъектов;
2. Двухуровневая система органов государственной власти (федеральная и система органов власти субъекта Ф)
3. Две системы законодательства — общегосударственная и субъектов;
4. Субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;
5. Отсутствие у субъектов федерации права выхода из состава федерации;
6. Непризнание за субъектами федерации суверенитета.
7. Финансовая зависимость субъектов от федеральной власти;
8. Принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);
9. В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
10. Двухканальная система сбора налогов:
11. Разграничение предметов ведения федерации и её субъектов;
12. Субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене.
Виды федераций.
В зависимости от способа формирования:
- союзная федерация — создаётся из нескольких государств путём заключении единого федеративного договора (Швейцария);
- смешанная федерация — начала формироваться как союзная, а продолжила своё формирование как альтернативная, либо наоборот (США, СССР).
- альтернативная федерация — создаётся на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства.
Альтернативные федерации в свою очередь, бывают:
- октроированные — статус субъекта определяется актами центральной власти;
- договорные — статус субъекта определяется договором между субъектом и центральной властью.
В зависимости от правовых оснований образования:
- договорные федерации — образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;
- конституционные федерации — основанием образования является факт закрепления в Конституции.
По способу образования субъектов федерации различают:
- территориальные федерации - субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещён односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия).
- национальные федерации — субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее — СССР, Югославия, Чехословакия).
Российская Федерация образованна на основе сочетания территориального и национального принципов.
Разделения властей в России
Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Джона Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Шарлем Монтескье. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства. Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает - принятие решений и их исполнение, разделение функций. Вместе с тем принцип разделения властей не устраняет единства власти, так как речь идет о функциональном её разграничении.
Главная цель – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства. Законодательные, исполнительные, судебные органы самостоятельны, независимы друг от друга. Чиновник не в праве одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга. Вмешательство одной ветви в компетенцию другой не допускается. Система взаимоконтроля 3-х ветвей не исключает взаимное сотрудничество, решение общих проблем.
Каждой ветви власти соответствует своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.
Законодательная власть – парламент, региональные и местные представительные органы. Задача – сформировать законодательство, как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Монополия на законотворчество. Устанавливают налоги, утверждают бюджет. Депутаты законодательных органов избираются населением на определённый срок.
Исполнительная власть – президент, правительство, министерства. Исполнение законов, повседневное управление, организация жизни общества. Её характеризует организационный характер, ориентация на практическую реализацию законодательства. Исполнительная деятельность – повседневна, не прекращается ни на один день. Распоряжается финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества.
Судебная власть - отправление правосудия, т.е. разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд – независимый арбитр в юридических конфликтах. Судьи несменяемы, независимы, обладают юридической неприкосновенностью. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат безусловному исполнению. Необходимость изучения сложившейся ситуации в системе разделения властей в России определено проблемами, связанными с практической подготовкой и реализацией нормативно-правовых актов в нашей стране, политико-правовыми отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной.
Статья 10 Конституции РФ устанавливает самостоятельность и абсолютную независимость ветвей власти друг от друга. Это основа и ценность конституционного строя нашей страны. Но на практике реальное разделение властей в нашей стране только лишь складывается. В делении властей по горизонтали в современной России доминирует исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации. Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием РФ, в состав которого входит Совет Федерации, состоящий из представителей исполнительной власти субъектов РФ и находящихся под их влиянием представителей законодательно-представительных органов субъектов РФ. В настоящее время, основная часть законопроектов готовится в стенах министерств, ведомств, агентств и служб. По сути, исполнительная власть формирует законы, которые должна исполнять. А ведь законы должны обладать высшей юридической силой, готовиться и приниматься только законодательным органом.
Публичное и частное право
Частное право - совокупность отраслей права, распространяющих своё действие на частных лиц и регулирующих: имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, а также семейные отношения; отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими сторонами. К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и международное частное право.
Публичное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделённое властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Отраслями публичного права являются: международное публичное право; конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право и др.
Буржуазное право, его сущность и функции
Буржуазное право– совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную материальными условиями существования этого класса.
Посредством права буржуазия навязывает свою волю трудящимся, подчиняет и угнетает их. Применение норм буржуазного права основано на принудительной силе буржуазного государства, как особого аппарата насилия над эксплуатируемым большинством народа. Служебная роль буржуазного права, как важной части надстройки, состоит в активной защите капиталистического базиса, в закреплении и охране общественных отношений и порядков, выгодных и угодных буржуазии. Все институты буржуазного права, обусловленные, в конечном счёте, капиталистическим базисом, строятся в соответствии с правовыми, политическими и иными взглядами буржуазии. Буржуазное право – последний исторический тип эксплуататорского права, устанавливаемый с приходом буржуазии к власти. Исторически буржуазное право и буржуазная законность пришли на смену феодальному праву. Капитализм был шагом вперёд в развитии общества по сравнению с феодализмом, буржуазное право сыграло объективно прогрессивную роль, особенно в те периоды после буржуазной революции, когда закрепляемые и обслуживаемые этим правом производственные отношения полностью соответствовали характеру производительных сил. Основным институтом, определяющим природу, содержание и назначение буржуазного права, является институт частной собственности на орудия и средства производства.
Виды гипотез норм права, их краткая характеристика и примеры
Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия, при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Простая гипотеза предполагает одно условие, через которое реализуется юридическая норма.Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют гипотезы абстрактные и казуистические: Абстрактная гипотеза указывает на условия действия нормы, ставит акцент на их общих, родовых признаках.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
По наличию или отсутствию юридических фактов: Положительные - указывают на необходимость опредёленных условий для действия нормы.
Отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий.
Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры
Диспозиция— элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
- управомочивающие— предоставляющие участникам общественных отношений право на совершение не противоречащих закону действий;
- обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
- запрещающие — содержащие запрет на совершение определённых противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.
Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения); 2) сложные (несколько вариантов поведения).
По степени определённости они различаются: - на абсолютно определённые;- относительно определённые; - неопределённые;
Виды санкций норм права, их краткая характеристика и примеры
Санкция— элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).
По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные;
4) гражданские и др. По характеру последствий: 1) на право восстанавливающие; 2) штрафные.
По степени определённости санкции делят:- абсолютно определённые — категорическое значение санкции,
- относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы); - альтернативные — правоприменительные органы имеют право сами определить наиболее целесообразный вид ответственности ( штраф, либо лишение свободы)