Контрольная работа за 1 семестр
По дисциплине «Основы теории информации»
Знаний:
З1. основные понятия теории информации;
З2. виды информации и способы представления ее в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ);
З3. свойства информации;
З4. меры и единицы измерения информации;
Знания проверяются тестами. Проверка умений решением заданий.
Тест 1. Информация и информационные процессы (З1, З2, З3),
1. Ближе всего раскрывается смысл понятия "информация, используемая в бытовом общении" в утверждении:
1. последовательность знаков некоторого алфавита,
2. сообщение, передаваемое в форме знаков или сигналов,
3. сообщение, уменьшаемое неопределенность знаний,
4. сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком,
5. сведения, содержащиеся в научных теориях.
2. Информацию, не зависящую от личного мнения, называют:
достоверной,
актуальной,
объективной,
полезной,
понятной.
3. Информацию, отражающую истинное положение дел, называют:
понятной,
достоверной,
объективной,
полной,
полезной.
4. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:
полезной,
актуальной,
достоверной,
объективной,
полной.
5. Информацию, дающую возможность решить поставленную задачу, называют:
понятной,
актуальной,
достоверной,
полезной,
полной.
6. Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют:
полезной,
актуальной,
полной,
достоверной,
понятной.
7. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
полной,
полезной,
актуальной,
достоверной,
понятной.
8. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:
текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную и пр.,
научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.,
обыденную, производственную, техническую, управленческую,
визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую,
математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.
9. Известно, что наибольший объем информации здоровый человек получает при помощи:
органов слуха,
органов зрения,
органов осязания,
органов обоняния,
вкусовых рецепторов.
10. Зрительной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством органов (органа):
зрения,
осязания,
обоняния,
слуха,
восприятия вкуса.
11. К зрительной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:
запах духов,
графические изображения,
раскаты грома,
вкус яблока,
ощущение холода.
12. Звуковой называют информацию, которая воспринимается посредствлм органов (органа):
зрения,
осязания,
обоняния,
слуха,
восприятия вкуса.
13. К звуковой можно отнести информацию, которая передается посредством:
переноса вещества,
электромагнитных волн,
световых волн,
звуковых волн,
знаковых моделей.
14. Тактильную информацию человек получает посредством:
специальных приборов,
термометра,
барометра,
органов осязания,
органов слуха.
15. По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:
социальную, политическую, экономическую, техническую, религиозную и пр.,
текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную и пр.,
обыденную, производственную, техническую, управленческую,
визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую,
математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.
16. Примером текстовой информации может служить:
таблица умножения,
иллюстрация в книге,
правило в учебнике родного языка,
фотография,
запись музыкального произведения.
17. Примером политической информации может служить:
правило в учебнике родного языка,
текст параграфа в учебнике литературы,
статья о деятельности какой-либо партии в газете,
задание по истории в дневнике,
музыкальное произведение.
18. Укажите лишний объект с точки зрения способа представления информации:
школьный учебник,
фотография,
телефонный разговор,
картина,
чертеж.
19. К средствам хранения звуковой (аудио) информации можно отнести:
учебник по истории,
вывеску названия магазина,
журнал,
кассету с классической музыкой,
газету.
20. К средствам передачи звуковой (аудио) информации можно отнести:
книгу,
радио,
журнал,
плакат,
газету.
21. Примером хранения числовой информации может служить:
разговор по телефону,
иллюстрация в книге,
таблица значений тригонометрических функций,
текст песни,
графическое изображение объекта.
22. В учебнике математики хранится информация:
исключительно числовая,
графическая, звуковая и числовая,
графическая, текстовая и звуковая,
только текстовая,
текстовая, графическая и числовая.
23. Носителем графической информации НЕ может являться:
бумага,
видеопленка,
холст,
дискета,
звук.
24. По области применения информацию можно условно разделить на:
текстовую и числовую,
визуальную и звуковую,
графическую и табличную,
научную и техническую,
тактильную и вкусовую.
25. В теории информации под информацией понимают:
сигналы от органов чувств человека,
сведения, уменьшающие неопределенность,
характеристику объекта, выраженную в числовых величинах,
отраженное разнообразие окружающей действительности,
сведения, обладающие новизной.
Тест 2. Информация и информационные процессы
1. В документалистике под информацией понимают:
o сведения, обладающие новизной,
o сведения, полученные из внешнего мира с помощью органов чувств,
o сигналы, импульсы, коды, полученные с помощью специальных технических средств,
o сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в знаковой, символьной, графической или табличной форме),
o сообщение в форме звуковых сигналов.
2. В семантической теории под информацией принято понимать:
o сведения, полученные из внешнего мира с помощью органов чувств,
o сигналы, импульсы, коды, используемые в технических системах,
o сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в текстовой, числовой, символьной, графической или в табличной форме),
o сообщения в форме звуковых сигналов,
o сведения, обладающие новизной.
3. В технике под информацией принято понимать:
o сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком с помощью органов чувств,
o сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в знаковой, числовой, символьной, графической или табличной форме),
o сообщения, передаваемые в форме световых сигналов, электрических импульсов и пр.,
o сведения, обладающие новизной,
o сведения и сообщения, передаваемые по радио и телевидению.
4. В теории управления под информацией понимают:
o сообщения в форме знаков или сигналов,
o сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, полученные с помощью органов чувств,
o сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы,
o сведения, обладающие новизной,
o сведения, уменьшающие неопределенность.
5. Примером информационного процесса может служить:
o изготовление бумаги,
o выплавка стали,
o добыча угля,
o выращивание овощей,
o хранение данных на дискете.
6. Примерами информационных процессов могут служить:
o процессы строительства зданий и сооружений,
o процессы химической и механической очистки воды,
o процессы поиска нужной литературы с помощью библиотечного каталога,
o процессы производства электроэнергии,
o процессы извлечения полезных ископаемых из недр Земли.
7. Примером процесса хранения информации может служить процесс:
o распространения в обществе сведений с помощью средств массовой информации,
o направленный на сохранение структуры данных и их значений,
o ограничения доступа к информации людям, не имеющим на это право,
o несанкционированного использования информации,
o создания банков данных и базы знаний.
8. Записная книжка обычно используется с целью:
o обработки информации,
o хранения информации,
o передачи информации,
o хранения, обработки и передачи информации,
o защиты информации от несанкционированного использования.
9. Представления наших предков, отраженные в наскальных рисунках, дошли до нас благодаря носителям информации в виде:
o магнитного диска,
o каменной глыбы,
o электромагнитной волны,
o бумаги,
o акустической волны.
10. Хранение информации НЕЛЬЗЯ осуществлять с помощью:
o бумаги или картона,
o любого материального объекта,
o бересты или пергамента,
o звуковой волны,
o компьютерной памяти.
11. На метеостанции измерение параметров окружающей среды (температуры воздуха, атмосферного давления, скорости ветра и т.п.) представляет собой процесс:
o хранения информации,
o передачи информации,
o защиты информации,
o получения (сбора) информации,
o использования информации.
12. Использованием информации может быть:
o крик о помощи,
o речь диктора,
o обучение в школе,
o свет далекой звезды,
o звон колокола.
13. Расследование преступления включает в себя совокупность элементарных информационных процессов:
o кодирование и защиту данных,
o поиск, классификацию, сравнение, анализ и синтез данных,
o хранение и передачу данных,
o передачу и сортировку данных,
o получение и распространение данных.
14. Поиском информации является:
o получение информации по электронной почте,
o передача информации на большие расстояния с помощью компьютерных сетей,
o получение информации при наблюдении за реальной действительностью, при использовании каталогов, архивов, справочных систем, баз данных и т.д.,
o кодирование или перевод текстов на другой язык,
o сортировка и систематизация информации.
15. Примером передачи информации может служить процесс:
o отправления телеграммы,
o запроса к базе данных,
o поиска необходимого слова в словаре,
o коллекционирование марок,
o проверки ошибок в диктанте.
16. Обмен информацией - это:
o выполнение домашней работы по физике,
o наблюдение за поведением рыб в аквариуме,
o прослушивание радиопередачи,
o разговор по телефону,
o просмотр видеофильма.
17. Средством представления информации на бумаге НЕ может быть:
o буква,
o знак,
o сигнал,
o цифра,
o символ.
18. К числу средств массовой информации относят:
o систему теле- и радиовещания,
o компьютер,
o телефонные сети,
o телеграф,
o систему почтовой связи.
19. Перевод текста с английского языка на русский можно назвать информационным процессом:
o передачи информации,
o поиска информации,
o обработки информации,
o хранения информации,
o классификации информации.
20. Основным носителем информации, а также и средством ее хранения в конце XX века являлась (являлись):
o бумага,
o кино- и фотопленка,
o магнитная лента,
o дискета, жесткий диск,
o лазерные компакт-диски.
21. Первым средством передачи информации на большие расстояния принято считать:
o радиосвязь,
o электрический телеграф,
o телефон,
o почту,
o компьютерные сети.
22. Естественный язык - это естественно возникшая система:
o различных знаков и обозначений,
o обозначений предметов окружающей действительности,
o звуковых и грамматических средств общения,
o быстрого обмена информацией,
o обработки информации
23. Английский язык относится:
o к искусственным языкам,
o к процедурным языкам программирования,
o к естественным языкам,
o к языкам логического программирования,
o к графическим языкам.
24. К формальным языкам можно отнести:
o разговорный язык,
o язык программирования,
o язык жестов,
o язык музыки,
o язык танца.
25. К свойству информации НЕ относится:
o доступность,
o полезность,
o активность
o достоверность,
o полнота.
Тест 3. Единицы измерения информации
В тесте необходимо выбрать только ОДИН ответ из предложенных вариантов.
Выполнять тест лучше самостоятельно, без применения конспектов, учебников и прочей вспомогательной литературы.
Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в одном из состояний ("включено", "выключено", "мигает"). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 200 различных сигналов?
Азбука Морзе позволяет кодировать символы радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее трех и не более шести сигналов (точек и тире)?