Глава 1. современное правопонимание
Кафедра юриспруденция
Дистанционное
Обучение
Аминов И.И.
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебно-практическое пособие
Для всех специальностей и всех форм обучения
Часть 1
Www.msta.ru
Москва - 2005
УДК 34 О 35
© Аминов И.И. Правоведение.
Учебно-практическое пособие. - М.,МГУТУ, 2005
Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО,
Изложены основы правовых знаний в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Рассмотрены такие разделы права, как: конституционное, административное, налоговое, гражданское, семейное, уголовное, экологическое, муниципальное и др. Пособие позволяет приобрести правовую культуру, необходимую для жизни в современном обществе.
Для студентов и аспирантов вузов и факультетов неюридического профиля, а также всех интересующихся вопросами права.
Автор: Аминов Илья Исакович
Рецензент: доцент, к.ю.н. Цветков В.Л., Академия управления МВД России доцент, к.ю.н. Ушаков С.И., Академия управления МВД России
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2005 109004, Москва, Земляной вал, 73
Юрис.-39..22.0605.зчн.скр. Юрис.-39.22.0605.вчр.плн. Юрис.-39.22.0605.вчр.скр. Юрис.-39.22.0605.зчн.плн. Юрис.-39.22.0605.очн..плн. | Юрис. –39.22.0606.зчн.скр. Юрис .-3922.0606.вчр.плн. Юрис. –39.22.0606.вчр.скр. Юрис. –39.22.0606.зчн.плн. Юрис.-39.22.0606.очн..плн. | Юрис.-.39.22.0608.зчн.скр. Юрис.-39.22.0608.вчр.плн. Юрис.-39.22.0608.вчр.скр. Юрис.-39.22.0608.зчн.плн. Юрис -39.22.0608.очн..плн. | Юрис.-.39.22.0702.зчн.скр. Юрис.-39.22.0702.вчр.плн Юрис.-39.22.0702.вчр.скр. Юрис.-39.22.0702.зчн.плн. Юрис.39.22.0702.очн..плн. | Юрис.-.39.22.3510.зчн.скр. Юрис.-.39.22.3510.вчр.плн. Юрис.-.3922.3510.вчр.скр. Юрис.-.39.22.3510.зчн.плн. Юрис.-.39.22.3510.очн..плн. |
Юрис.-.39..22.0204.зчн.скр. Юрис.-.39.22.0204.вчр.плн. Юрис.-.39.22.0204.вчр.скр. Юрис.-.39.22.0204.зчн.плн. Юрис.-39.22.0204.очн..плн. | Юрис.-.39.22.0604.зчн.скр. Юрис.-.39.22.0604.вчр.плн. Юрис.-.39.22.0604.вчр.скр. Юрис.-.39.22.0604.зчн.плн. Юрис.-39.22.0604.очн..плн. | Юрис.-.39.22.0611.зчн.скр. Юрис.-.39.22.0611.вчр.плн. Юрис.-.39.22.0611.вчр.скр. Юрис.-.39.22.0611.зчн.плн. Юрис.-.39.220611.очн..плн. | Юрис.-.39.22.0135.зчн.скр. Юрис.-.39.22.0135.вчр.плн Юрис.-.39.22.0135.вчр.скр. Юрис.-39.22.0135.зчн.плн. Юрис.-.39.22.0135.очн..пл | Юрис.-.39.22.3513.зчн.скр. Юрис.-.39.22.3513.вчр.плн. Юрис.-.39.22.3513.вчр.скр. Юрис.-.39.22.3513.зчн.плн. Юрис.-.39.22.3513.очн..плн. |
Юрис.-.39.22.2701.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2701.вчр.плн. Юрис.-.39.22.2701.вчр.скр. Юрис.-.39.22.2701.зчн.плн. Юрис.-39.22.2701.очн..плн. | Юрис.-.39.22.3117.зчн.скр. Юрис.-.39.22.3117.вчр.плн. Юрис.-.39.22..3117.вчр.скр. Юрис.-.39.22.3117.зчн.плн. Юрис.-.39.22.3117.очн.плн. | Юрис.-.39.22.3511.зчн.скр. Юрис.-.39.22.3511.вчр.плн. Юрис.-.39.22.3511вчр.скр. Юрис.-.39.22.3511.зчн.плн. Юрис.-.39.22.3511.очн.плн. | Юрис.-.39.22.2701.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2701.вчр.плн Юрис.-.39.22.2701.вчр.скр. Юрис.-39.22.2701.зчн.плн. Юрис.-.39.22.2701.очн..пл | Юрис.-.39.22.2703.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2703.вчр.плн. Юрис.-.39.22.2703.вчр.скр. Юрис.-.39.22.2703.зчн.плн. Юрис.-.39.22. 2703.очн..плн. |
Юрис.-.39.22.2704.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2704.вчр.плн. Юрис.-.3922.2704.вчр.скр. Юрис.-.39.22.2704.зчн.плн. Юрис.-39.22.2704.очн..плн. | Юрис.-.39.22.2705.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2705.вчр.плн. Юрис.-.39.22.2705.вчр.скр. Юрис.-.39.22.2705.зчн.плн. Юрис.-39.22.2705.очн..плн. | Юрис.-39.22.2707.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2707.вчр.плн. Юрис.-.39.22.2707.вчр.скр. Юрис.-.39.22.2707.зчн.плн. Юрис.-39.22.2707.очн..плн. | Юрис.-.39.22.2708.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2708.вчр.плн Юрис.-.39.22.2708.вчр.скр. Юрис.-39.22.2708.зчн.плн. Юрис.-.39.22.2708.очн..пл | Юрис.-.39.22.2710.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2710.вчр.плн. Юрис.-.39.22.2710.вчр.скр. Юрис.-.39.22.2710.зчн.плн. Юрис.-.39.22. 2710.очн..плн. |
