Для экзаменов и зачетов по политологии
1. Предмет политологии, ее функции и методы.
2. Место политологии в системе общественных наук. Понятийный аппарат политологии.
3. Прикладная и сравнительная политология.
4. Основные этапы развития политологии.
5. Политическая мысль Древнего мира и эпохи средневековья.
6. Политическая мысль эпохи Возрождения и Просвещения.
7. Политические идеи конца XYIII - начала XX вв.
8. Российская политическая мысль X-XYIII вв. Славянофилы и западники.
9. Политическая мысль в России в XIX - начале XX в.
10. Бихевиоризм и необихевиоризм.
11. Зарубежные политологические школы.
12. Понятие, содержание и виды политики.
13. Политическая жизнь общества. Место и роль политики в жизни общества.
14. Политика и экономика, их соотношение в различных политических режимах.
15. Политика и мораль. Цели политики и средства их достижения.
16. Политические интересы.
17. Политические отношения. Общечеловеческое и классовое в политике.
18. Политика как система деятельности.
19. Субъекты и объекты политики.
20. Человек как субъект и объект политики.
21. Политическая социализация и политическая структура человека.
22. Формы и способы участия граждан в политике.
23. Политическая власть: общественная сущность и типология.
24. Механизмы осуществления политической власти.
25. Система власти в Нижегородской области.
26. Роль лоббизма в политике.
27. Формы, методы и особенности российского лоббизма.
28. Теория политических элит.
29. Характеристика правящей элиты России.
30. Политическое лидерство.
31. Механизм осуществления политического лидерства.
32. Демократия и ее основные ценности.
33. Современные модели демократии.
34. Тоталитаризм и авторитаризм как антиподы демократии.
35. Теория политических систем.
36. Демократические политические режимы.
37. Недемократические политические режимы.
38. Политическая система и политический режим России.
39. Государство - основной институт политической системы.
40. Типы государств, их эволюция в современных условиях.
41. Проблемы формирования правового государства в России.
42. Гражданское общество: становление и качественные характеристики.
43. Институты гражданского общества. Группы давления.
44. Проблемы перехода России от тоталитаризма к демократии.
45. Политические партии: понятие, сущность, классификация.
46. Общественно-политические движения.
47. Становление многопартийности в России.
48. Политические конфликты и кризисы.
49. Методы предотвращения и преодоления политических кризисов и конфликтов.
50. Политическое сознание.
51. Политическая культура.
52. Политическая идеология: закономерности функционирования.
53. Либеральная и консервативная идеологии.
54. Коммунистическая и социал-демократическая идеологии.
55. Национализм и национал-социализм.
56. Средства массовой информации и политика.
57. Общественное мнение в политике.
58. Внешняя политика.
59. Национальные интересы.
60. Мировое сообщество как система отношений между государствами и народами.
61. Геополитика.
62. Место и роль России в современном мире.
Тематический учебный план курса «Политология» для студентов заочного отделения всех факультетов
№ п/п | Наименование темы | Лекции | Групповые занятия |
1. | Введение в предмет. Становление и основные этапы развития политологии | ||
2. | Политика, политические интересы и политические отношения. Политика как система деятельности | ||
3. | Контент-анализ политических текстов и документов | ||
4. | Политические системы и режимы | ||
5. | Проблемы становления демократического, гражданского общества в России | ||
6. | Политические партии, движения и общественные объединения | ||
7. | Политическое сознание и политическая культура | ||
8. | Политическая идеология современности | ||
9. | Мировой политический процесс, сущность и тенденции | ||
10. | Место и роль России в современном мире (итоговая конференция) | ||
Всего: 18 6 |
Контрольные задания для студентов заочного отделения НКИ (всех специальностей)
Контрольные задания по политологии для студентов заочного отделения предусматривают использование в процессе их выполнения основных функций политической науки: анализа, прогноза, моделирования политических процессов и явлений.
К каждому заданию прилагается список литературы, большая часть которой имеется в фондах библиотеки НКИ.
Содержание заданий главным образом сконцентрировано на формировании у студентов навыков работы с источниками (текстами хрестоматии, политическими программами, заявлениями, манифестами), умений политологического анализа (в т. ч. контент-анализа) прошедших и текущих политических событий, выделения в их рамках основополагающих тенденций.
В конце работы над заданием студент должен попытаться сделать обобщающий вывод (выводы), содержащие эксклюзивное авторское отношение к рассматриваемой проблеме.
