Трансграничное движение ресурсов и его регулирование средствами международного экономического права

Одной из главных групп отношений, находящихся в сфере регулирования международного экономического права, являются отношения публичных лиц по поводу трансграничного движения ресурсов на двух и многостороннем уровне.

Государства сами устанавливают правила поведения в этой сфере по поводу ресурсов и выступают продавцами и покупателями.

В международных экономических отношениях постоянно циркулируют:

- финансы,

- инвестиции,

- трудовые ресурсы,

- экономическая помощь.

В международных экономических отношениях в качестве товара выступает все, что предназначено для обмена за возмещение для удовлетворения потребностей. Услуги и права также являются товаром.

Движение товаров образует товаропотоки, в отношении принципов управления которыми договариваются государства. Часть их осуществляется непосредственно публичными лицами, отправителями и получателями товаров.

В соглашениях друг с другом государства устанавливают принципы, на которых будут перемещаться ресурсы, либо условия их перемещения, приема-передачи, купли-продажи.

Трансграничное движение финансовых ресурсов:

- в международной финансовой системе движутся, конвертируются, обращаются валюты, ценные бумаги, кредиты;

- складываются валютные, кредитные, платежно-расчетные отношения;

- существуют национальные, двусторонние, многосторонние механизмы международной финансовой системы, где есть микро и макроуровень отношений, регулируемый в той или иной степени государствами;

- государства как отправители и получатели финансовых ресурсов в двустороннем и многостороннем порядке разрешают проблему долгов, устанавливают принципы взаимоотношений, нормы поведения, порядок операций и процедур в международной финансовой системе.

На макроуровне это регулирование активно ведется в рамках МВФ, МБРР и других финансовых организаций.

Трансграничное движение инвестиционных ресурсов.

Для производства товара необходимы ресурсы, или могут быть запасы различных средств, выступающие в товарной, денежной или иной формах. Это называется инвестициями, движение которых является одним из объектов международного регулирования.

В международной инвестиционной системе есть свои рынки, покупатели и продавцы капитала, его экспорт и импорт.

Государства, регулируя движение частного капитала, определяют принципы сотрудничества в инвестиционной сфере. Происходит переход к многостороннему регулированию в международной инвестиционной системе. Идет разработка Многостороннего соглашения по инвестициям в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

Трансграничное движение рабочей силы.

В мировой экономике перемещаются как продукты труда, так и сам труд, который принимает форму переселения трудоспособного населения по экономическим причинам, т.е. миграция рабочей силы.

Миграция рабочей силы порождает массу вопросов и проблем, требующих регулирования на международном публично-правовом уровне в двустороннем и многостороннем плане:

- защита национального рынка труда;

- утечка мозгов;

- правила поселения (статус резидента);

- денежные переводы и т.д.

Государства заключают соглашения, призванные регулировать вопросы миграции, сокращать иммиграцию, стимулировать реиммиграцию.

Международное разделение труда своим результатом имеет неравенство в экономическом развитии государств и регионов.

Развитые государства помогали и помогают слаборазвитым странам.

Эта помощь фактически выражается в перемещении тех же ресурсов – товаров, финансов, инвестиций, только без встречного возмещения.

Отсутствие встречного возмещения – есть отличительная черта, которая служит выделением данного ресурсопотока в особый вид, который регулируется нормами права международной экономической помощи, входящего в систему международного экономического права.

Здесь сложился свой рынок, где есть экспортеры (государства-доноры) и импортеры (государства-рецепиенты) помощи, предоставляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В международной экономической системе все ее элементы – торговля, финансы, инвестиции – взаимосвязаны и сбалансированы.

Если управляемость системы нарушается, происходят кризисы, касающиеся отдельных стран, регионов, подсистем или всей экономической системы в целом.

Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном, межрегиональном, двустороннем и секторальном разрезе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отношения, являющиеся предметом регулирования МЭП.

2. Дайте характеристику источникам МЭП.

3. Перечислите основные международные организации, действующие в сфере МЭП.

Литература:

См. № 3, 12, 29, 37, 40 55, 66, 80, 83 из списка литературы.

Наши рекомендации