Юрис.-.39.22.2712.зчн.скр. Юрис.-39.22.2712.вчр.плн. Юрис.-.39.22.2712.вчр.скр. Юрис.-.39.22.2712.зчн.плн. Юрис.-39.22.2712.очн..плн. | Юрис.-.39.22.2713.зчн.скр. Юрис.-.39.22.2713.вчр.плн. Юрис.-.39.22.2713.вчр.скр. Юрис.-.39.22..2713.зчн.плн. Юрис.-39.22.2713.очн..плн. | Юрис.-39.22.2102.зчн.скр. Юрис.-39.22.2102. вчр.плн. Юрис.-39.22.2102.вчр.скр. Юрис.-39.22.2102 знч.плн. Юрис.-39.22.2102.очн.плн. | Юрис.-39.22.1706.зчн.скр. Юрис.-39.22.1706.вчр.плн. Юрис.-39.22.1706.вчр.скр. Юрис.-39.22.1706 знч.плн. Юрис.-39.22.1706.очн.плн. | Юрис.-39.22.2202.зчн.скр. Юрис.-39.22.2202. вчр.плн. Юрис.-39.22.2202.вчр.скр. Юрис.-39.22.2202 знч.плн. Юрис.-39.22.2202.очн.плн. |
Содержание
Введение…………………………………………….4
Глава 1. Современное правопонимание …………7
Тест № 1……………………………………………21
Глава 2. Конституционное право………………...24
Тест № 2……………………………………………59
Глава 3. Гражданское право.……………………...61
Введение
Право, как и всякая наука, изучает определенную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д.
В реальной жизни право выступает в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются или санкционируются государством. Таким образом, между правом и государством существует неразрывная связь.
Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй — древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой.
Чтобы иметь возможность производить необходимые материальные блага, люди стали объединяться для совместной деятельности и для взаимного обмена результатами своей деятельности. При этом люди вступали между собой в определенные связи и отношения, а в рамках этих общественных связей и отношений складывались их отношение к природе, процессу производства, а также экономические отношения. Эти производственно-экономические отношения выражали отношения людей к средствам производства, т. е. к собственности.
Отношения собственности начинают пронизывать все сферы экономических отношений — производства, обмена, распределения и потребления материальных благ — и обусловливать распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства, т. е. обусловливать классовую структуру общества.
С разделением человеческого общества на классы появились государство и право.
Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.
С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу: новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие от старых.
Новые обычные нормы, которые возникли в период разложения первобытнообщинного строя, противоположны духу примитивного социального равенства старых обычаев, они пробили брешь в родовом строе, утвердили дух фактического неравенства. Но только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно вытеснилось писанными законами государства.
Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем предписания, защищающие интересы политических сил, находящихся у власти, и санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Таким образом, наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства, т. е. государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.
Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим условиям производства и обмена.
Нормы права общеобязательны в силу возможности государственного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; носят общий характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; они формализованы, т. е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах, тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность.
Каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, такова будет и роль права.
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.
