Для экзаменов и зачетов по политологии

1. Предмет политологии, ее функции и методы.

2. Место политологии в системе общественных наук. Понятийный аппарат политологии.

3. Прикладная и сравнительная политология.

4. Основные этапы развития политологии.

5. Политическая мысль Древнего мира и эпохи средневековья.

6. Политическая мысль эпохи Возрождения и Просвещения.

7. Политические идеи конца XYIII - начала XX вв.

8. Российская политическая мысль X-XYIII вв. Славянофилы и западники.

9. Политическая мысль в России в XIX - начале XX в.

10. Бихевиоризм и необихевиоризм.

11. Зарубежные политологические школы.

12. Понятие, содержание и виды политики.

13. Политическая жизнь общества. Место и роль политики в жизни общества.

14. Политика и экономика, их соотношение в различных политических режимах.

15. Политика и мораль. Цели политики и средства их достижения.

16. Политические интересы.

17. Политические отношения. Общечеловеческое и классовое в политике.

18. Политика как система деятельности.

19. Субъекты и объекты политики.

20. Человек как субъект и объект политики.

21. Политическая социализация и политическая структура человека.

22. Формы и способы участия граждан в политике.

23. Политическая власть: общественная сущность и типология.

24. Механизмы осуществления политической власти.

25. Система власти в Нижегородской области.

26. Роль лоббизма в политике.

27. Формы, методы и особенности российского лоббизма.

28. Теория политических элит.

29. Характеристика правящей элиты России.

30. Политическое лидерство.

31. Механизм осуществления политического лидерства.

32. Демократия и ее основные ценности.

33. Современные модели демократии.

34. Тоталитаризм и авторитаризм как антиподы демократии.

35. Теория политических систем.

36. Демократические политические режимы.

37. Недемократические политические режимы.

38. Политическая система и политический режим России.

39. Государство - основной институт политической системы.

40. Типы государств, их эволюция в современных условиях.

41. Проблемы формирования правового государства в России.

42. Гражданское общество: становление и качественные характеристики.

43. Институты гражданского общества. Группы давления.

44. Проблемы перехода России от тоталитаризма к демократии.

45. Политические партии: понятие, сущность, классификация.

46. Общественно-политические движения.

47. Становление многопартийности в России.

48. Политические конфликты и кризисы.

49. Методы предотвращения и преодоления политических кризисов и конфликтов.

50. Политическое сознание.

51. Политическая культура.

52. Политическая идеология: закономерности функционирования.

53. Либеральная и консервативная идеологии.

54. Коммунистическая и социал-демократическая идеологии.

55. Национализм и национал-социализм.

56. Средства массовой информации и политика.

57. Общественное мнение в политике.

58. Внешняя политика.

59. Национальные интересы.

60. Мировое сообщество как система отношений между государствами и народами.

61. Геополитика.

62. Место и роль России в современном мире.

Тематический учебный план курса «Политология» для студентов заочного отделения всех факультетов

№ п/п Наименование темы Лекции Групповые занятия
1. Введение в предмет. Становление и основные этапы развития политологии  
2. Политика, политические интересы и политические отношения. Политика как система деятельности    
3. Контент-анализ политических текстов и документов  
4. Политические системы и режимы  
5. Проблемы становления демократического, гражданского общества в России  
6. Политические партии, движения и общественные объединения  
7. Политическое сознание и политическая культура  
8. Политическая идеология современности  
9. Мировой политический процесс, сущность и тенденции  
10. Место и роль России в современном мире (итоговая конференция)  
Всего: 18 6

Контрольные задания для студентов заочного отделения НКИ (всех специальностей)

Контрольные задания по политологии для студентов заочного отделения предусматривают использование в процессе их выполнения основных функций политической науки: анализа, прогноза, моделирования политических процессов и явлений.

К каждому заданию прилагается список литературы, большая часть которой имеется в фондах библиотеки НКИ.

Содержание заданий главным образом сконцентрировано на формировании у студентов навыков работы с источниками (текстами хрестоматии, политическими программами, заявлениями, манифестами), умений политологического анализа (в т. ч. контент-анализа) прошедших и текущих политических событий, выделения в их рамках основополагающих тенденций.

