Понятие и виды социального регулирования
Как указывалось, общество представляет собой не механическую совокупность людей, а систему их отношений. И всякие отношения требуют упорядоченности и организованности. А этот порядок и организованность осуществляется благодаря социальному регулированию, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.
Социальное регулирование бывает индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование имеет место тогда, когда один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему строго определенный вариант поведения. (Таков, например, приказ работодателя о приеме на определенную должность конкретного работника). Нормативное же регулирование осуществляется посредством создаваемых в обществе норм, содержащих предписаний общего характера и направляющих поведение широкого круга людей. Эти нормы носят название социальных норм. Их субстратом является не просто правило (эти правила существуют и в других несоциальных сферах, например грамматические, математические, технические), а правило поведения, То есть социально-волевые масштабы поведения людей и их коллективов в сформированные в целях социального (общественного) упорядочения их отношений.
Особенности социального регулирования:
Во-первых, оно представляет собой определенное внешнее воздействие.
Во-вторых, социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и различные их отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.
В-третьих, это воздействие осуществляется при помощи индивидуальных и нормативных средств.
В-четвертых, социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и их образования в целях их упорядочения.
Следовательно, социальное регулирование - это осуществляемое при помощи нормативных и индивидуальных средств воздействие на поведение людей и соответствующие отношения в целях их упорядочения.
Преимущественное значение имеет регулирование посредством социальных норм. Поскольку общественные отношения весьма разнообразны, то различны и регулирующие их социальные нормы. По своему содержанию и сфере отношений они могут быть подразделены на политические, нормы культуры, нравы, эстетические «правила игры» и т.д. Однако главное деление социальных норм - по их регулятивным особенностям, порядку принятия и основаниям. С этой стороны они классифицируются по нескольким группам:
- правовые нормы;
- нормы морали (нравственности);
- корпоративные нормы;
- нормы- обычаи;
- религиозные нормы.
Все указанные виды норм, их содержание предопределены существующим экономическим и политическим строем общества и составляют определенное единство. Поскольку они в процессе регулирования взаимодействуют между собой, выполняя определенные функции и занимая определенное место в регулировании общественных отношений, можно говорить о единой системе социального регулирования.
Рассмотрим указанные нормы.
Моральные нормы - это представления людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, постыдном и похвальном, стихийно сложившиеся в сознании людей и обеспечиваемые силой общественного мнения и совестью человека.
Нормы-обычаи - образовавшиеся в результате многократного повторения и вошедшие в привычку варианты поведения, обеспечивающиеся силой общественного воздействия.
Корпоративные нормы - правила, создаваемые в рамках определенной социальной организации и распространяющиеся на членов этой организации.
Религиозные нормы - правила поведения, образовавшиеся в рамках определенной религиозной конфессии, распространяющиеся на исповедующих данную конфессию и обеспечивающиеся в определенном конфессиональном порядке.
В рамках курса теории права важно выявить вопросы соотношения этих норм с правом.
Прежде всего, отметим общие черты. Как и право, так и все иные нормы являются социальными, то есть правилами поведения общего характера, направленными на регулирование общественных отношений. Указанное единство позволяет определить как их отличие от норм права, так и проследить их взаимодействие.
Будучи социальными регуляторами, иные нормы имеют принципиальные отличия от правовых. Это отличие по следующим направлениям:
- по способам образования. Правовые нормы издаются государством. Иные нормы возникают стихийно, без воздействия государства;
- по формам существования. Правовые нормы закреплены в формальных источниках. Моральные же нормы и нормы обычаи не имеют такого закрепления;
- по способам защиты. Правовые нормы обеспечиваются государством. Иные нормы – силой общественного воздействия;
- по характеру регулирования. Право воздействует на поведение людей с помощью специальных средств, образующих механизм правового регулирования. Иные же нормы - через непосредственное воздействие на сознание людей;
- право в силу своей специфики обладает определенными признаками (особая нормативность, системность, общеобязательность и т.д.), которые не свойственны иным социальным нормам.