Содержание пособия представляет совокупность системы знаний о праве, умений и навыков, овладение которыми способствует повышению правовой культуры
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ
Понятие права
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
С давних времен человечеством предпринимались попытки создать универсальный закон общественных отношений, который бы обеспечивал благополучие его граждан. Так, для христиан основными законами являются заповеди, изложенные в Священном Писании — Библии, для мусульман — мусульманское право, содержащееся в Коране и т. п.
До сих пор изучение библейских заповедей и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждого истинного христианина (мысли святителя Игнатия Брянчанинова).
Основные нравственные обязанности христианина изложены в десяти заповедях Закона Божия.
1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим.
2. Возлюби ближнего своего, как самого себя.
3. Не сотвори себе кумира.
4. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
5. Не убий.
6. Не укради.
7. Не лги.
8. Почитай отца твоего и мать твою.
9. Не прелюбодействуй.
10. Не возжелай чужого и не завидуй.
Позже закон, определяющий и формирующий поведение людей и деятельность их коллективных образований в экономической, политической, духовной, социальной, научно-технической, экологической и иных сферах, получил название «право».
Все мы — самые разнообразные участники самых разнообразных общественных отношений, и в этом проявляется великий и замечательный принцип социализации, который вывел когда-то человека из эволюционной рутины животного мира, придал ему какое-то пока непостижимое предназначение в этом мире.
Для теории права основными являются вопросы о том, каким образом общественные отношения превращаются в правовые, каковы механизм и формы их существования и действенности в этом качестве.
В общем плане ответ сводится к следующему. Регулируя общественные отношения — упорядочивая их, стабилизируя, развивая, изменяя, прекращая, — право придает им новое свойство: превращает их в правовые отношения.
Участники общественных отношений формально, с помощью права наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами, долженствованиями) и превращаются тем самым в субъектов правовых отношений. Общественные отношения наряжаются, таким образом, в правовые одежды, приобретают правовую форму, становятся правовыми.
Общественная природа человеческого общежития сохраняется, но она уже обволакивается в правовую оболочку прав, обязанностей, ответственности и становится правовой природой жизнедеятельности общества. Например, такие социальные отношения, как родственные — между родителями и детьми, между иными родственниками — не исчезают, подвергаясь воздействию права, т.е. не исчезает любовь друг к другу, привычка заботиться друг о друге, не исчезают привязанности, нежность, поддержка и иные прекрасные человеческие качества, но в этот идиллический мир родственных отношений вторгается юридический мир сухих прав и обязанностей, появляются строгие взаимные алиментные обязанности, брачные контракты и т. п. Появляется кодекс — Семейный кодекс, регулирующий сложные отношения воспроизводства человеческого рода. Эти отношения превращаются в брачно-семейные юридические отношения, а их участники — муж, жена, дети, родители — в субъектов правовых отношений. У них как у субъектов появляются правомочия и обязанности по взаимной поддержке, управлению семейным имуществом и т. п. Они уже не только социальные участники отношений, но и носители прав, обязанностей, ответственности, они — субъекты правовых отношений.
Цивилизация, породив право как регулятивную систему на рубеже III—II тыс. до н. э., шагнула в новое, правовое пространство, облачаясь по ходу своего продвижения то в удобное, то в нелепое платье правовых отношений. Социальная плата за правовое стеснение своих желаний и поступков оказалась немалой, но человечество получило за эти издержки и новые возможности для своего выживания, стабилизации, для установления великого правопорядка. Оно овладело социальными ценностями последних трех тысячелетий и поставило их себе на службу, создав не только социальные, но и правовые отношения.
Правовые отношения — это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права, это связь людей, которая состоит в том, что стороны,
вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные.
Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются физические и юридические лица.
Физические лица — это граждане (иностранные граждане, лица без гражданства) как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность — это способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами.
Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юридическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литературы и искусства, изобретения и иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имущественных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет.
До 6 лет ребенок считается недееспособным в силу незрелости психики. С 6 до 14 лет человек обладает дееспособностью малолетних, которая закреплена в ТК РФ. Считается, что в этом возрасте граждане обладают частичной сделкоспособностью и частичной способностью осуществлять гражданские права. Деликтоспособностью они не обладают, т. е. не несут ответственности за причиненный вред. Ответственность за их действия несут родители.
С 14 до 18 лет несовершеннолетние обладают частичной дееспособностью — они могут совершать сделки с письменного согласия родителей (ст. 26 ТК РФ). Часть прав они совершают самостоятельно.
Юридические лица — это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т.д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам.
Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:
правомерное, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;
правонарушение — неисполнение обязанности, установленной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому человеку.
Возникновение, изменение или прекращение правоотношений связано с определенной причиной, которой являются юридические факты. В зависимости от правовых последствий они делятся на:
- правообразующие, которые влекут возникновение правоотношений;
- правоизменяющие, которые влекут изменение прав, обязанностей, например приказ о переводе на другую работу;
- правопрекращающие, которые прекращают правоотношения, например приказ об увольнении.
Юридические факты делятся также на события и действия.
События — юридические факты, с которыми закон связывает возникновение правоотношения. Это естественные, природные явления, не зависящие от воли и сознания людей, например наводнение, землетрясение, рождение и т.д.
Действия — юридические факты, которые совершаются людьми. Они делятся на правомерные (не нарушают закон) и неправомерные (нарушают закон).
Понятие и виды социальных норм.Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т.е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм: естественных, технических, социальных. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.
Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы, из которых для нас, в соответствии с рассматриваемой темой, интерес представляют правовые нормы.
Понятие норм права.Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С помощью правовых норм в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения — экономические, социально-культурные и др.
Норма права — общеобязательное правило постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Опираясь на нормы права, государство формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.
Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.
Право как система правовых документов.Документ (от лат. свидетельство) — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. По содержанию документы делятся на научно-технические (статьи, книги, патенты, чертежи и т.д.), правовые (постановления, указы, договоры, заявления и т.д.), управленческие (приказы, директивы). Документы могут быть изготовлены на традиционной бумажной основе и на технических носителях (магнитных, лазерных дисках, в виде видеограмм и т.д.).
Правовой документ — запись информации по установленной форме, деловая бумага, подтверждающая определенные права ее обладателя.
Правовые документы делятся на документы, составляемые физическими лицами (заявление, жалоба, просьба, предложения), и правовые акты.
Правовой акт — письменный документ, принятый государственным органом, муниципальным органом, организацией, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления, направленный на регулирование общественных отношений.
Правовые акты делятся на нормативные правовые акты и на акты применения норм права. К последним относятся документы, в которых определяется правовое положение человека, например приказ о приеме на работу, приказ об увольнении и т.д.
Нормативный правовой акт.Нормативный правовой акт — это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.
Можно сказать, что право — это совокупность нормативных правовых актов.
По юридической силе, т.е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:
а) федеральные нормативные правовые акты:
• законы, регулирующие наиболее важные вопросы государственной жизни. Такими законами являются: Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законодательства; закон о поправках к Конституции; Федеральный конституционный закон; Федеральный закон;
• указы Президента Российской Федерации, издающиеся на основе и во исполнение Конституции России и законов;
• постановления (нормативно-правовые акты распорядительного характера, принимаемые организацией, действующей на основании коллегиальности) Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;
• приказы (это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации) и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ;
б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:
• Конституция — основной закон республики, определяющий ее статус;
• уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;
• закон субъекта РФ — региональный закон;
• постановления представительного органа субъекта РФ;
• указы президента республики, которые издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;
• постановления правительства субъекта РФ;
• постановления главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;
• приказы, инструкции (нормативный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо деятельность), постановления министерств, ведомств субъектов РФ;
в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления: постановления, распоряжения, приказы;
г) нормативные правовые акты организаций, когда администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоряжения в соответствии со своей компетенцией.
Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, отражающий содержание правовой системы и включающий следующие разделы:
Конституционный строй;
Основы государственного управления;
Гражданское право;
Семья;
Жилище;
Труд и занятость населения;
Социальное обеспечение и социальное страхование;
Финансы;
Хозяйственная деятельность;
Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело;
Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды;
Информация и информатизация;
Образование. Наука. Культура;
Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм;
Оборона;
Безопасность и охрана правопорядка;
Уголовное право. Исполнение наказаний;
Правосудие;
Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат;
Международные отношения. Международное право;
Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и иных званий.
Стадии правотворческой деятельности.Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Выделяют следующие стадии правотворческого процесса:
первая стадия — предзаконодательный процесс (выявляется потребность в регулировании отношений нормами права);
вторая стадия — выбор формы правового акта и разработка проекта;
третья стадия — внесение в Государственную Думу;
четвертая стадия — рассмотрение законопроекта в Государственной Думе и его принятие;
пятая стадия — одобрение закона в Совете Федерации;
шестая стадия — подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Право как правосознание.Право можно рассматривать как одну из форм общественного сознания. Это представление каждого человека о праве, о его реализации. Иначе говоря, правосознание — это форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении.