В конце работы над заданием студент должен попытаться сделать обобщающий вывод (выводы), содержащие эксклюзивное авторское отношение к рассматриваемой проблеме.

Уровень выполнения заданий оценивается по классической пятибалльной системе. Работы, выполненные на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» сопровождается подробными рецензиями проверяющего преподавателя с конкретными замечаниями и рекомендациями по их устранению.

Задания распределяются по первым буквам фамилии студента следующим образом:

I задание – А, Я, З

II задание – Б, Ю, Ф

III задание – В, Э, Щ

IV задание – Г, Ш

V задание – Д, Ч

VI задание – К, У

VII задание – Ж, С

VIII задание – Е, Ц

IХ задание – И, П

Х задание – М, Р

ХI задание – Л, Х

Задания № 1-8 предусматривают проведение контент-анализа предлагаемых ниже программных документов (или отдельных их разделов) российских политических партий и общественно-политических объединений, являющихся значимыми субъектами (акторами) политики в нашей стране.

Задание 1: проведите контент-анализ содержания программы Коммунистической партии РФ.

Задание 2: проведите контент-анализ содержания программы партии «Единство».

Задание 3: проведите контент-анализ содержания прграммы Либерально-демократической партии России (ЛДПР).

Задание 4: проведите контент-анализ политического заявления коалиции «Правое дело».

Задание 5: проведите контент-анализ содержания разделов программы объединения «Отечество – Вся Россия».

Задание 6: проведите контент-анализ содержания разделов программы общероссийской политической общественной организации «Яблоко».

Задание 7: проведите контент-анализ содержания манифеста национал-патриотической организации «Русское национальное единство» (РНЕ).

Задание 8: проведите контент-анализ содержания разделов программы (свободный вариант по выбору студента).

Для формализации полученных данных и их обобщения в процессе выполнения заданий 1-8 используйте методику контент-анализа программных документов:

оценка содержания программ осуществляется по трем основным блокам (политический, экономический, социальный), в каждом из которых выделяется несколько подпроблем. Данные контент-анализа заносятся в Таблицу I следующими условными обозначениями:

1 – подпроблема не обозначена;

2 – подпроблема названа;

3 – подпроблема названа и указаны конкретные меры или условия для ее решения;

4 – подпроблема выделена крупным шрифтом и (или) отдельным обзацем, т. е. ей уделяется особое место.

В Таблице II характеризуется объем содержательного блока в тексте программы. Для этого используется следующие условные обозначения:

I – данный содержательный блок занимает менее 20% объема программы;

II – блок занимает от 20 до 25%;

III – блок занимает более 25, но менее 50%;

IV – блок занимает 50 и более % от всего объема программы.

Таблица I

Блоки программы (с подпроблемами) Степень обозначенности подпроблемы (в условных единицах)
Политический блок
- опасность гражданской войны        
- отношение к новой Конституции РФ        
- усиление роли мафиозных структур в жизни общества        
- положение русскоязычного населения в ближнем зарубежье        
- некомпетентность и непорядочность властей        
- угроза распада России, межнациональные конфликты        
- несовершенство законодательства        
- опасность коммунистического реванша        
- опасность национал-радикализма        
- соотношение прав центра и регионов        
- иные подпроблемы        
Экономический блок
- преодоление экономического кризиса        
- чрезмерная имущественная дифференциация общества        
- превращение России в сырьевой придаток развитых стран        
- насильственная капитализация страны        
- угроза безработицы        
- частная собственность на землю        
- инфляция        
- экологические проблемы        
- иные подпроблемы        
Социальный блок
- рост социальной незащищенности        
- снижение качества образования        
- коммерциализация средств массовой информации        
- падение уровня нравственности в обществе, бездуховность        
- снижение качества медицинского обслуживания        
- снижение уровня личной имущественной безопасности        
- иные подпроблемы        

Таблица II

Наименование блока Объем содержательного блока в тексте программы (в условных единицах)
Политический        
Экономический        
Социальный        

Для облегчения качественной интерпретации полученных количественных данных студентам рекомендуется заполнить «бланк оценки программы», выделив степень содержания предложенного утверждения:

БЛАНК ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ

1. Вопросы, содержащиеся в программе затрагивают дальнейшую судьбу всего общества:

Наши рекомендации