Права клиента на получение информации об осуществляемом проекте

Статья 24
Исследователь должен ясно указать клиенту, какую часть проекта будут осуществлять субподрядчики и в случае запроса клиента назвать этих субподрядчиков

Статья 25
По желанию клиент или его полномочный представитель могут присутствовать при проведении ограниченного числа интервью, чтобы оценить профессиональный уровень проводимых полевых работ. При некоторых видах исследований (например, при панельных исследованиях) может потребоваться предварительное согласие информатора на присутствие такого наблюдателя. Клиент должен компенсировать исследователю все расходы, связанные с желанием присутствовать при интервью, поскольку его осуществление может помешать, задержать или увеличить стоимость полевых исследований. Если опросы проводятся сразу для нескольких клиентов, исследователь может потребовать, чтобы был назначен один, независимый от других клиентов наблюдатель, которому доверено проверять качество проводимых полевых исследований.

Статья 26
Если два или более исследований комбинируются в одном интервью, или одно исследование выполняется по поручению более чем одного клиента, или результаты исследования будут доступны на основе подписки другим потенциальным клиентам, то каждый из заинтересованных клиентов должен быть извещен заранее, что данные исследования и услуга не предлагаются на исключительной основе. Идентификация других клиентов или потенциальных клиентов в данном случае необязательна.

Исследования по заказам нескольких клиентов

Статья 27
Клиент не может предоставлять кому-либо результат исследования, проводимого для многих клиентов, без предварительного получения на это согласия исследователя (это положение также относится к консультантам и советникам клиента).

Опубликование результатов

Статья 28
Отчетами и другими записями, относящимися к маркетинговому исследованию, должны, как правило, пользоваться исключительно клиент, его консультанты и советники. В контракте между исследователем и клиентом должно быть оговорено право собственности на результаты исследования, а также содержаться другие договоренности в отношении последующей публикации этих результатов в более общей форме. Если клиент при отсутствии такой специальной договоренности намерен использовать полностью или частично результаты исследования в более широком обращении, то а) клиент должен договориться заранее с исследователем о форме и содержании публикации или извещения, если же клиент и исследователь не могут достичь соглашения по этому вопросу, то исследователь имеет право не разрешать ссылку на его имя в связи с данным исследованием,
б) при более широком распространении результатов исследования клиент должен в то же время указать сведения, перечисленные в ст. 33. В случае невыполнения последнего условия исследователь имеет право сам сообщить сведения любому получателю результатов данного исследования,
в) клиент должен сделать все возможное, чтобы избежать искажения результатов исследования, а также ссылок на эти результаты вне их действительного контекста.

Статья 29
Исследователи не могут использовать свои имена в качестве гарантии того, что конкретное маркетинговое исследование было проведено в соответствии с данным Кодексом, до тех пор, пока они не будут полностью уверены, что исследование во всех отношениях проверено на строгое соответствие Кодексу.

Статья 30
При отсутствии в контракте соответствующей оговорки клиент не имеет права на исключительное использование материалов исследования полностью или частично.

Д. Требования к отчету

Статья 31
Исследователь при представлении результатов исследования (независимо от того, является ли оно устным, письменным или любым другим) должен четко разделять результаты как таковые и свою личную интерпретацию данных, равно как и свои рекомендации.

Статья 32
Любой отчет по маркетинговому исследованию должен содержать разъяснение пунктов, перечисленных в ст.33, или ссылку на другой имеющийся документ, содержащий все эти пункты. Единственным исключением этой статьи является случай, когда между клиентом и исследователем имеется предварительная договоренность об отсутствии необходимости включения этой информации в официальный отчет или другой документ. Любая такая договоренность не должна лишать клиента права получать эту информацию по непосредственному запросу. Это исключение не должно также действовать в тех случаях, когда отчеты и выводы опубликованы (полностью или частично) или переданы другим лицам, а не только клиенту.

Статья 33
В отчет по проведенному исследованию должна быть включена следующая информация:
Основные данные
а) для кого и кем проводились исследования;
б) цель исследования;
в) имена субподрядчиков и консультантов, проводивших любую существенную часть исследования;
Предмет исследования
г) описание предполагаемого и фактического охвата проблем,
д) размер, характер и география предмета исследования, объем собранных данных;
е) детали метода изучения предмета исследования, а также использованные методы оценки;
ж) данные об уровне респонса, т.е. отношения количества ответов к количеству вопросов (если это технически возможно), и комментарии по поводу возможного искажения результатов из-за отсутствия ответов на заданные вопросы.
Сбор данных
з) описание метода, с помощью которого проводился сбор информации ( личное интервью, письменные анкеты, телефонные интервью, групповое обсуждение, использование механических записывающих устройств, наблюдение или другие методы),
и) точное описание штата сотрудников, проводивших полевые исследования, методы контроля за качеством проведенных полевых исследований,
к) методы привлечения информаторов и общая характеристика использованной мотивации, обеспечивающей сотрудничество информаторов с исследователями,
л) период времени, когда проводились полевые исследования;
м) в случае кабинетных исследований - точное указание источников информации и оценка их надежности;
Представление результатов
н) важнейшие выводы, полученные в результате исследования,
о) база вычисленных процентов;
п) общие указания относительно статистических границ допустимых погрешностей в отношении основных итогов, а также статистически значимых различий между ключевыми параметрами,
р) использованные анкеты и другие важные материалы.

Е. Применение Кодекса

Статья 34
Любое лицо или организация, вовлеченные или участвующие в маркетинговых исследованиях или предлагающие проводить их, обязаны активно применять правила этого Кодекса.

Статья 35.
О любом серьезном нарушении Кодекса со стороны отдельной страны следует немедленно сообщить в национальную организацию, которая приняла данный Кодекс. Эта национальная организация, выражающая интересы своих участников, отвечает в первую очередь за рассмотрение и выполнение решения по каждому случаю нарушения. В тех странах, где такой организации нет, ее необходимо создать как можно скорее. Национальная организация должна принимать меры, которые она считает справедливыми, и следить за соблюдением настоящего Кодекса, а также соответствующих национальных кодексов по маркетинговым исследованиям и законов своей страны. Важно, чтобы о любом принятом решении по этой статье сообщалось в секретариаты МТП и ЕСОМАР без указания названий заинтересованных сторон.

Статья 36
В случае, если:
а) такая национальная организация не существует, или
6) такая национальная организация по каким-либо причинам не может принять решения или не в состоянии интерпретировать настоящий Кодекс, или
в) какая-либо заинтересованная сторона желает обратиться для решения вопроса в международную организацию, или
г) данная проблема вовлекает представителей из разных стран (например, при исполнении международного маркетингового исследования), тогда вопрос передается в секретариаты МТП и ЕСОМАР, которые проводят консультации с заинтересованными сторонами по предмету спора. Там, где неформальное разрешение проблемы оказалось невозможным, оба секретариата создают специальный орган совместно с МТП и ЕСОМАР с целью разрешения возникшей проблемы.

Наши рекомендации