Структура правосознания включает в себя два элемента:
1) правовую психологию, т.е. систему правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий и привычек, выражающих отношение людей как к действующему праву, так и к желаемым правовым явлениям;
2) правовую идеологию, т.е. систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права).
Правовая психология и правовая идеология служат базой, предпосылкой поведения субъектов правоотношений. Исходя из этого правосознание может быть:
индивидуальным, когда правовое сознание формируется у каждого члена общества под воздействием различных источников (средства массовой информации, рассказы «бывалых» людей, представления, идущие из глубины веков и т.д.);
групповым, под которым понимают отношение к праву различных групп и коллективов;
общественным, которое включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, отражающие типичные свойства правовой действительности того или иного общества.
В зависимости от уровня, глубины отражения действительности правосознание делится:
1) на обыденное, которое складывается стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий людей, их личного опыта и правового образования;
2) профессиональное, которым обладают юристы, специалисты-практики;
3) научное, которое формируется на основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономерностей ее развития.
Право в правовом государстве.Издавна в рамках тех или иных философских систем формулировалось представление о праве, как о сумме естественных прав человека (неотъемлемых условиях самого его существования и воспроизводства) и прав (обозначаемых как законы), созданных или утвержденных государством.
К естественным правам относятся такие, которые носят неизменный и естественный характер, например право на жизнь, на свободу, на собственность. Сюда «включается» и личная безопасность человека, наказание «злодеев» и т. д.
Права, утвержденные государством, называются «позитивными». «Позитивные» права в отличие от естественных прав и свобод человека «даруются» гражданину государством формально, т.е. путем закрепления в законе: право на труд, на жилище, обеспечение в старости и т.д.
Однако различие между естественными и «позитивными» правами в современных условиях теряет свое юридическое значение. Основные права и свободы входят как основное ядро в Конституцию. Поскольку Конституция — это акт прямого действия, то естественные права и свободы обеспечиваются так же, как и иные «позитивные» права, т.е. обычными, юридическими способами. Поэтому можно утверждать, что деление прав и свобод на естественные и «позитивные» теряет ныне свой юридический смысл, происходит сращивание всех прав и свобод в единый комплекс правообеспечения нормальной жизни человека.
Государству совсем не безразлично, как будут складываться взаимоотношения между его гражданами. Обеспечивая функцию руководства обществом, государство устанавливает определенный порядок, правила поведения граждан. Цель таких правил — регулирование взаимоотношений между людьми на основе принципа социальной справедливости. Его реализация означает, что интересы одного человека не должны противоречить интересам другого и общества в целом.
По определению Аристотеля (древнегреческого философа и ученого, жившего в 384—322 гг. до н.э.), справедливость есть равенство для равных людей. Справедливым считается и пропорциональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает.
Равенство отличается от уравнительности. Равенство — установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязанностями, невзирая на естественные различия. От равенства неотделима свобода. Правовое равенство — это равенство свободных людей.
Право рассчитано на свободных людей. Человек в правовых отношениях должен вести себя как свободный человек, и только в этом случае он может привести в действие весь правовой механизм для обеспечения своей свободы.
Право признает людей формально равными, поэтому они имеют одинаковые права на различные материальные блага, однако в силу различных способностей (физических, интеллектуальных и т.д.) люди по-разному используют свои права, достигают разных результатов и, следовательно, живут по-разному.
Правовое государство предполагает обеспечение каждого человека минимальным набором благ, позволяющим человеку вести достойную жизнь независимо от его особенностей: способностей, возраста, состояния здоровья и т. д.
Система права
Право всегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм. Это означает прежде всего согласованность, упорядоченность, внутреннюю непротиворечивость правовых норм. Система права складывается из составных частей: отраслей (например, конституционное, гражданское и другие отрасли права) и институтов (гражданства, купли-продажи, наследования и т.д.), которые различаются по характеру регулируемых общественных отношений.
Для знакомства с системой права рассмотрим ее задачи, функции, структуру и реализацию.
Задачи права. Задачи права представляют собой разновидность социальных задач. Социальная задача — это необходимость осуществить в будущем определенную деятельность.
