Дискреционная политика и политика встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Политика автоматических стабилизаторов заключается в том, что расходы государственного бюджета и налоги на протяжении рассмотренного периода времени меняются автоматически, в зависимости от экономической конъюнктуры. При этом ставки налогов не пересматриваются, остаются постоянными. Это приводит к тому, что период подъема увеличиваются доходы, которые получают домохозяйства, в результате чего они, при существующем прогрессирующем налогообложении попадают под более высокую ставку налога и реально доходы увеличиваются в меньшей степени. Соответственно совокупный спрос увеличивается в меньшей степени. Одновременно в период подъема сокращаются расходы государства в виде трансфертов, таких как:
а) расходы по выплате пособий безработным;
б) выплата пособий малообеспеченным слоям населения.
В период экономического спада наблюдается противоположная ситуация. Ввиду падения производства увеличивается безработица, что требует роста расходов государства на пособия по безработице. Снижаются реальные доходы и увеличивается количество малообеспеченных семей, что также требует увеличения госбюджета. Одновременно снижается зарплата работающего населения, что автоматически переводит их в более низкие ставки подоходного налога. В результате этого реальные доходы сокращаются в меньшей степени, чем спад производства. Тем самым тормозится его дальнейшее падение.
Таким образом, автоматические стабилизаторы препятствуют слишком большому перегреву экономики или глубокому кризису, но не могут полностью устранить нежелательные тенденции экономического цикла. Это означает, что если правительство в период спада хочет устранить негативные последствия, то оно должно проводить дискреционную фискальную политику.
Дискреционная политика проявляется в том, что государство меняет налоги и государственные расходы в зависимости от экономической конъюнктуры и целей. В период спада государство проводит экспансионистскую дискреционную политику. Она проявляется в снижении налогов, увеличении государственных расходов, или в одновременном сочетании первых двух.
Снижение налоги приводит к росту располагаемого дохода, что вызывает рост совокупного спроса. В результате того, что совокупный спрос превышает совокупное предложение, предприниматели начинают развивать производство. ВНП увеличивается, что означает сокращение безработицы, а это приводит к новому увеличению доходов, в результате чего растет национальный доход и объем производства. Спад ликвидируется.
Государственные расходы действуют по двум направлениям:
1) Субсидии (трансферы) и их увеличение, которые приводят в период спада к росту располагаемого дохода домохозяйств и стимулирует увеличение совокупного спроса, что является толчком для развития производств, что означает сокращение безработицы, прекращение спада.
2) Закупки товаров и услуг; они прямо воздействуют на увеличение совокупного спроса.
В период подъема инфляции в стране проводится рестриктивная дискреционная (сдерживающая) фискальная политика. Она осуществляется через увеличение налогов, сокращение государственных расходов или сочетание этих двух методов. Механизм воздействия этой политики, противоположен экспансионистской политике.
В настоящее время в экономической литературе идет дискуссия по поводу предпочтительности использования налогов или государственных расходов для борьбы с экономической конъюнктурой. Кейнсианство предпочитает государственные расходы, которые должны расти в период спада, и сокращаться в период подъема. Неоклассическая теория считает, что усиление роли госбюджета подрывает рыночные стимулы и поэтому необходимо сокращать государственные расходы, особенно на социальные программы, так как они порождают иждивенческие настроения в обществе. Необходимо использовать налоги и, прежде всего, сокращать их.
Если в стране экономический кризис, то сокращение налогов с доходов предприятий позволит им выделить больше средств на инвестиции и за счет этого выйти из кризиса. Если в стране растет совокупный спрос и за счет этого развивается инфляция, то снижение налогов на прибыль позволит фирмам увеличить производство товаров и удовлетворить спрос, уничтожив основание для роста цен.
Бюджетно-налоговая политика имеет ряд проблемв применении:
1) Фактор времени. Он проявляется в том, что происходит запаздывание между экономической ситуацией, принимаемым решением и эффективным воздействием этого решения на субъекты хозяйствования, что связано с тем, что:
а) требуется время для распознания проблему и выявления причины;
б) административная задержка; она связана с тем, что механизм принятия поправок к государственному бюджету и налогам требует длительного процесса обсуждения и принятия в законодательном органе;
в) функциональная задержка; существует временной разрыв между принятием решения и началом действия принятого решения, заставляющего изменить хозяйство субъекта свое поведение;
2) Политическая проблема: фискальная политика используется политиками для решения проблем, которые являются достаточно противоречивыми и содействие одной, вызывает обострение другой проблемы. Одновременно политики используют фискальную политику для решения своих политических целей, которые идут вразрез с экономическими целями.
Кредитно-денежная политика