Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 31
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический мыслитель. Работы: ォРазмышления о причинах величия и падения римлянサ, ォО духе законовサ и др. При рассмотрении политики и власти широко внедрил многофакторный подход, показывая обусловленность политико-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов и подчеркивая необходимость их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов. Особую роль Монтескье придавал
географическим факторам (размер территории государства, расположение страны и т.д.), поэтому его относят к основателям ォгеографическогодетермин измаサ.
Французский мыслитель широко известен в политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в обществе. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупотребляют властью. Но по опыту веков известно, подчеркивает Монтескье, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. ォЧтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг другаサ. Таким образом, одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Монтескье, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Для политической свободы, как показывает Монтескье, необходимо также и особое состояние общества, т.е. наличие в нем таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и
могли защитить ее от посягательств власти. ォУничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство ... деспотическоеサ.
Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский философ и политический мыслитель, родился в Швейцарии и называл себя гражданином Женевы. С 1742 г. он связывает свою жизнь с Парижем, здесь появляют-
ся и приобретают широкую известность его работы. Для политической науки важными являются: ォРассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьмиサ, ォО политической экономииサ, ォОб общественном договоре, или принципы политического праваサ. Руссо жил в пе-
Раздел I. Историко-методологическое введение
Период бурного развития науки и промышленности в Европе. Однако подавляющая часть населения новой Европы не имела доступа к благам цивилизации, не имела возможности противостоять давлению власти,
тем более контролировать или ограничивать власть. Власть все более явно выступала тормозом социального прогресса, власть становится источником нарастающих проблем и конфликтов. Анализируя эти реаль-
ности, Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет — вот формула управления государством в теории Руссо. И в этом проявляется демократизм политической теории Руссо Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического
завершения английскую идею суверенитета народа: если Локк к воле народа обращается в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа — константа политического процесса,
основополагающее регулятивное начало государства. Как в теориях средневековья государство управляло от имени Бога, так у Руссо оно управляет от имени общей воли. ォРодился новый Богサ — так оценил
идею Руссо франзузский писатель XX в. Альбер Камю. Видимо Камю
хотел подчеркнуть, что идея народного суверенитета столь же иррациональна, как и вера в Бога1.
Но руссоистская воля большинства исключала все другие интересы из сферы влияния на государство и тем самым защиты групповых интересов, интересов отдельного человека с помощью государства и этот ас-
пект концепции, столь привлекательной на первый взгляд (воля большинства как основа политики), вскоре был подвергнут резкой критике2.
Мы же подчеркнем, что в концепции Руссо сфера политики ограничивается до минимума, поскольку исчезает проблема согласования интересов. Принцип властвования большинства выступает как определяющее начало в отношениях ォобщество — властьサ и как принцип 1 См.: Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990. — С.207.
2 Известный французский теоретик либерализма Б. Констан в начале XIX в. писал о Руссо: ォПеренося в наши времена понятия общественной власти и коллективного суверенитета, принадлежащие другим эпохам, этот великий гений, вдохновленный любовью к свободе, создал тем не менее пагубные предпосылки для
нескольких видов тиранииサ. См.: Б. Констан. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. — 1993. — №2.