В любом обществе существует огромное количество противоречивых задач, выдвигаемых разными группами населения. С помощью права общество формирует общие задачи, с которыми в той или иной степени согласно большинство его членов. Существует разное понимание задач права. Если основной задачей права считать защиту личности, то тогда мы исходим из идеи о том, что общество создано для человека, а не человек для общества. Если мы будем считать, что главной задачей права является защита интересов государства, то в таком обществе государство будет считаться высшей ценностью по сравнению с человеком. Видимо, основной задачей права является решение обеих этих задач — защита как человека, так и государства.
Ученые по-разному объясняют необходимость права. Например, известный европейский правовед П. Сандевуар пишет, что в общественной жизни люди и группы людей могут проявлять не только миролюбие, склонность к сотрудничеству, симпатию и солидарность, но и эгоизм, жадность, жестокость, стремление к превосходству над другими, чрезмерную требовательность и даже злонамеренность — хищническое в своем роде поведение. Таким образом, общественная жизнь не всегда представляет примеры альтруизма и благородства, превращаясь в арену проявления желаний, интересов, конкуренции, стремлений к власти и господству. Право существует для того, чтобы обуздать людей эгоистичных, жадных и жестоких по отношению к другим людям, а иногда даже несознательных и преступных. Право существует и потому, что сплоченность групп людей, общественный прогресс и само выживание человеческого общества требуют энергичного и всеобщего принуждения. Право, по словам П. Сандевуара, — это «отчасти тот хлыст, которым служитель щелкает в зоопарке».
Видный французский юрист Мишель Виралли отмечает, что право — чрезвычайно сложный механизм, нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, успокаивающее и защищающее. Право — лицо общества, подавляющее индивида и помогающее ему.
Право — это весьма сложное понятие для изучения, и чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда. Как только отношение между двумя лицами может стать объектом рассмотрения со стороны третьего лица, которое решает спорные вопросы, это означает, что данное отношение из области нравов перешло в несколько неопределенное царство права.
Важнейшей задачей права является упорядочение деятельности индивидов — членов общества — путем установления норм, или правил поведения, которые они должны соблюдать при реализации различных социальных связей.
Право есть метод организации общества, нацеленный на снижение социальной напряженности и устранение конфликтов.
Право призвано учреждать и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на индивидов и социальные группы определенные обязанности, одновременно гарантируя им правоспособность и конкретные права.
Основная задача права — формально установить равенство людей; обеспечить им возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. Если эта задача не достигается, то в обществе начинает действовать закон силы.
Функции права. Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.
Правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:
1) регулятивную, которая состоит в упорядочении общественных отношений. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор.
2) охранительную, заключающуюся в установлении меры ответственности за превышение прав, неисполнение обязанностей.
3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;
4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;
5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.
Структура права. Выражается в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.
Отрасль права — главное подразделение права, большая группа правил поведения, регулирующих какой-то вид общественных отношений.
Основными отраслями права являются конституционное, гражданское, уголовное, административное, трудовое право и другие отрасли права. Основные нормы отрасли права закрепляются в кодексах законов.
Кодекс — весьма распространенная форма федерального закона. В переводе с латыни кодекс означает — книга. В юридическом смысле кодекс — систематизированный свод актов, правил и норм, который одинаково регулирует сферу общественных отношений. Кодекс — основной законодательный акт. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании отношений нормами смежных отраслей. Перечень основных кодексов российского права приведен ниже.
Основные кодексы российского права
Гражданский
Уголовный
Гражданско-процессуальный
Уголовно-процессуальный
Налоговый
Кодекс об административных правонарушениях
Земельный
Семейный
Трудовой
Арбитражный процессуальный
Градостроительный
Уголовно-исполнительный
Лесной
Жилищный
Бюджетный
По отдельным видам транспорта (водный, воздушный, дорожный и др.) Таможенный
Имущественные отношения регулирует гражданское право; управленческие — административное право; трудовые — трудовое право; образовательные — образовательное право. Отрасли права можно разделить на материальные и процессуальные.
Общеправовой классификатор называет 45 отраслей законодательства. Отрасли права имеют свою структуру. Они делятся на общую и особенную части, которые в свою очередь состоят из институтов.
Институт права — это группа норм, регулирующая определенную часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяют такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, труд молодежи, труд женщин, трудовые споры и др.
Структура нормы права.Под структурой правовой нормы понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.
В структуре правовых норм проявляются те специфические функции, которые выполняют правовые нормы как первичное звено структуры права: обеспечение конкретизированного детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений.