Уровень выполнения заданий оценивается по классической пятибалльной системе. Работы, выполненные на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» сопровождается подробными рецензиями проверяющего преподавателя с конкретными замечаниями и рекомендациями по их устранению.
Задания распределяются по первым буквам фамилии студента следующим образом:
I задание – А, Я, З
II задание – Б, Ю, Ф
III задание – В, Э, Щ
IV задание – Г, Ш
V задание – Д, Ч
VI задание – К, У
VII задание – Ж, С
VIII задание – Е, Ц
IХ задание – И, П
Х задание – М, Р
ХI задание – Л, Х
Задания № 1-8 предусматривают проведение контент-анализа предлагаемых ниже программных документов (или отдельных их разделов) российских политических партий и общественно-политических объединений, являющихся значимыми субъектами (акторами) политики в нашей стране.
Задание 1: проведите контент-анализ содержания программы Коммунистической партии РФ.
Задание 2: проведите контент-анализ содержания программы партии «Единство».
Задание 3: проведите контент-анализ содержания прграммы Либерально-демократической партии России (ЛДПР).
Задание 4: проведите контент-анализ политического заявления коалиции «Правое дело».
Задание 5: проведите контент-анализ содержания разделов программы объединения «Отечество – Вся Россия».
Задание 6: проведите контент-анализ содержания разделов программы общероссийской политической общественной организации «Яблоко».
Задание 7: проведите контент-анализ содержания манифеста национал-патриотической организации «Русское национальное единство» (РНЕ).
Задание 8: проведите контент-анализ содержания разделов программы (свободный вариант по выбору студента).
Для формализации полученных данных и их обобщения в процессе выполнения заданий 1-8 используйте методику контент-анализа программных документов:
оценка содержания программ осуществляется по трем основным блокам (политический, экономический, социальный), в каждом из которых выделяется несколько подпроблем. Данные контент-анализа заносятся в Таблицу I следующими условными обозначениями:
1 – подпроблема не обозначена;
2 – подпроблема названа;
3 – подпроблема названа и указаны конкретные меры или условия для ее решения;
4 – подпроблема выделена крупным шрифтом и (или) отдельным обзацем, т. е. ей уделяется особое место.
В Таблице II характеризуется объем содержательного блока в тексте программы. Для этого используется следующие условные обозначения:
I – данный содержательный блок занимает менее 20% объема программы;
II – блок занимает от 20 до 25%;
III – блок занимает более 25, но менее 50%;
IV – блок занимает 50 и более % от всего объема программы.
Таблица I
Блоки программы (с подпроблемами) | Степень обозначенности подпроблемы (в условных единицах) | |||
Политический блок | ||||
- опасность гражданской войны | ||||
- отношение к новой Конституции РФ | ||||
- усиление роли мафиозных структур в жизни общества | ||||
- положение русскоязычного населения в ближнем зарубежье | ||||
- некомпетентность и непорядочность властей | ||||
- угроза распада России, межнациональные конфликты | ||||
- несовершенство законодательства | ||||
- опасность коммунистического реванша | ||||
- опасность национал-радикализма | ||||
- соотношение прав центра и регионов | ||||
- иные подпроблемы | ||||
Экономический блок | ||||
- преодоление экономического кризиса | ||||
- чрезмерная имущественная дифференциация общества | ||||
- превращение России в сырьевой придаток развитых стран | ||||
- насильственная капитализация страны | ||||
- угроза безработицы | ||||
- частная собственность на землю | ||||
- инфляция | ||||
- экологические проблемы | ||||
- иные подпроблемы | ||||
Социальный блок | ||||
- рост социальной незащищенности | ||||
- снижение качества образования | ||||
- коммерциализация средств массовой информации | ||||
- падение уровня нравственности в обществе, бездуховность | ||||
- снижение качества медицинского обслуживания | ||||
- снижение уровня личной имущественной безопасности | ||||
- иные подпроблемы |
Таблица II
Наименование блока | Объем содержательного блока в тексте программы (в условных единицах) | |||
Политический | ||||
Экономический | ||||
Социальный |
Для облегчения качественной интерпретации полученных количественных данных студентам рекомендуется заполнить «бланк оценки программы», выделив степень содержания предложенного утверждения:
БЛАНК ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ
1. Вопросы, содержащиеся в программе затрагивают дальнейшую судьбу всего общества: