Требования к результатам освоения дисциплины. Учебное пособие для бакалавров

МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ

Учебное пособие для бакалавров

по направлению подготовки 38.03.04.62 " Государственное и муниципальное управление"

Москва, 2015 г.

Бианкина А.О, Казенков О.Ю., Орехов В.И., Орехова Т.Р., Яковлев С.С. Маркетинг территорий по направлению подготовки 38.03.04.62 Государственное и муниципальное управление Учебное пособие для бакалавров. – МИСАО:, 2015 г. - 269 с.

Данное пособие содержит теоретическую и практическую части занятий по дисциплине «Маркетинг территории» для бакалавров направления подготовки 38.03.04.62 «Государственное и муниципальное управление».

Предлагаемый курс может служить в качестве исход­ного для усвоения разнообразных знаний при подготовке профес­сионалов государственного и муниципального управления, а также последующей их специализации по разным отраслям государствен­ного управления (в сфере экономики, социальных отношений, ад­министрирования, политики и т. д.).

Содержание

Введение 4

Лекция 1 Введение в курс маркетинг территорий 10

Лекция 2 Теоретические основы маркетинга территорий 24 Лекция 3 Комплекс средств маркетинга территорий 48

Лекция 4 Маркетинговая среда территории 69

Лекция 5 Стратегический менеджмент и маркетинг территории 101

Лекция 6 Формирование и продвижение имиджа территории.

Бренд территории 135

Лекция 7 Маркетинговый подход к доходам территории 167

Лекция 8 Управление процессом маркетинга территории 192

Лекция 9 Маркетинг страны 218

Глоссарий по дисциплине " Маркетинг територий" 252

Итоговый тест по дисциплине " Маркетинг территории" 258

Список рекомендованной литературы 267

Введение

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины - подготовка государственных и муниципальных служащих, способных обеспечить формирование у бакалавров теоретических знаний в области территориального маркетинга; развитие практических навыков эффективного использования маркетинговых технологий и инструментов в управленческой деятельности; формирование теоретических знаний и практических навыков в области интегрированных маркетинговых коммуникаций, направленных на выработку и внедрение эффективных решений по продвижению территории с учетом факторов внешней среды и внутренних ресурсов; формирование знаний в построении конкурентоспособной маркетинговой стратегии развития территорий.

Задачами дисциплины являются применение различных маркетинговых инструментов для повышения привлекательности территории как места проживания и осуществления деятельности, разработка и применение необходимых механизмов для решения конкретных задач в области сегментации рынка и позиционирования территории.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина является теоретической и методологической основой для изучения совокупности прикладных дисциплин, связанных с управлением территориальным развитием.

Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

организационно-управленческая деятельность:

умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);

способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);

информационно-методическая деятельность:

умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-5);

владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);

умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);

способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);

коммуникативная деятельность:

способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);

способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11);

проектная деятельность:

способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);

способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13);

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14);

вспомогательно-технологическая (исполнительская):

умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-15);

способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16);

владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17);

организационно-регулирующая деятельность:

способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18);

способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права (ПК-20);

умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21);

умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22);

исполнительно-распорядительная:

владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);

владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);

умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-25);

владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);

способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать:общие основы управления территорией с позиции территориального маркетинга; формулировать и корректировать цели, задачи, видение, соответствующие специфике внешней и внутренней среды территории; основные группы субъектов территориального маркетинга, особую роль органов власти в организации взаимодействия и координации деятельности разных субъектов территориального маркетинга; координировать усилия всех субъектов территориального маркетинга; мотивы выбора территории, критериях предпочтения территории для разных групп потребителей;

- уметь: применять маркетинговые инструменты для повышения привлекательности территории как места проживания и осуществления деятельности; выбирать наиболее оптимальные процессы и методы управления по развитию комплекса средств (инструментов) территориального маркетинга; разрабатывать и применять необходимые механизмы для решения конкретных задач в области сегментации рынка и позиционирования территории; выявлять и развивать конкурентные преимущества территории.

- владеть: теоретическими знаниями и практическими навыками по подготовке информации для проведения анализа, проведению аналитических процедур, оформлению результатов анализа; навыками использования приемов и методов экономического анализа для оценки социально-экономического состояния территории; навыками подготовки и принятия управленческих решений на основе проведенного анализа, направленных на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности территории, оптимизацию организационных структур органов по управлению на региональном и местном уровне.

Лекция 1. Введение в курс «Маркетинг территорий»

1. Маркетинг как научно-практическая дисциплина

2. История маркетинга

Наши рекомендации