Традиционно считается, что правовая норма имеет трехчленную структуру. В ее содержание входят: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза — указание конкретных фактических жизненных обстоятельств, юридических фактов, при наличии которых реализуется норма права, т. е. возникают или права, или обязанности. Гипотеза включается в ряд норм для того, чтобы ограничивать права, например право на увольнение администрации, на заключение договора и т.д.
Диспозиция — указание участников правоотношения, а также их прав и обязанностей.
Санкция — указание мер государственного принуждения; в ней перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушителю в двух случаях: 1) если человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему ущерб; 2) если человек не исполнил или некачественно исполнил свою обязанность.
Нормы права в своей совокупности образуют субъективное право, или право человека, т.е. право, которое конкретному субъекту для конкретных ситуаций устанавливает правомочие, обязанности, ответственность, устанавливает рамки его поведения и все это при определенных условиях. Иначе говоря, субъективное право — это мера возможного поведения.
Выделение субъективного права в составе правоотношения является необходимым, если иметь в виду, что правоотношение — это отношение как минимум двух субъектов. И понятие субъективного права определяет распределение прав и обязанностей этих как минимум двух субъектов с тем, чтобы возможность определенного поведения одного субъекта не уничтожала возможности определенного поведения другого субъекта.
В этом смысле и говорится о субъективном праве как о мере возможного, свободного поведения одного субъекта и о субъективной юридической обязанности как мере должного, обязательного поведения другого субъекта. Мера должного поведения обозначается как юридическая обязанность.
Мера возможного поведения определяет сумму возможных правомочий в субъективном праве:
- право на собственные действия, т. е. возможность действовать самостоятельно, например обратиться в орган государственной власти, в суд, защитить себя и т.д.;
- право требовать от обязанного субъекта выполнения его обязанностей, например получить стипендию, получить сдачу от продавца и т. д.;
- право прибегнуть к помощи государственной власти, если обязанная сторона не выполняет свою обязанность.
Иначе говоря, правомочия — это субъективное право в действии. Субъективные права человека можно разделить по юридической силе на следующие виды:
первый вид — право, которое может быть реализовано собственными силами, без обязательного активного участия другой стороны. Это, например, право учителя выбирать методику оценки знаний учащихся, право образовательного учреждения самостоятельно устанавливать структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей и т.д. (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»);
второй вид — право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполнит другая, обязанная сторона. Это наиболее распространенный вид прав в образовательных правоотношениях. Например, учащийся может воспользоваться своим правом на ускоренный курс обучения только с согласия администрации образовательного учреждения (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»). Такой же порядок установлен и при реализации права обучающегося на получение дополнительных образовательных услуг;
третий вид — право, реализуемое лишь в договорном (консенсуальном) порядке. Например, право образовательного учреждения на исключение учащихся, оставшихся без попечения родителей, можно реализовать только с согласия органов опеки и попечительства (ст. 19 Закона РФ «Об образовании»);
четвертый вид — право, реализация которого возможна только при наличии двух юридических фактов:
выполнения обязанности обязанной стороной;
признания законности действий должностным лицом, органом власти, разрешение их действий в местном нормативном акте. Например, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно только с согласия администрации образовательного учреждения, если это право предусмотрено в уставе образовательного учреждения.
Юридические обязанности можно разделить на три группы:
первая группа — постоянные обязанности, которые необходимо выполнять: например, обучающемуся соблюдать требования устава (п. 55 «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»); педагогу — честно и добросовестно работать (ст. 127 ТК РФ), выполнять нормы труда (ст. 102 ТК РФ) и т. д.;
вторая группа — обязанности, связанные с определенным событием, например обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т. д.;
третья группа — обязанности, которые выполняются по требованию правомочного лица, например своевременно и точно выполнить распоряжения администрации, предоставить право гражданину обучаться на родном языке (ст. 6 Закона РФ «Об образовании»).
Кроме того, юридические обязанности делят на активные (совершение действия) и пассивные (не совершение действия). Например, педагогу запрещается удалять с занятий обучающихся — это пассивная форма. Активной обязанностью является обязанность студентов выполнять требования программы среднего профессионального образования (п. 56 «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»).
Реализация правовых норм.Знание конкретных правовых норм, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и их реализация есть правовая форма жизнедеятельности, так как право закрепляет и выражает основные закономерности общественной практики. В нормах права аккумулированы принципы, идеалы, установки и традиции образа жизни, а также требующиеся для его утверждения субъективные права, свободы, обязанности личности.
Регулируемое нормами права поведение должно являться юридически значимым, т. е. либо соответствующим требованиям правовых норм, либо не соответствующим им.