Вместе с тем, все социальные нормы активно взаимодействуют между собой в процессе регулирования общественных отношений.
Соотношение права и морали
Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между правом и моралью.
Прежде всего, следует отметить единство права и морали. Мораль, как указывалось выше, это представление о справедливом и несправедливом. Но справедливость, как мы выяснили, является основным принципом права. Право есть мера справедливости. Следовательно, мораль (справедливость) лежит в основе содержания права. Всякая норма права должна быть справедливой, соответствовать требованиям морали. Многие нормы права непосредственно вытекают из требований морали (не убий, не укради и т.д.).
Взаимодействие права и морали заключается и том, что в некоторых случаях в тексте нормативных актов формально закрепляются моральные положения и категории, при формулировании норм права законодатель нередко использует категории морали. Так, например, согласно нормам трудового права, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, бережно относиться к имуществу работодателя (ст. 21 ТК РФ). Согласно гражданскому законодательству сделка, совершенная с целью противной основам нравственности, считается ничтожной, (ст.169 ГК РФ) а права и обязанности сторон могут определяться исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости (ст. 6 ГК РФ).
Однако между указанными нормами возможны и противоречия. Более того, в отдельных случаях эти противоречия неизбежны. Причины этого могут быть субъективными, когда законодатель в силу каких-либо причин принимает нормы, не поддерживаемые моральным сознанием общества (например, акты о повышении цен, увеличении налогов). Однако основные причины противоречий заключаются в различном характере права и морали. Так, различен характер их изменения. Нормы права действуют постоянно, до их отмены или изменения. Моральные же воззрения меняются непрерывно в связи с изменяющимися отношениями. Поэтому возможны ситуации, когда нормы права отстают от новых моральных положений. Может быть и иная ситуация, когда в праве закрепляются положения, еще не воспринятые обществом с точки зрения морали. Противоречия возможны и из-за различных форм существования. Право существуют в письменных источниках, моральные же положения формируются в сознании человека, которое имеет субъективный характер. Известны случаи, когда моральные положения закрепляются письменно в определенных актах. Таков, например, моральный кодекс строителя коммунизма. Однако это письменное закрепление ни в коей мере не означает, что записанные нормы стали реальностью. Для того, чтобы нормы морального кодекса перешли в реальные правила, им необходимо быть признанными обществом, войти в сознание людей. До тех пор они остаются простыми пожеланиями, но не нормами, не правилами общего характера. Отличие заключается и в предмете регулирования. Право регулирует только поведение людей, мораль же может регулировать и отношения, не поддающиеся внешнему контролю (любовь, дружбу). Знает законодательство и такую категорию, как моральный ущерб.
Особого внимания заслуживает вопрос о роли моральных норм в профессиональной деятельности юриста. В свое время Энгельс отмечал, что «каждая профессия имеет свою собственную мораль» (Соч., т.21, с. 298-299). Профессиональная деятельность юриста имеет специфические особенности, что предъявляет особые требования к деловым и моральным качествам работника, обязывают его знать те социальные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста. Подчеркивая роль моральных качеств в деятельности юриста, А.Ф.Кони писал: «Ни в одной деятельности не приходится так часто тревожить свою совесть, то призывая ее в судьи, то требуя от нее указаний, то отыскивая в ней одной поддержки» (Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. Послесловие. С. 12). Не случайно в рамках этики получила самостоятельное значение такая ее ветвь, как «судебная этика», «юридическая этика». Юрист часто сталкивается с людьми, находящимися в конфликтной ситуации. Его служебным долгом является не только требование соблюдения норм закона, но и необходимость проявления такта, внимания к моральным и психологическим переживаниям человека. Нравственная культура юриста выражается в его умении разумно оценить и умело применить этические нормы и правила, не противопоставляя законность и справедливость, как основу морали.
Тесно право взаимодействует и с иными социальными нормами.