Власть и управление в первобытном обществе
Антропологические работы последних лет показали, что возникновение человекоподобных существ «Homo habilis» произошло 4,5 млн. лет назад. И только 40 тыс. лет назад в результате эволюции человекоподобных приматов появляется «Homo sapiens» – «человек разумный». Длительное время первобытные люди занимались охотой, сбором плодов и корней растений, то есть присвоением готовых продуктов.
Постепенно произошел переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей, когда в основе жизнедеятельности лежит производство. Возникли новые виды деятельности и производства: выращивание растительной пищи, приручение диких животных (животноводство).
Социальная организация такого рода людей характеризовалась как родовая община. Родовая община (род) – это группа людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, совместным трудом и уравнительным распределением результатов этого труда. Членов рода было столько, сколько необходимо для получения продукта для скудного существования, столько, сколько мог бы прокормить этот продукт. Лишних, не работающих субъектов (кроме малолетних и стариков) в составе рода не было.
Единство рода заключалось в том , что внутри него не было деления на какие-либо социальные институты. Не было в роду и семьи в современном понятии этого слова. На ранних стадиях существования человечества семья была полигамна, то есть существовал групповой брак. Родословная велась по материнской линии, ибо достоверный отец не был известен. То есть материнский род был не территориальной, а кровно-родственной организацией. Данный период в развитии человечества получил название «матриархат».
Поскольку производительность труда из-за примитивности орудий труда была крайне низка, в основе распределения было положено равенство. Распределялось (потреблялось), по сути, все, что производилось. В этих условиях не было экономического неравенства, частной собственности, эксплуатации. Соответственно, не было и социального неравенства.
В силу этого управление общиной было делом всех ее членов, властвующие и подвластные здесь совпадали. То есть власть носила общественный характер, при котором все взрослое население, выполняло властные функции. В этих условиях важные проблемы жизни рода обсуждались на общем собрании. Здесь решались вопросы войны и мира, перемещения в другую местность, рассматривались споры между членами рода, наказывались виновные в нарушении порядка. Специальных органов принуждения, специального аппарата управления общиной не было.
Для оперативного решения вопросов производственного характера избирался вождь (старейшина) рода. Однако старейшина не обладал какими-то особыми привилегиями и полномочиями. Он наряду со всеми членами рода работал, получал свою долю продукта, участвовал в военных действиях и общих собраниях. Это был наиболее уважаемый член рода, наиболее опытный рыбак, охотник. В силу этих качеств он и пользовался авторитетом среди сородичей. Следовательно, его власть держалась на авторитете и уважении других членов рода.
Как всякий социальный институт род требовал социального регулирования. Основным регулятором общественных отношений были социальные нормы - обычаи. Это нормы, которые в силу многократного и эффективного повторения (на охоте, в быту, иных отношениях между людьми) входили в привычку. Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения людей в определенных ситуациях. Они передавались из поколения в поколение и выражали коллективный интерес всех членов рода. Индивидуальный (а значит, отдельный для каждого члена рода) интерес в этих нормах отсутствовал, ибо отдельный человек вне общины просто не мог существовать и не отделял себя от рода и племени. Интерес рода был и интересом личности.
В современной науке эти правила характеризуются как «мононормы» ( от греч. monos – один, единый). Их монизм, единство заключалось в том, что эти нормы не делились по характеру велений (право, обязанность, запрет). «Для индейца, - писал Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,- не существует вопроса, является ли участие в общественных делах или кровная месть его правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, является ли правом или обязанностью сон, еда или охота». Одновременно единство древних обычаев заключалось в том, что они не различались и по характеру нормирования. В составе этих норм не выделялись нормы морали, религиозные, корпоративные и т.д. Все нормы – единые нормы первобытного общества. Реализация мононорм контролировалось самими членами рода.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что первобытное общество не знало ни государства, ни права. Однако на известном этапе развития в силу новых экономических и социальных условий они появилось.
Как же происходил процесс образования государства? Каковы причины его возникновения?
Разумеется, в условиях родового строя, родовых отношений необходимости в государстве не было. Старейшина рода, родовое собрание успешно решали все вопросы. Следовательно, произошло разложение рода, появились новые социальные и экономические условия.
Весьма подробно процесс разложения рода и образование новых отношений весьма подробно описаны Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».