С точки зрения права поведение может быть правомерным или противоправным.
Социальной сущностью правомерного поведения является его полезность и необходимость для общества.
Правомерное поведение — это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т. е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.
Противоправное поведение выражается в различных правонарушениях: административные и дисциплинарные проступки, причинение имущественного вреда, уголовное преступление.
Правонарушение — действие или бездействие, нарушающее норму права и влекущее за собой юридическую ответственность.
Юридическая ответственность — это применение к лицу, нарушившему закон, мер государственного принуждения.
В зависимости от характера правонарушения существуют следующие виды юридической ответственности:
- уголовная (если лицо совершило преступление);
- административная (если лицо совершило административный проступок);
- материальная (если лицо причинило ущерб организации, с которой оно состоит в трудовых отношениях);
- гражданская (если лицо не исполнило обязанность, предусмотренную гражданским правом);
- дисциплинарная (если человек совершил дисциплинарный проступок в трудовых отношениях).
Привлечь человека к юридической ответственности можно, если он совершил правонарушение, которое традиционно должно включать четыре элемента:
- объект нарушения;
- субъект правонарушения, т.е. лицо, совершившее нарушение;
- субъективную сторону — вину человека в форме умысла или неосторожности;
- объективную сторону — сам проступок, его последствия.
Тест к главе 1
1. Какое из определений права наиболее верно?
а) право – это документ органа власти или управления, содержащий общеобязательные нормы поведения
б) право – это установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми возможностями, невзирая на естественные различия
в) право – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством -
г) право – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские возможности, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их
2. Какой из перечисленных ниже нормативных правовых актов нарушает иерархию (не стоит на своем месте)?
а) законы
б) постановления Правительства РФ -
в) указы Президента
г) приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти
3. Дайте понятие физического лица.
а) гражданин как участник правоотношений -
б) орган управление в социальных и экономических системах
в) администрация края, области
г) организация (предприятие, учреждение, акционерное общество)
4. Дайте определение правоспособности человека.
а) способность гражданина создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их
б) способность занимать равное положение среди людей, иметь одинаковые с ними права и обязанности
в) способность иметь гражданские права и выполнять обязанности -
г) способность осуществлять разрешенную законом деятельность
5. С какого возраста в имущественных отношениях наступает гражданская дееспособность в полном объеме?
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 17 лет; г) 18 лет -
6. Приведите пример правообразующего юридического факта.
а) приказ об увольнении
б) приказ о переводе на другую работу
в) заключение договора -
г) все ответы верны
7. Назовите основную цель права.
а) установление формального равенства разных людей
б) обеспечение возможности осуществлять свое право
в) признание людей одинаково ценными для государства и в государстве
г) все ответы верны -
8. Какое право не имеет своего кодекса?
а) налоговое; б) таможенное; в) земельное; г) экологическое –
9. Дайте определение отрасли права.
а) главное подразделение права, большая группа правил поведения, регулирующая какой-то вид общественных отношений –
б) группа норм, регулирующая определенную часть общественных отношений
в) совокупность норм, состоящая из больших групп, подразделений, регулирующие спорные вопросы права
г) группа норм, устанавливающая формальное равенство всех участников определенных правоотношений
10. Найдите ложное суждение. Норма права состоит из 3 частей:
а) санкция; б) гипотеза; в) диспозиция; г) инверсия –
11. На что указывает диспозиция нормы права?
а) на участников правоотношения, их права и обязанности -
б) на степень обязательности нормы права
в) на степень реальности нормы права
г) на то, в какой орган государственной власти следует обратиться
12. Что такое юридическая сила?
а) степень обязательности и реальности права -
б) правила поведения обязательного характера
в) группа норм, регулирующая определенные общественные отношения
г) главное подразделение права
13. Что такое юридическая обязанность?
а) применение к лицу, нарушившему закон, мер государственного принуждения
б) мера должного, установленного законом поведения –
в) выполнение обязанности одной из сторон
г) признание законными действий должностного лица
14. Какого вида ответственности не существует?
а) уголовная
б) административная
в) материальная
г) физическая –
15. Дайте понятие субъекту правонарушения.
а) лицо совершившее правонарушение -
б) проступок
в) наступившие последствия правонарушения
г) правомочное лицо, например администрация
16. Дайте понятие субъективной стороне правонарушения.
а) лицо, совершившее нарушение
б) вина человека в форме умысла или неосторожности –
в) сам проступок
г) последствия проступка
Глава 2. Конституционное право